Найти тему
diletant.media

Над чем смеялась Россия?

История некоторых юмористических передач советского и российского телевидения.

«Вокруг смеха»

Советская юмористическая программа, вышла в эфир 18 сентября 1978 года; идею подал заведующий отделом юмора «Литературной газеты» Виктор Веселовский — предполагалось, что новый проект станет телевизионным воплощением «Клуба 12 стульев», но сама программа будет не студийной, а концертной.

Планировалось, что в передаче будут выступать все авторы «Клуба 12 стульев», да и сама передача вобрала в себя известные рубрики юмористического раздела газеты.

Заставка «Вокруг смеха». Источник: wikipedia.org
Заставка «Вокруг смеха». Источник: wikipedia.org

Ведущим должен был стать популярный актер Ростислав Плятт. В июне 1978 года в Телевизионном театре уже всё было готово к съёмкам первой передачи. Как вдруг пришло известие, что Плятт неожиданно заболел и принять участие в съемках не может. Конечно, его можно было бы снять отдельно потом и наложить кадры. Но ведь кто-то должен был вести концерт немедленно. Съемки отменять нельзя, уже и зрители собрались, и участники. Взгляд редактора остановился на поэте-пародисте Александре Иванове, очень популярном к тому времени, который должен был выступить со своими эпиграммами.

Вкратце ему была изложена основная идея: он сейчас и проведет всю программу как ведущий, но пугаться не надо — потом его вырежут, не прямой эфир, и на экранах телевизоров будет Плятт. На том и порешили. Однако просматривая готовые кадры, телевизионщики удивились, как неожиданно органичен оказался в роли ведущего известный пародист. Решено было не только оставить его как ведущего в первой передаче, но и продолжить работу с ним в этом качестве в следующих выпусках. Он действительно оказался прекрасным ведущим, все более уверенно себя чувствуя в этой новой роли. Существуют другие версии о попадании в передачу бессменного ведущего.

Аншлаг

В октябре 1987 года вышла в свет первая юмористическая передача артистов разговорного жанра — «Аншлаг». Автор-сценарист и бессменная ведущая программы — Регина Дубовицкая. С начала 1970-х она являлась редактором радиопередачи «С добрым утром!», а в 1987 г. стала руководителем и ведущей юмористического телешоу «Аншлаг».

Секрет долголетия «Аншлага» в эфире — семейная атмосфера между артистами. Сколько за эти годы было проведено совместных концертов, сколько километров по земле и по воде пройдено, сколько костров зажжено, песен спето и шуток рассказано. Благодаря этому мы знаем артистов не только на эстраде, но и в кругу семьи, среди друзей, без мишуры и грима. Такая теплота может быть создана только при душевном подходе самих организаторов.

«Смехопанорама»

Передача существует с января 1994 года на Центральном телевидении. До октября 1995 года телепередача была ежемесячной. С ноября 1995 года выходит в эфир еженедельно. На сегодняшний день в эфир вышло 830 выпусков.

Передача представляет собой разговор в стиле занимательного искусствоведения о комическом вообще и на эстраде в частности, о месте и функциях юмора в нашей повседневной жизни. Разговор этот иллюстрируется многочисленными фрагментами с выступлениями артистов юмористического жанра. Она является результатом многолетнего опыта, накопленного на эстраде и телевидении. Все теоретические выводы и постулаты, изложенные в ней, выверены и подтверждены ежедневной практикой общения со зрителем.

Заставка «Смехопанорамы». Источник: wikipedia.org
Заставка «Смехопанорамы». Источник: wikipedia.org

На протяжении последних десятилетий выходили в эфир высококачественные программы, которые рассказывали зрителям о многих видах исполнительского искусства, таких, как музыка (от классической до ультрасовременной), кино, театр, балет и т. д. О юморе же таких передач, повествующих о жанре, раньше не было.

Еще одна задача «Смехопанорамы» — знакомство зрителей с новыми работами современных артистов и писателей эстрады. И это не просто показ эстрадных номеров; отличительная черта «Смехопанорамы» — показать и при этом дать краткий анализ демонстрируемого материала, как отмечая его сильные и слабые стороны, так и обрисовывая проблемы и особенности всего жанра.

Подробнее