Найти тему

Хранитель памяти донской земли

(опубликовано в журнале "Пограничник" №9 2023 г.

Андрей МУСАЛОВ

Казачьему роду нет переводу
Казачьему роду нет переводу
На Дону любовь к Родине прививается с детства
На Дону любовь к Родине прививается с детства
Все экспонаты музея собирались при помощи местных жителей
Все экспонаты музея собирались при помощи местных жителей
В начале ХХ века самовар был главным предметом любой казачьей хаты
В начале ХХ века самовар был главным предметом любой казачьей хаты
Музей Вернедонского района позволяет окунуться в атмосферу былой казачьей старины
Музей Вернедонского района позволяет окунуться в атмосферу былой казачьей старины
Ребятня с удовольствием узнаёт, как отмечали праздники в стародавние времена
Ребятня с удовольствием узнаёт, как отмечали праздники в стародавние времена

Воспоминания о предках — это, что формирует понятие «Родина». Жаль, но ныне многие стали забывать о том, кто они, откуда родом. кем были их пращуры. Хорошо, если вспомнят, как звали деда, а вот имени – отчества прадеда многие уже и не назовут. К счастью, в нашей стране немало тех, кто заботливо хранит и передаёт по наследству воспоминания о былых поколениях, прошлом тех мест, где они родились. Большая удача, если в каком-то городе или деревне проживает такой энтузиаст – краевед, спасающий людей от беспамятства.

Станице Казанской Верхнедонского района Ростовской области повезло — там живут именно такие патриоты своего края, работники местного историко-краеведческого музея. Возглавляет этот маленький коллектив Георгий Абакумов, писатель и исследователь старины. Когда-то, работая участковым полиции, он начал собирать предметы старины, записывать истории, услышанные от жителей станиц и хуторов. Ныне эта удивительная коллекция превратилась в полноценную экспозицию и ряд книг, повествующих о прошлом казачества.

Пограничные земли

Ветер, проносящийся над степью и гладью неспешного Дона, насыщен душистыми запахами множества трав, главная из которых — полынная горечь.

— Полынь, это самая казачья трава, — задумчиво говорит Георгий Абакумов. — В старину донские казаки лечили ею многие болезни. А уезжая в дальние края, на охрану рубежей Российской империи, обязательно брали полынь с собой — как талисман и в память о родных краях.

Мы беседуем на коновязи краеведческого музея. Тщательно, до мельчайших мелочей она воспроизводит то, как когда-то выглядели такие же постройки по всему верхнему Дону. Хранитель подробно рассказывает про экспонаты, развешанные вокруг: конскую сбрую, хомуты, дуги, уздечки, недоуздки, сбруи, путы, треноги.

Интересуюсь:

— А где казак хранил своё оружие?

— Как где? В курене, прямо над кроватью. В любое время суток, в любую минуту, казак должен был быть готов к бою, к выполнению приказа. Разбросанные где попало сбруя, оружие и прочее, могли стоить жизни не только ему, но и всей семье. Вот потому хозяин и следил строго за порядком, с детства приучая к нему и детей.

Такой уклад жизни возник не случайно. Сотни лет донские земли были порубежными — граничили с Крымской и Ногайской ордами, с Османской империей. Казаки прикрывали южные границы Руси, проходившие по Дикому полю. В любой момент степь могла исторгнуть разбойников, хищно рыскавших в поисках лёгкой добычи или завоевателей, шедших на славянские земли для их разграбления и захвата рабов. С кем-то из них удавалось поддерживать мирное сосуществование, но в большинстве случаев приходилось иметь дело с разбойниками и завоевателями. Ногайская орда, Крымское и Казанское ханства, Османская империя…

Проходили столетия, появлялись и угасали государства, но казаки продолжали жить в режиме постоянного ожидания нападения или похода. А потому всегда должны были быть в готовности боевой конь и оружие.

В поисках древностей и традиций

Георгий Николаевич — интереснейший собеседник. Долгие годы он работал в полиции, участковым. Бывая в станицах и хуторах, он собирал старинные истории легенды, коллекционировал предметы казачьего быта. Что-то покупал, но чаще получал в дар — для большинства людей все эти чугунные утюги и древние подковы казались обычным ненужным хламом. Абакумов же видел в старинных артефактах наследие земли предков.

Со временем увлечение Георгия Абакумова передалось его брату — Тимофею. Коренные жители Верхнедонского района, воспитанные в духе казачьих традиций, они с детства испытывали неподдельный интерес к казачьей истории, быту и обычаям донских казаков. Постепенно коллекция братьев стала насчитывать более 700 предметов! На её основе этой в сентябре 2007 года и был создан историко-краеведческий музей Вехнедонского района.

Под здание музея администрация станицы выделило небольшое здание на берегу Дона. Многочисленные посетители удивляются, как всего в пяти выставочных залах и на небольшой прилегающей территории удалось разместить сразу столько всего интересного?!

Музей посвящён не только истории казачества, он прежде всего краеведческий, предназначенный для просвещения населения, прежде всего — школьников. Например, в зале «Археология» представлены образцы памятников различных эпох, начиная с каменного века. Уже тысячи лет назад в здешних краях жили люди. Это привлекает в Верхнедонской район учёных, которые активно ведут раскопки. Хорошо знающие местность братья Абакумовы им активно помогают. Взамен их экспозиция периодически пополняется древними артефактами. Подобные экспонаты производят неизгладимое впечатление на школьников. Кто бы мог подумать, что прямо рядом с твоим двором когда-то жили древние кроманьонцы и неандертальцы!

— Вот кремнёвое острие, датированное финалом палеолита или мезолитическим временем. Оно было найдено на северо-восточной окраине хутора Поповка, — указывает Георгий Николаевич на невзрачный с виду кусок камня. — А рядом можете увидеть фрагмент костяного гарпуна. Его местные рыбаки обнаружили на берегу реки Дон, в районе хутора Мещеряковского. Кандидат исторических наук Виктор Цыбрий предположил, что такие наконечники гарпуна предназначались для охоты на крупную рыбу и водоплавающую птицу. Этот тип был широко распространен в VIII – VI тысячелетие до нашей эры.

Неподдельный интерес у посетителей музея вызывает каменное изваяние половецкого воина высотой в один метр. О его этническом происхождении можно судить по туго заплетенной косе, которая служила половцам (кипчакам) своего рода защитой от удара вражеского меча. Этот памятник сакрального искусства степняков VII века является археологической находкой сотрудников музея.

Учёные полагают, что подобные половецкие изваяния — бабы, были посвящены прародителям, а также духам плодородия. Этимология слова «баба», происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дед-отец». Устанавливали такие статуи на курганах или в других священных местах, вроде родовых могильников, где покоился прах предков и совершался круговорот жизни и смерти.

В центре зала, посвящённого археологии, находится копия погребения катакомбной культуры — муляж скелета с различными древними артефактами. Это захоронение в хорошей степени сохранности было найдено специалистами Ассоциации «Южархеология».

На окружающих стендах ещё много чего редкого и необычного: украшения конской упряжи XVI – XVIII веков, древнерусские пуговицы IX – XIV веков, нательные кресты XI – XIII веков, чугунный казан XIII – XIV веков. Удивительно, но всё это когда-то лежало буквально по соседству, в какой-нибудь балке, овраге или кургане.

— Территория Верхнедонского района до конца не изучена, - рассказывает директор музея. — Наши сотрудники и краеведы ежегодно проводят колоссальную работу и в ходе поисковой деятельности находят бесценные артефакты. Очень трудно выделить какие-то наиболее интересные. Для меня лично все они уникальны. Потому что каждый экспонат, как и человек, имеет собственную интересную судьбу, свой отличительный характер.

Казачий уклад

И всё же основное предназначение музея — рассказ об истории донского казачества. На входе на его территорию стоит сторожевая вышка с развевающимся над ней флагом Всевеликого войска Донского. Когда-то такие были казачьих заставах по всем границам Российской империи. Рядом виднеется частокол, за которым скрыто самое настоящее казачье подворье, на котором чего только нет! Жернова, молотильные камни, ступы, долблёные корыта. Тут же вилы, косы, грабли, приспособления для отбивания косы. Всё развешено, разложено в определённом порядке, а не свалено кучей в углу.

— Как и в случае с оружием, хозяин строго следил за тем, чтобы каждая вещь была на своем месте, — рассказывает хранитель музея. — Бывало так — объявит доченька, что нынче к ней жених придёт. Так её папаня, желая узнать, насколько будущий зять хозяйственный, устраивал испытание. Бросит где попало топор, вилы, да грабли. А сам из-за угла следит — если жених через эти предметы переступит и дальше пойдёт, то ему от ворот поворот. Но если по-хозяйски поднимет эти вилы-грабли, да к стене приставит, вот тогда да — будет разговор. Кстати, и свекровь будущая так же поступала. Как приведёт сыночек девку домой — на предмет смотрин, маманя начинает чашками-ложками стучать. Толковая девка, едва этот стук заслышав, подойдёт и спросит: «Не пособить ли чаво?» Таковы были традиции!

Для многих посетителей открытием являются не только традиции казаков, но и простейшие бытовые премудрости предков. Вот висит ушат, в котором купались, а рядом в специальном чугунке щёлок — им мыли голову. Шампуней тогда не было, поэтому брали древесную золу, сеяли через сито, освобождая от угольков и камешков. Её заливали крутым кипятком, давали настояться. После чего аккуратно сливали настой — так и получался щёлок. Когда при мытье головы его добавляли в воду, волосы не только отмывались, но и получали живой, блестящий цвет.

— Кроме щёлока женщины-казачки заваривали в особой посудине подорожник, шалфей, — улыбаясь рассказывает Георгий Николаевич. — Этим отваром мылись. Бывало, выходит казачка из бани, а от нее дух цветочный, травный! Обнимет её муж, такую всю духовитую, да хрустящую, и айда целовать в розовые щеки, в сладкие губы. А она, будто сердясь, притворно отворачиваясь, гутарит: «Отойди-ка, Матюша! Ты жа нимытый ищщё, замараешь мине…»

Непременная примета казачьего подворья — летняя кухня или как тут её называли — пекарка. Она состоит из компактной печки и стола. Тут же висят связки лука, перца, вяленой рыбы. В закутке пристроена полка для чугунов, сковородок, корчажек, да тарелок. К плетню приставлено деревянное корытце с сечкой — рубить овощи, рядом подойник для молока, покрытый марлевой цедилкой и большое корыто для стирки белья.

Для продолжения осмотра экспозиции мы идём в казачий курень, где до малейших деталей воссоздан неповторимый колорит ушедшей эпохи. Мебель, посуда, оружие, одежда, по стенам старинные фотографии жителей Верхнедонского района.

Первым делом попадает в стряпку — кухню. Главная деталь этой комнаты — побеленная известью печь. Это была сугубо женская территория, о чём напоминает вмазанная во фронтальную стенку печи «мордоглядка» - небольшое зеркальце.

— Стряпая, казачка всегда успевала посмотреться в «мордоглядку», не в саже ли? — поясняет мой экскурсовод. — Печь была визитной карточкой хозяйки. Каждый день, закончив готовить, она подбеливала лицевую часть печки, при необходимости меняла занавеску на загнетке, где поддерживала в горячем виде приготовленную пищу. Ниже, в подзагнетке, стояли чугунки. В одном из них всегда держали тлеющие угли. Это для самовара, чтобы при их помощи поддерживать в нём подходящую температуру воды, после того, как его поставили на стол. Кстати, самовар уже считался чисто мужским предметом. Именно казак следил за его состоянием и работоспособностью. Зачастую это была самая ценная вещь в доме, после оружия и наград, конечно же.

На самом видном месте ставили сундуки, количеством которых исчислялся достаток хозяев. В них казаки хранили одежду, приданое дочерей, а также фотографии, документы, дорогие сердцу вещицы, письма, ордена и медали.

В музее хранятся два сундука большой и маленький — для поездок. Оба имеют латунные таблички с выгравированными надписями, указывающими на бывших владельцев: «Лейбъ-гвардии Казачьего Его Императорского Величества полка Сотни Его Величества казака Федора Андреевича Плешакова, жителя х. Верхняя Лопатина. Ст. Казанская. 20 сентября 1911 г.» и «Лейбъ-гвардии Атаманского Его Императорского высочества Наследника цесаревича полка Сотни Его Высочества Урядника Ипатия Ильича Еремина. 13 декабря 1913 г. Санкт-Петербург». Такие сундуки казаки-лейб-гвардейцы привозили домой после окончания действительной службы в Санкт-Петербурге. Они обязательно должны были быть наполнены гостинцами для домашних.

Также символом достатка и благополучия считался утюг. Стоил он в ХIХ веке очень дорого — если корову можно было купить за 5 рублей, то утюг обходился в 2,5 рубля. Его передавали по наследству от матери к дочери и даже выставляли на салфетке рядом с самоваром, в качестве украшения хаты и демонстрации достатка.

В домах донских казаков всегда было много посуды на все случаи жизни. На столе (обязательно у окна) всегда стояла солоница. Соль стоила дорого, её значимость могла сравниться только с хлебом. Не случайно дорогих гостей встречали хлебом-солью.

Остальная посуда хранилась в специальном шкафу. Как правило, она была глиняной, обладавшей удивительной способностью сохранять свежесть молока, воды и пищи. Другой особенностью казачьей стряпки было множество различных кувшинов. Они отличались по форме и наименованию.

— В прошлом году наш музейный фонд пополнился такими экспонатами, как кубган, кондюшка и канопка, — рассказывает Георгий Николаевич. — Кубган — большой глиняный сосуд объемом 8-12 литров, предназначенный для хранения молочных продуктов. Со слов жителей станицы Казанской на зиму кубган заполняли квашеным откидным молоком, и затем хранили в погребе. Всю зиму, до отёла коров, обходились этим молоком, иногда оно выручало даже на масленицу. Кондюшка использовалась для различных напитков: воды, взвара, кваса, а также перетапливания масла. Канопка — это своего рода глиняная кружка. Также любопытно, что цвет того или иного сосуда информировал для каких продуктов он предназначался: светлый — для молока, темный — для пива и кваса, черный — для приготовления пищи в печи. Был ещё один, сугубо донской вид кувшинов — украшенных «поливой». Так называли зеленую или синюю глазурь, получавшуюся из свинцовой слюды и оловянного пепла. Такие предназначались для праздников.

Главной комнатой в казачьем курене была «зала» или горница. В ней центральным местом считался «красный угол», где располагались иконостас и божница — узкая полочка для свечей и лампадок. Казаки были набожными людьми и на иконы не скупились. Кроме того, зачастую имелся специальный столик для предметов, имевших священное или обрядовое значение: канон, молитвенник, записи молитв, поминальные книжки, свечи. По краям такого стола стояли подсвечники. Хозяйки зажигали их обычно зимой, когда рукодельничали либо для встречи гостей. Позже свечи сменили керосиновые лампы. Они были всевозможных форм и цветов, что делало их подлинным украшением любого дома

В центре залы обычно стоял круглый стол с белой скатертью и венскими стульями. У стены неотъемлемая часть казачьего интерьера — горка, на которой выставлялась «гостевая» посуда: дорогие стеклянные стопки и рюмки, фарфоровый чайник и тарелки.

Гордостью любой хозяйки была «парадная» деревянная кровать с непеременной пуховой периной, застеленная несколькими одеялами, покрытая покрывалом с подзором — прямоугольным отрезом хлопчатобумажной ткани белого цвета, служившим украшением. И, разумеется, пирамида из пышных подушек, обязательно — в ярких наволочках, для форсу накрытых кружевной накидкой. Чем больше подушек и чем они пышнее, тем больше уважения хозяйке. Курень казака от дома «иногороднего» всегда можно было отличить именно по количеству перин и подушек, проветривающихся во дворе.

С рождением ребенка рядом с кроватью в потолок вкручивался крюк, на который подвешивали «зыбку» — люльку. Зыбка висела на расстоянии вытянутой руки от постели, с таким расчётом, чтобы ночью мать могла покачать дитя, не вставая с постели.

Если подушки были гордостью хозяйки, то гордостью казака был узорчатый ковёр, который вешался на стену над кроватью. Зачастую там же размещались шашка и нагайка. Члены семьи не смели трогать эти предметы — а то «папаня заругает».

Личное отношение

Музей в станице Казанской — это не только набор этнографических редкостей. Это ещё и своего рода хранилище народной памяти. Сюда местные жители приносят многое, что прежде передавалось из поколение в поколение. Вот письмо 1914 года. Оно написано на специальном бланке — на весь лист поздравительная открытка с Рождеством Христовым и наступающим Новым годом. Это послание в годы первой мировой войны своей жене отправил казак Егор Алдокимович Верхушкин из хутора Сухой Лог. Удивительно, сколько любви и уважения читается в этих строчках: «Дорогая супружница Евдокия Ивановна! Письмо я ваше получил, а дальше приветы родным и близким, соседям».

Вместе с письмом Верхушкин прислал открытку, на которой у кровати раненного солдата изображена императрица Александра Федоровна и цесаревич Алексей. Известно, что царица в течение трех лет служила в лазаретах как простая сестра милосердия. На обратной стороне этой открытки имеется надпись «посетила нас сама императрица, даровала по вышитому платочку и крашеному яйцу».

В собрании музея сохранился фрагмент ещё одной открытки, которую императрица Александра Федоровна лично вручила Захару Курючкину, казаку из хутора Казанско-Лопатинского. Об истории этого семейного раритета сотрудникам музея поведал его внук — Александр Колычев.

Родился Захар Сазонтьевич в 1882 году, в семье последнего атамана хутора Нижне-Лопатинского — Сазона Ивановича Курючкина. На службу призывался из станицы Казанской. В империалистическую войну, начиная с 1914 года, воевал в артиллерийской разведке. Известен один из его подвигов. Во время очередной разведки Захар Сазонтьевич пробрался в тыл неприятеля. Дождавшись ночи, он с шашкой наголо дерзко ворвался в стан противника и взял в плен сразу семерых австрийцев. За лихость, проявленную в боях, казак был отмечен Георгиевским крестом 4-й степени и Георгиевской медалью «За храбрость», а также получил в дар ту самую открытку.

Кроме открытки Александр Колычев передал на хранение в музей ещё ряд вещей своего замечательного предка: награды, трость, ружье ТОЗ, произведённое на Тульском императорском оружейном заводе в 1885 году.

Особую часть хранилища занимают предметы, сохранившиеся со времён Великой Отечественной войны. Летом 1942 года, гитлеровцы так и не сумели захватить станицу Казанскую. Линия фронта остановилась на правом берегу Дона, который противник форсировал ниже по течению, стремясь к Сталинграду. Однако большая часть Верхнедонского района оказалась под оккупацией. Немцы, итальянцы, румыны, венгры буквально бесчинствовали, выгоняя семьи казаков из их домов, отнимая скотину и продовольствие.

В ответ местное население активно сопротивлялось. Несмотря на то, что в степной местности особо не спрячешься, в районе действовал партизанский отряд «Донской казак». Ему посвящена отдельная экспозиция — «Партизанская поляна». Кроме того, множество местных жителей активно помогало бойцам Красной армии, передавая сведения о противнике. Большинство из этих разведчиков в тылу врага были подростками и даже детьми. Многие из них были схвачены и погибли.

Освободили Верхнедонской район зимой 1942 – 1943 года, когда советские части, развивая контрнаступление под Сталинградом, сумели окружить и ликвидировать в этих местах сразу несколько крупных группировок германских и итальянских войск. До сих пор в окрестных балках обнаруживают останки непрошенных завоевателей, остатки оружия и амуниции. Многое оказывается в музее станицы Казанской.

После освобождения Верхнедонского района тысячи казаков, призванных в нём, принимали участие в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Их подвигам в годы Великой Отечественной войны посвящена весьма обширная экспозиция. Сегодня в ней представлено более 300 предметов — от фронтовых фотографий до миномёта и мотоцикла М-72.

Помимо предметов, найденных на местах боёв, в экспозиции множество личных вещей, переданных в дар местными жителями: портсигары, фотоаппарат «Лейка», репродуктор, лампа-коптилка, телефонный аппарат, газеты военного времени. Примечательным экспонатом является гармонь, которая вместе с хозяином — Василием Щепелевым из хутора Тиховского, проделала неблизкий путь от Ленинграда до Берлина. Ныне этот инструмент с потёртыми боками и выцветшими от времени мехами, стоит она на самом видном месте.

Рядом, в стеклянной витрине находится знак «Отличник санитарной службы». Справочные данные поясняют, что он принадлежал Татьяне Ивановне Афанасьевой. В годы войны ей было всего 18 лет. Совсем юная и хрупкая, она оказала медицинскую помощь сотням раненых бойцов, за что и заслужила этот знак отличия.

Но особо ценят в музее письма с фронта. Как говорят сотрудники, эти весточки проникают до самых глубин души, в них неподдельная чистота, простота и ясная правда жизни. Порой вместо писем приходили страшные послания — извещения о гибели. Не так давно одна из жительниц станицы передала в архив музея «похоронку» на Василия Савича Дронова. Он погиб в бою, проявив героизм и мужество 23 января 1943 года. Был похоронен в городе Старобельске Ворошиловградской области (ныне Луганской Народной республике).

— Восемьдесят лет минуло с Великой Отечественной войны, но у жителей района нашего района эта тема по-прежнему особо трепетна, — рассказывает Георгий Николаевич. — Поэтому и экспозицию, посвящённую этой теме они пополняют с завидным постоянством. Печка-буржуйка, алюминиевая посуда, шинель, плащ-палатка, печатная машинка, керосиновая лампа, планшет, оружие — эти предметы принесены людьми прямо из их домов, где прежде хранились, как самые ценные реликвии. Даже манекены в одежде тех времён, появились здесь не случайно. На мужском манекене форма командира отряда «Донской казак» Дмитрия Меркулова, а на женском — партизанки Эмилии Назаровой. О ее судьбе рассказала в своей исследовательской работе «Партизанка Миля» наша сотрудница Дарья Абакумова. Замечено, что знакомясь с историей через эти подлинные предметы, мальчишки и девчонки всегда замолкают. Быть может, так и рождаются так необходимые каждому человеку чувства – любви к своей Отчизне, гордости за её лучших сынов, то, что мы зовём патриотизмом.

Ради связи поколений

Пока мы беседуем с Абакумовым, в музей прибывают всё новые и новые посетители. Двое девушек-экскурсоводов едва успевают присматривать за шустрой ребятнёй, норовящей протянуть ручонки ко всему, до чего могут дотянуться. Но, как ни странно, основатель музея доволен — дети отвлеклись от экранов смартфонов, уже хорошо!

Вот стайка ребят под присмотром музейного работника засыпают зерно в жернова небольшой старинной мельницы и принимаются молоть муку. Лица детей выражают несказанное удивление — так вот, откуда берётся хлеб.

Такое вовлечение посетителей — особая «фишка» казачьего музея. Кроме того, его сотрудники разработали множество интерактивных программ, призванных сделать так, чтобы посещение музея запомнилось надолго. «Быть добру на Дону», «Юная казачка», «Ночь в музее», «Широкая масленица», «Лето в музее» — это своего рода спектакли. При этом многие музейные экспонаты становятся реквизитом этих театрализованных представлений.

— Ни одна посетительница не желает пройти мимо коромысел! – улыбается Абакумов. — Бывает идут девушки с полными ведрами на коромыслах, да с такой осаночкой, — любая модель с подиума позавидует!

Пользуются спросом и событийные экскурсии — «Как казаки рождество праздновали», «Пришел Покров, натопи хату без дров», «Праздник всех праздников: Пасха». Но особую любовь у посетителей к мастер-классам, таким как «Секреты мастеров», «Лозоплетение», «Вязание крючком», «Прядение на прялке». Прямо в музее можно затопить печь, погладить рубелем, достать из печки чугунок, поработать в кузнице молотом.

Девочкам и их мамам очень интересна экспозиция «Связь времен и поколений», посвящённая советскому послевоенному периоду. Тут можно ощутить давно забытые ароматы духов «Красная Москва», «Серебристый ландыш», «Кармен», примерять шляпку (тут и зеркало имеется), потрогать старинные ткани, подержать в руках детские игрушки, завести патефон, присесть на диванчик и полистать журнал «Крестьянка», «Советский воин» …

— Эта экспозиция — ретроспективный взгляд на эпоху 40-80-х годов. – рассказывает Абакумов — Советский Союз, бесспорно, внес колоссальный вклад в развитие человечества, но музей рассказывает не об истории советской эпохи, а о предметах ежедневного быта, ставших ее символами. Для многих — это мир воспоминаний, ностальгии, мир юности и детства. Папы и мамы, дедушки и бабушки с удовольствием рассматривают обстановку, которая когда-то была привычной, и предметы, которые окружали их в советское время. У детей удивление вызывают школьная форма, пионерский галстук, комсомольский значок, глобус, ламповый радиоприемник «Звезда», магнитофон «Маяк».

В этом «советском» разделе периодически проходят специализированные выставки – инсталляции: «В платке цветном — вся русская душа», «Красота по-советски», «Школа наших бабушек», «Комсомол в моей судьбе». Они очень популярны у тех, кто постарше и их внуков. Вроде бы советская эпоха была совсем недавно, но и это теперь уже история.

Своим увлечением прошлым родного края братья Абакумовы заразили множество земляков, в результате чего при музее возникло любительское объединение «Краеведы Верхнедонья». Это своего рода клуб по интересам, члены которого занимаются сбором информации о лучших людях и семейных династиях. В последние годы особенно активно проводилась работа по сбору информации и документов о ветеранах Великой Отечественной войны. На основе собранного материала в Ростове-на-Дону была издана книга памяти «Завещано помнить…» об уроженцах Верхнедонского и соседнего Мигулинского района, принимавших участие во второй мировой. Она активно используется преподавателями учебных заведений для проведения военно-патриотической работы.

Особо в музее гордятся тем, что сумели привить интерес к прошлому края самым юным исследователям — школьникам. Множество ребят увлечённо изучают историю своих семей, хуторов и станиц. Многие из них неоднократно становились дипломантами международного конкурса «Шолоховский родник», лауреатами всероссийского конкурса имени Вернадского, побеждали в областном конкурсе «Отечество».

Сам же Абакумов также не забывает о своём призвании исследователя. Собирает истории, которыми щедро с ним делятся старожилы. Многие из них стали основой для написания нескольких художественных книг: «Казачьи байки», «Байки Верхнего Дона», «Рассказы и байки о казаках Дона». В них Григорий Николаевич повествует о том, как жили когда-то казаки. Пишет в простой, понятной большинству земляков манере. Где-то смешные, где-то трагичные эти рассказы никого не оставляют равнодушными. Неудивительно, что посетители музея быстро раскупают эти сборники, как замечательные сувениры. А прочтя, уже сами начинают передавать из уст в уста, как народное творчество.

За годы существования музея в станице Казанской его посетило более 30000 человек. Кто-то скажет, что не так уж и много. Но для такого маленького заведения цифра более чем солидная! Многие люди приходят не по одному разу. И причина не только в том, что здесь всё можно потрогать руками. Главное — здесь можно вспомнить то, что казалось забытым навсегда, похороненным в потоке сиюминутной жизни.

— Очевидно, что под натиском массовой культуры и пристрастия к гаджетам, забываются вековые традиции, утрачивается связи с предками, —размышляет Георгий Николаевич. — А тут новые поколения вдруг осознают, что они появились не на пустом месте. Осознают, что они — казаки!

Фото из архива Георгия Абакумова