Странные люди, эти продвинутые европейцы, озабоченные решением чужих проблем больше, чем своих собственных. В наступившем году во всех властных структурах ЕС продолжают заявлять о поддержке Украины, несмотря на признание того, что все чаще дает о себе знать «усталость от войны», вследствие чего солидарность с Киевом государств-членов ЕС все сильнее убывает, а «пакеты помощи» принимаются с большими пробуксовками.
Тем не менее, в Евросоюзе заявили о решении проблемы дальнейшей помощи Украине классическим способом: если не имеешь желания или ресурсов помочь, — обещай. Пообещали в прошедшем году аж начать переговоры с Киевом о вступлении в свои ряды, узрев в этом «лучший путь для достижения стабильности и благополучия Украины».
Только с обещанием также вышла неувязочка, поскольку во многих из 27 стран ЕС считают вступление Украины преждевременным, связанным с большими и никому не нужными расходами, да и другие кандидаты, стоящие в очереди на вступление в ЕС (Черногория, Северная Македония, Албания, Сербия, Босния и Герцеговина, Косово) все чаще выражают недоумение. Албанию, Северную Македонию и Черногорию нужно также втолкнуть в ЕС срочно, потому что в противном случае там распространится «деструктивное влияние» России и Китая, а Сербию, Косово, Боснию и Герцеговину можно мурыжить до тех пор, пока они не решат свои территориальные споры и проблемы сербского меньшинства. Так что, проблема вступления в ЕС государств Западных Балкан благополучно перекочует еще не в один новый год. Точно также будет с Украиной. Дескать, мы же о вас помним, — ждите.
В самом нынешнем составе ЕС также накопилось столько проблем, что разгребать их нужно бульдозером, куда тут до вступления новых членов. Для решения «своих» проблем нужно согласие всех из 27, а его нет: то Орбан против, то поляки не всегда «за». Вот и задумались в Брюсселе, а не принимать ли решение большинством голосов? Но снова замкнутый круг: это хорошее решение также должно быть принято всеми единогласно. Поляки со своим новым премьером гипотетически могут поступиться правом вето, ибо научены собственным историческим опытом трехсотлетней давности, а венгры с Орбаном, — под большим вопросом. Выходит, что ЕС и дальше рискует отдаленно напоминать первую Речь Посполитую с ее «либерум вето», препятствующем решению самого незначительного вопроса.
В середине наступившего года 400 млн избирателей ЕС изберут новый состав Европарламента, который может стать новой проблемой, ибо туда имеют неплохие шансы избраться правые популисты и ультраправые, имеющие отличное от нынешних евродепутатов видение внутриевропейских и мировых проблем. В мировые проблемы депутаты от правых партий, если они получат большинство в Европарламенте, вникать вряд ли будут, потому что избиратели, на которых они делают ставку, больше озабочены состоянием экономики, сохранением на прежнем уровне своих жизненных стандартов и частично миграции, а не Украиной, расширением ЕС и его реформированием, т.е. повесткой дня, которую будут продвигать заседающие сейчас в Европарламенте представители христианско-демократических партий. Даже, если последние и сумеют сохранить большинство, то они будут «страшно далеки от народа». А это уже новая проблема, не менее значительная, чем завоевание большинства в Европарламенте правыми.
К тому же в Евросоюзе назрело принятие решений, касающихся не только реформирования миграционного законодательства, но и инноваций, касающихся финансирования проектов, связанных с защитой климата, «зеленой повесткой» и искусственным интеллектом, в связи с чем Еврокомиссия запросит увеличения семилетнего бюджета ЕС, который и так составляет 1,1 триллиона евро. Над всем этим предстоит поработать, в том числе, и новому составу Европарламента.
Принимая свои решения, структуры ЕС, наделенные властью, спрашивать мнение избирателей точно не будут. Влияние людей на принимаемые в Брюсселе решения так и останется условным, ограниченным. Это, наверное, самая главная проблема, которую забрал с собой ЕС в наступивший год и все последующие.
Автор: Александр Черный