Найти тему
Лариса Логвиненко

Кисловодск. Старец Стефан (Игнатенко).

Могила подвижника благочестия ХХ века

схииеромонаха Стефана (Игнатенко)

г. Кисловодск. Старое городское кладбище по ул. Седлогорской

Координаты: 43.914907, 42.75126

На старом кладбище Касловодска в окружении сосен и берез под сенью небольшой часовенки находится могила схииеромонаха Стефана Игнатенко. Место это чтимо и дорого для кисловодчан. Особенно для тех, кто помнит личные встречи с этим удивительным человеком, монахом, подвижником, пустынником…

В миру батюшку звали Дмирий Иванович Игнатенко, родился он в 1886 году в селе Вознесенское Владикавказского уезда в семье терского казака Ивана Давидовича Игнатенко.

После кончины матери, семнадцатилетним юношей, Дмитрий отправился на Святую Афонскую гору в надежде посвятить свою жизнь монашескому поприщу. Но вскоре он не выдержал непривычных климатических условий, тяжело заболел малярийной лихорадкой и по совету афонских старцев вернулся в Россию, став одним из устроителей Афонской обители на Кавказе – Бештаугорского Успенского монастыря.

В годовщину основания монастыря в 1905 году состоялся постриг послушника Дмитрия Игнатенко в монашеский чин с именем Стефана в честь преподобномученика и исповедника Стефана Нового.

Богомольцев привлекала в обители строгая молитвенная сосредоточенность братии, неукоснительное выполнение древнего афонского устава, истовое служение. Само расположение Второ-Афонского монастыря высоко между тремя отрогами горы Бештау, на опушке густого леса, недалеко от источника с хрустальной ледяной водой, настраивало душу на молитвенное созерцание. Живописная местность, поэзия преданий древности, открытость обители пленяли душу паломника.

После рукоположения в иеромонахи в 1913 году к отцу Стефану на исповедь стало приходить все больше людей, но душа его просила тишины и безмолвия.

Он отпрашивался у настоятеля и, получив благословение, подолгу жил вместе с отшельниками в горных пустыньках. Отцу Стефану была близка их молчаливая, плавная, молитвенная жизнь, их спокойное горение к Богу. Более всего покоряла их простота, которая невольно передавалась собеседнику.

Пробыв в горах несколько месяцев, с умиротворенной, тихой душой отец Стефан возвращался во Второ-Афонский монастырь, подготовившись к темным и скорбным вихрям, сокрушавшим как светскую, так и церковную жизнь.

У отца Стефана, несмотря на его малое образование, был удивительный дар рассуждения. В те годы, первые два десятилетия нашего века, Кавказ был наводнен многими представителями вольнодумной интеллигенции: тут были и сектанты, и толстовцы, и теософы, и просто ищущие истину, потерявшие ее, разорвав связь с православной церковью. И вот эти «совопросники мира сего», учившиеся в Сорбонне, знавшие по пять языков, склоняли головы перед простым, неученым монахом, оставляя у ног его все свои мудрования.

В 1927 году после закрытия монастыря о. Стефан вместе с братией монастыря ушел в горы Грузии, где жили вплоть до конца Великой Отечественной Войны.

После 1943 года о. Стефан вернулся на Ставрополье, его приписали к клиру епархии. Он служил по станицам командировочным священником. Жил во Владикавказе, затем в Кисловодске, куда переехал из-за заболевания сердца.

В Кисловодске он помогал служить и исповедовать в храме во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. Несмотря на то, что ему перевалило за седьмой десяток, отец Стефан пешком ходил в церковь и каждый день принимал, исповедовал людей, которые приезжали к нему со всех городов страны.

После закрытия Пантелеимоновского храма отец Стефан предпочитал молиться дома.

К своей кончине отец Стефан относился очень спокойно. В последний день старец причастился в полном сознании в восемь часов утра. Келейник начал читать канон на исход души и едва завершил, о. Стефан вздохнул, и на выдохе из его уст исшел круглый, диаметром примерно три сантиметра, снопик света, состоявший из мелких золотистых лучей. Свет прошел над телом почившего до самых его ног и исчез. Это случилось в 1973 году накануне праздника Сретенья Господня.

Батюшка имел множество духовных дарований: дар пророчества, чудотворения. Никто из приходящих к нему не уходил не утешенным, но всегда получал духовную помощь, поддержку и полезный совет. Те, кто пренебрегал советами и благословением старца, в последствии сильно об этом сожалели, а те, кто им следовал, а таких было большинство, были благодарны ему всю жизнь.

У его могилы и теперь каждый день можно встретить людей, приходящих к старцу как к живому рассказать о своих нуждах. И засвидетельствовать о благодатной помощи по молитвам батюшки. Особенно много их в феврале в день памяти о. Стефана: 13 февраля. Из далеких городов, монастырей, небольших пустынек приезжают и миряне и монахи - те, кто выбрал сложный тенистый путь полный преодолений и светлой радости о Христе.

В 1998 году на городском кладбище по улице Седлогорской на месте погребения иеросхимонаха Стефана была возведена надгробная сень. Её строительство было приурочено к 25-летнему юбилею блаженной кончины подвижника веры и благочестия иеросхимонаха Стефана.

Под сводами сени у могилы старца Стефана священнослужителями храмов Кисловодска ежедневно совершаются панихиды.

Паломнику: Как и в дни земной жизни, так и теперь к старцу Стефану приезжает очень много паломников, духовных чад. Многие из них свидетельствуют о помощи при молитвенном обращении к Старцу.