Я закрываю глаза и вспоминаю лето 2011 года. Если отбросить ужасную нервотрепку, слезы, слюни и сопли, разваливающуюся на куски личную жисть, то это было удивительное время начала НОВОГО.
Маленький АУЦевский аэродром, палящее солнце, грунтовая полоса, за рулежками - трава по пояс, за которую уползают маленькие серебряные спинки "Цессн". Запах бензина в раскаленной кабине. Стук винта. И первое в жизни осознание того, что ты опираешься НИ НА ЧТО. На пустоту, которая по закону Бернулли вдруг сделалась надежнейшей, хоть и невидимой опорой дюралевого тела, маленького и легкокрылого. Во всех его пространственных положениях. Это было пугающе и волнительно, это было то, с чем пришлось считаться несмотря на полное эмоциональное опустошение. А еще это лето стало новым источником, постепенно, капля за каплей наполняющим кое-как склеенный сосуд интереса к жизни.
И тогда еще очень сложно было предположить, что вытертая бесчисленными ударами колес сухая трава куркачинского поля когда-нибудь однажды через много лет сменится широченной бетонной гладью ВПП международного аэропорта, tuch-and-go с чирканьем неубираемыми шасси по окаменевшей глине - заходами посложнее, а само дюралевое тело вырастет, вырастет вдвое, а потом и - втрое в размах и длину. И сам ты тоже вырастешь, выходя за пределы своих ограничений, возможностей, ответственности, представлений о себе и мире, отрастишь третью планку на погонах и золото на обшлагах, превратив увлечение в профессию, чтобы в этой профессии остаться на долгие годы.
А тогда - я писала. Просто потому что нужно было куда-то вылить переполняющие меня эмоции и восторги (читай: какие-либо иные эмоции, окромя приевшейся тоскливой безнадеги). Простые почеркушки, без сюжета и идеи, как правило, от первого лица. Никаких детективов или фэнтезийных романов, как это было ДО и ПОСЛЕ. Просто бытовые зарисовки с привкусом пыли дорог, дешевого растворимого кофе, бензина и солнца на старте. Иногда перечитываю для погружения))) Наверное, это и есть та самая моя серебряная ложка во рту.
-------------------
Об орнитологической обстановке
Конец месяца победы, труда и мира порадовал погодой – не успев наступить когда ей положено между зимой и летом, весна в этом году напомнила о своем существовании, затяжными дождями и низкой облачностью лишь в 20-х числах мая и, естественно, совершенно не в тему. Над Куркачинским аэродромом , избалованным жарким солнышком и видимостью «миллион-на-миллион» , похолодало и зарядили дожди. Сидя в гостевом домике по соседству с КДП и слушая убаюкивающий стук дождевых капель с навеса крыльца, поневоле вспоминаешь про то, как «Над нашим гарнизоном повис холодный фронт – пи*дой накрылись зоны и ж*пой - горизонт». По такой погоде телек не работает – так как лезть на крышу поправить антенну желающих нет, поэтому кроме дождя и друг друга можно послушать еще радиообмен между бортами и диспетчерским пунктом. Обычная фразеология, одно и то же, ничего интересного – но изредка бывает забавно. Вот к примеру, такая история.
Сидим это мы, скучаем в избушке - сильно скучаем, потому что даже заварка закончилась. Дождь стучит по крыше. На столе сиротливо потрескивает рация, один из наших курсантов улетел в дождь с инструктором по зонам вместо маршрута, ну и сообщает периодически диспетчеру, как он высоту набрал, в зоне такой-то задание у него, потом – в другой, потом – как он уже в круг войти просится. Избушка от полосы далековато, саму посадку из окна не видно, только слышно по внешней связи. От третьего разворота к четвертому дай Бог полминуты всего, и вот рация выдает «Я <бортъ имярекъ>, на прямой, к посадке готов». Получив разрешение у диспетчера и подумав секунду, говорящий внезапно добавляет: «Сложная орнитологическая обстановка!» Мы сначала думали – ослышались, может, он хотел сказать – «метеорологическая», это по крайней мере видно невооруженным глазом. Ан нет! Минут через пять на перроне за окном взревывает и затихает двигатель вернувшейся Цессны, в дверь вбегает этот самый курсант, - Миша зовут его - с огромными глазами и начинает взахлеб рассказывать, как он на посадке «воот такенного грифа (показывает руками что-то вроде карликового птеродактиля) чуть винтом не зарубил!» Конечно, ему никто не поверил – какие грифы в Татарстане, откуда бы? Тем более, что по описанию выходило, что на посадке Цессну подрезал ни больше ни меньше - белоголовый орлан, башку которого каждый видел на макете с мерзким порционным растворимым кофием – национальный, блин, символ, Америки!
Едва чуть разъяснило, приехали туристы – это такие странные люди, которые платят денежку за то, чтобы полетать на наших Цессночках , но не за штурвалом, а в качестве пассажиров, поглядеть с высоты на грешную землю. Что в этом интересного – неясно, а в такую гадкую погоду, когда нижняя кромка облаков как раз совпадает с высотой круга, вовсе удивительно. Единственный присутствовавший на базе наш инструктор увел их катать, а Миша сообщил, что пошел в поле фоткать грифов. Естественно, я рванула следом – хотелось глянуть на такую редкость. И мы пошли через перрон в поле, по уводящим вдаль рулежным дорожкам. Я в лёгких кедах, Миша – в модельных остроносых туфлях. Ага.
Пилить после дождя по мокрой глине было удовольствием для истинных любителей птиц ,если только. То, что мы – не Дроздовы и не Брэмы - мы признали почти сразу, еще не дойдя до конца РД. Оказывается, когда пешком идешь – она такая длинная… да и потом, одно дело, когда грязь комьями взбрызгивает из-под шасси, и совсем другое – когда она мокро и холодно чавкает под тонкими подошвами. Плюс в кабине сухо и относительно тепло, а в поле – дождь и порывистый ветер. Натуралисты, блин, нашлись, дарреллы фиговы! Идем, ежимся, перешучиваемся о том, как там все грифы, какие есть, сейчас тоже, наверное, собрались как в цирке – на нас, идиотов, поглазеть! Тем временем рулежка кончилась, и мой одногруппник, не мудрствуя лукаво, а может, просто по привычке, спокойно и уверенно делает шаг на ВПП. Все правильно же, срулил с РД, занял курс по ВПП.Вот только мы сейчас на полосе: а) пешком, б) без связи и в) сейчас на исполнительный должен выкатить борт с туристами! А мы идем фоткать грифов, ну, конечно же, что может быть важнее! Наука требует жертв, если что – нами и пожертвует, мы ей все равно ни к чему!
Тем временем Михаил с восторженным криком «вон они, смотри!!!!!» - бежит вперед, на ходу выхватывая сотовый телфон и молниеносно переключив его в режим фотосъемки, начинает увлеченно шарить визиром немного над бакенами полосы. Тут откуда ни возьмись над обозначающими границы ВПП полосатыми буйками, и правда, взлетает нечто темное, но больше это похоже на крупных воронов (они в Куркачах водятся, возде ж/д станции все деревья в их гнёздах). Миша ловит кадр получше, шепотом матерясь на неудобную настройку зума, меня тоже азарт хватает за уши – сделать как можно более подробную и качественную фотографию, а потом спокойно на снимке посмотреть, что ж это за тварь такая. Но тут внимание мое отвлек далёкий, но до боли знакомый звук двигателя и легкая дробь воздушного винта. Итак расклад: в небе кружат те самые таинственные грифы, никак не нащупывается кнопка фотосъемки на моей собственной мобиле, в десяти шагах от меня как ни в чем не бывало скачет с камерой мой одногруппник в модельных туфлях, а в метрах двухстах на полосу неумолимо бежит нахлебавшийся бензина самолет с туристами и симпатично светит фарой. А секунды тикают, а мы находимся примерно на осевой ВПП, вправо-влево с нее бежать далеко, вперед-назад – еще дальше, а мы в зеленке, нас почти не видно на фоне зеленого поля, не то что черных этих чертовых грифов в синем небе! Пока я подпрыгивала, пытаясь привлечь к себе внимание фотографа-любителя слева и пилота Цессны справа, грифы разлетелись. Лишившись фотоматериала, Миша отвел взгляд от объектива и тоже заметил, наконец, самолет и вытаращил ясны очи. Наш инструктор за штурвалом Цессны – я прямо чувствовала энергетический поток – тоже, надо думать, ясны очи на нас вытаращил – он грифов себе представлял иначе.
В общем, не добегая до центра полосы, борт с туристами доворачивает на северный курс, оскорбительно показав нам руль направления, и мигнув БАНОшками, невозмутимо взлетает. Держу пари, что туристы на заднем сидении Цессны - если только у них был при себе фотоаппарат и они его расчехлили перед взлетом – фотографировали ну опять-таки совсем не грифов!
Обратно шли тем же маршрутом, получив внушительную моральную встряску, промочив ноги по самые гланды, и обсуждали несправедливость закона об охране редких видов животных – грифы в Красной книге есть, а курсантов, между прочим, нет. Пытались просмотреть фотки – ничего не получилось, только мутные черные пятна в форме чего-то похожего на карликовых птеродактилей. Миша правда, нашел на снимке орлиный клюв и белизну головы, но он у нас по первому образованию - штурман, у них вообще воображение хорошо развито, куда лучше чем у тех, кто по первому образованию - инженер. И не надо убеждать меня в обратном! После таких доказательств я уверовала в существование в Татарстане белоголовых орланов размером с карликового птеродактиля. Я вообще была готова поверить и еще во-что нибудь подобное, лишь бы поскорее оказаться в аэродромной гостинице, переобуться в сухое и выдуть горячего чаю.
Так что вот, у нас в Куркачах водятся грифы. Кто еще не верит – приезжайте к нам в нелётную погоду, сводим, покажем. Сразу поверите!
-----------------------
Одуванцы на лётном поле
Полдень 22 мая... ветер и солнце.
В небе кучевые облака, еще не разросшиеся до кучево-дождевых,
и толпы диких кадетов на плацу у вертодрома.
Лётное поле все в желтых-прежелтых одуванцах, их медовый запах мешается со слабым бензиновым ароматом и ветром задувается в каптёрку на старте.
В каптёрке пахнет еще и дешевым растворимым кофе, коктейль приобретает новую составляющую. Из распахнутой двери прекрасный вид на "колбасу" и дальний лес, курс взлета сегодня южный 175, с встречным ветром,
поэтому в кадр попадают ярко-белые спинки и крылья взлетающих "Цессн", их сегодня болтается по 4 штуки на кругу.
Глаза жмурятся, жмурятся на блеск как бы вскипающего на солнце металла, на яркость одуванчиков, на мелкую пыль... И всё равно даже через эти узкие щелки век видно - какая это всё красотень!!!
------------------
Серебро моё дюраль
Опубликовано в номере газеты "Наша Энергия" за февраль 2012
Так что же снится-то в итоге,
Тем, чья летать сбылась мечта?
Да разный вздор – ведь мы не боги,
Мы просто – дети навсегда!
/Л.Пельгасова/
****
Казанский авиационный учебный центр со своим аэродромом «Куркачи» в 28 км от города работает с 2005 года, (в 2009 получил название АУЦ «Авиатор»). Ещё 4 года назад вся школа состояла из 1 самолёта, самого исполнительного директора Василя Ханафиева, тогда ещё инструктора, и лётчика-эксперта по проверке лётной годности самолетов. Затем постепенно начали появляться пилоты,техники, инструкторы. Сейчас в учебном центре уже 27 человек, 5 собственных самолётов и 8 частных бортов. Приезжают сюда учиться люди из других городов и ближнего зарубежья. Большая часть курсантов из Москвы, затем идут приезжие из Ульяновска, Тюмени, Самары, Екатеринбурга, Перми, Краснодара. Мне повезло учиться у одного из самых лучших инструкторов «Авиатора» - Н.С. Моисеева. За его плечами – более 5000 часов налёта, работа на самолётах АН-2 в Красноярском крае, а также огромный опыт инструкторской работы и выдающиеся человеческие
качества, без которых данный опыт был бы просто невозможен.Помню свои первые впечатления с занятий – как морозным февральским полднем в перерыве между лекциями нас, новоиспечённых курсантов, повели по узкому коридорчику в высоких снегах в «чисто поле» к ангарам – показывать самолеты, на которых нам предстоит учиться летать. Стоял жуткий мороз, и ледяной ветер гнал назад в тёплый класс, но мы заворожено гладили заиндевевшие борта учебных Цессн как люди, впервые получившие возможность прикоснуться к детской
мечте. А потом были еще месяцы занятий, потом зачёт, потом медкомиссия и – вот оно, начало, первое
знакомство с пятым океаном, долгожданная практика.
Самый первый этап обучения – полет по кругу: взлет, выполнение четырех разворотов, посадка. Казалось бы, все просто, да и высота небольшая – всего-то 300 м! На самом деле, в повторении этих действий закладываются базовые навыки, и формируется как это называется,«почерк» будущего пилота. Очень важным моментом является первый самостоятельный полёт, в котором вы впервые остаётесь в кабине один, без инструктора, и рассчитывать на чью-либо подсказку или помощь бессмысленно. Отдельная часть программы посвящена работе в
пилотажной зоне, где отрабатываются такие элементы как виражи, восходящие и нисходящие спирали. В последующих упражнениях курсант учится работать с картой и навигационной линейкой, сам прокладывать маршрут и рассчитывать время и количество горючего, необходимые для прохождения его участков. Очень красив вид столицы нашей республики с высоты птичьего полета, сквозь запыленное стекло фонаря кабины. Остров Свияжск будто нарисован зеленой гуашью на месте слияния темно-синих рукавов Свияги и Волги, и с воздуха кажутся игрушечными белые теплоходы у его пристани.
По окончании обучения курсант получает лицензию частного пилота
и получает право управлять сверхлегким воздушным судном, это можно сравнить с правами управления личным автомобилем.
Кто-то останавливается на этом, ну а для кого-то подобные курсы – это первый шаг на пути в большую авиацию.
https://proza.ru/2014/03/26/547