Продолжаем составлять рейтинг лучших диалогов сериала "СВЗ". Статью "Топ-5 самых сильных диалогов. Чать 1" можно прочитать здесь.
Привет знатокам "ЗнаТоКов". С вами канал об одном из самых популярных телесериалов советской эпохи.
2-е место - Диалог Евгения Евгеньевича Воронцова с Фёдором Ферапонтиковым ("Дело №10. Ответный удар")
Вообще, десятый фильм богат сильными диалогами. Это и разговор Баха с Ферапонтиковым на мосту, и допрос Воронцова полковником Скопиным, и пронзительная сцена прихода вдовы Баха к Знаменскому. Да и у Ферапонтикова (Валерий Носик) с Воронцовым (Георгий Менглет) их несколько за всю историю.
Но этот диалог производит, пожалуй, самое мощное впечатление. Речь идёт о признании Ферапонтикова Воронцову в том, что он... помог Баху свести счёты с жизнью.
Стопроцентное попадание актёра в образ делает роль Валерия Носика одной из лучших, если не лучшей в этом фильме. Актёр не только не "потерялся" в дуэте с великим Менглетом, но, возможно, даже переиграл его. Хотя вместе они, безусловно, идеально дополняют друг друга.
Диалог Воронцова и Ферапонтикова перед поимкой обоих полностью раскрывает их отношение друг к другу: презрение и брезгливость "хозяина свалки" к своему помощнику (а по сути холую) и злость с какой-то сыновней обидой Ферапонтикова на того, кому служил "верой и правдой".
Евгению Евгеньевичу невыносимо слушать подробности случившегося с Бахом. Но не из человеколюбия, а потому, что ему банально страшно. Страшно от мысли, что "грязные делишки" Ферапонтикова приведут милицию прямо к нему, Воронцову.
В душе он уже распрощался с Фёдором и при первой же возможности от него бы избавился. Что Воронцов и подтвердил позже.
"Ничего, прощай, Федя. Прощай", - без сожаления повторяет "барин", когда в дверь прислужника уже стучат сотрудники милиции.
Ферапонтиков же на протяжении всего объяснения с шефом смотрит на него с собачьей преданностью, ловит каждый взгляд хозяина и ждёт, верно ждёт, когда же Воронцов его оценит и перестанет над ним насмехаться.
И лишь в конце разговора понимает - никогда. Для Евгения Евгеньевича он всегда будет "Фитюшкин-Финтифлюшкин", пешка. А пешками "надо жертвовать, чтобы уцелел король".
1-е место - Диалог Альберта, Боборыкина и Музы ("Дело №14. Подпасок с огурцом")
Долгий и тяжелый разговор, или "вечер монологов перед лицом этих вечных творений", как назвал его Альберт (Никита Подгорный), начинается с того, что Анатолий Кузьмич Боборыкин (Борис Тенин) возвращается с допроса на Петровке и гневно обвиняет своего зятя в афере с подделкой картин.
Альберт не остаётся в долгу - он открывает правду Музе (Лилия Толмачёва) на то, что́ за человек на самом деле её отец и каким образом Боборыкин доставал бесценные полотна в блокадном Ленинграде.
Вообще, тема блокады проходит "красной нитью" по всему фильму. Даже для такого "весёлого афериста", как Альберт это тема святая - мальчишкой он потерял в Ленинграде своих родных и сам еле выжил.
Интересно наблюдать за трансформацией героев.
Любопытно, как Боборыкин, меняет гнев и возмущение на почти дружественное "ладно, давай лапу", протягивая зятю руку для примирения.
Куда-то уходит цинизм и высокомерие Альберта и просыпается человеческое. Появившиеся слёзы на его глазах являют нам несчастного и, по сути, одинокого человека, мечтающего не о несметных богатствах, а о настоящей семье и детях.
В то же время интеллигентная и ранимая Муза, узнав, что отцу и мужу грозит тюр*ьма, думает не о моральной стороне их поступков, а о том, с чем останется она и что потеряет. Это же она демонстрирует и позже в своём монологе.
"Тебя заберут...тебя тоже..." - сокрушается Муза.
Но обращается она не к своим близким, а к "вечным творениям", пока ещё висящим на стенах квартиры Боборыкиных.
Надо отдать должное бесподобной работе актёров.
Борис Тенин неизменно хорош во всех сценах фильма (чего стоит только его снисходительный тон в диалоге с молодым сотрудником милиции Зыковым).
Благодаря актёрскому мастерству Никиты Подгорного (к сожалению, рано ушедшего из жизни) Альберту в конце фильма даже сочувствуешь, хоть и понимаешь, что он жулик и должен искупить свою вину перед обществом.
Что же касается роли Лилии Толмачёвой (безусловно, талантливой актрисы), то тут могут возникнуть противоречивые чувства.
С одной стороны, излишняя эмоциональность и, ну, очень уж живая мимика немного придают театральности её игре (это вполне объяснимо, Л. Толмачёва была большей частью театральной актрисой).
С другой стороны, представить другую артистку в этой роли довольно трудно. Хрупкая, одухотворённая, с широко распахнутыми немного наивными глазами...
Опять же, в фильме упоминается, что "Муза эмоциональная, как мать". Так что, возможно, такая щедрость настроений и мимики - это и есть задумка режиссёра и точное воплощение её Лилией Толмачёвой.
В любом случае, согласитесь, что сыграна эта роль ярко и увлекательно.
Этот драматичный диалог не случайно занимает первое место в нашем рейтинге. Помимо великолепной игры актёров, обращения к теме блокады, здесь есть простой, но глубокий смысл, наиболее ярко выраженный во фразе Альберта:
"Человеку, видно, никуда не уйти от того, что в нём есть человеческого..."
На этом всё.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить всё самое интересное о легендарном сериале.