Есть в человеческой жизни период, когда все наши жизненные функции, которые мы связываем с нашей индивидуальностью (тело, ум, чувства), находятся в стадии роста, развития, на подъёме. Начинается этот период где-то ещё с детского периода, но когда мы чувствуем, что осознаём себя как личности, когда можем уже принимать самостоятельные решения, совершать самостоятельные поступки, иметь своё мнение по каким-либо жизненным ситуациям, свои оценки, мечты, чувства, желания. Мы ощущаем, что полны жизненной энергии, физическим и душевным здоровьем. Перед нами открываются бескрайние горизонты для приложения наших творческих усилий, для полёта мысли, фантазии, для реализации наших природных способностей. И потом мы, по мере нашего взросления, приобретения всё большей самостоятельности, взятия на себя всё большей ответственности за свои поступки и намерения, начинаем прикладывать свои усилия к тому, чтобы как-то повлиять на окружающий нас мир, страстно и с энтузиазмом мы включаемся в круговорот жизни и деятельности. Мы готовы действовать, любить, ненавидеть, дружить, бороться, побеждать, добиваться успеха. Мы хотим радоваться каждому моменту нашей жизни, каждому глотку счастья от осознания того, что мы есть и что у нас всё впереди. Мы наслаждаемся общением с близкими нам людьми, мы счастливы от того, что нас любят, уважают, в нас нуждаются. И даже неудачи кажутся нам только кратковременным спуском с очередной вершины горы перед покорением следующей вершины.
Но наступает момент, когда ты вдруг ощущаешь, что вот это тебе уже недоступно, вот здесь ты прозевал момент, когда это ещё можно было сделать. А вот сейчас что-то стало покалывать в боку, и пробежать в прежнем темпе стометровку ты уже не можешь. Ты замечаешь, что более юные твои соратники быстрее соображают, и чувство ревности вдруг вспыхивает в твоей душе. И коллеги и единомышленники всё больше кажутся твоими конкурентами. И тебе сорок лет, а ты ещё не сделал того главного, о чём мечтал в юности.
Мне уже многое поздно,
Мне уже многим не стать,
И к удивительным звездам
Мне никогда не слетать.
И что-то не заладилось в семейной жизни. Вы всё больше находите различий и неразрешимых противоречий со своим партнёром, всё меньше единства взглядов и мыслей. Оказывается, каждый из вас по-другому представляет себе свою жизнь, свои планы на неё. И большая часть вашего совместного житья-бытья была лишь компромиссом, уступкой вашему партнёру, а то и вообще ошибкой. И теперь вам горько и обидно это сознавать.
И всё это протекает на фоне того, что так или почти так происходит с каждым другим человеком, и вы это знаете, не можете не знать. Об этом написано множество книг, снято немереное количество фильмов, называемых драмами. Мало того, мы определённо знаем, что наша человеческая жизнь конечна. В масштабе истории нашей цивилизации жизнь одного человека — это короткий миг в 70-80-90 лет. Но даже из них лишь период в 20-30 лет по-настоящему может быть наполнен действительно созидающей мощной энергией. Но потом этот период роста, о котором говорилось в начале этого текста, сменяется периодом упадка. Жизненные силы уходят, физические процессы в нашем теле замедляются. Голова уже не так хорошо и быстро соображает. Чувства притупляются. С этими процессами могут приходить и болезни, слабость, ослабление зрения, слуха, снижение двигательной активности. Ничего необычного в этом нет, миллионы наших предшественников проходили через это. И то же самое произойдёт с вашими юными последователями, которым вы сейчас завидуете. И все рано или поздно уходили и уходят из этой жизни. Ещё никому не удавалось нарушить этот принцип. Но почему-то день, когда мы это осознаём, является для нас полной неожиданностью. Как будто мы впервые слышим, что мы не вечны, не всесильны, уязвимы и смертны.
И если мы не впадаем в истерику от этого, не испытываем депрессию от краха наших планов и надежд, не пытаемся обвинить всех вокруг в наших неудачах и болезнях, то перед нами остро встают вопросы, с которых, может быть, и надо было начинать нашу сознательную жизнь.
Кто мы есть? Зачем мы здесь? Есть ли смысл в том, что мы рождаемся, живём и умираем? Кто рождается и кто умирает?
Если бы наша цивилизация на стадии воспитания человека давала бы ответы на все эти вопросы, то вероятнее всего, не существовало бы таких явлений как кризис среднего возраста и страх смерти. Не нужны были бы страдания и жизненные драмы. Не было бы неудачников, разрушенных судеб, нереализованных способностей. Никто не страдал бы от неразделённой любви и неудавшихся браков. Ведь как говорил один мудрец: "Всё проходит... И это тоже пройдёт".
Главная проблема состоит в том, кем мы себя считаем. Наше общество живёт в полном убеждении в том, что каждый из нас, отдельный человек, индивидуум, личность и есть подлинная, незыблемая, высшая ценность. Вот родился человек. Его назвали так-то. Когда он вырос и повзрослел, ему дали паспорт, в котором закрепили его отдельность, самостоятельность, степень его свободы, его ценность и его ответственность перед обществом. И вот такой Иванов Иван Иванович теперь стремится реализовать себя в рамках того общества, в котором живёт, в рамках тех ценностей, которые это общество проповедует. У одного это получается. У другого нет. Третий восстаёт против этих ценностей и стремится провозглашать свою мораль. Но как бы не складывались судьбы всех этих людей, рано или поздно их жизнь заканчивается. Не станет того, кого называли Ивановым Иваном Ивановичем. Останется только память его близких, если он не достиг высот, принятых как высоты в данном обществе. Или будут помнить более широкий круг людей, если он достиг той или иной высоты в общественной лестнице. Но так или иначе, это будет только память. Личности, человека с таким именем уже нет. И его жизнь — лишь память потомков. Какое значение имеет это для того, кто когда-то так именовался, но закончил свой земной путь? Никакого. Петров не достиг успеха при жизни. Иванов достиг. Но всё, что от них осталось, — это память некоторого круга людей и памятник на кладбище. Могилы рано или поздно тоже исчезают с лица Земли. Память людей стирается по мере того, как меняются поколения, общественные формации, системы ценностей и общественной морали. Но ни Иванову, ни Петрову это уже неважно. Их нет. Они больше не существуют как физические существа.
Так есть ли смысл тратить так много усилий, двигаясь к успеху, который определяется всего лишь в рамках того общества, в котором вы в данный момент существуете. Общества также как и личности, живут и умирают. Наша цивилизация — всего лишь одна из многих, существовавших на планете Земля. И мы даже не знаем о тех выдающихся личностях, которые жили в других цивилизациях. Что говорить о рядовых членах тех ушедших обществ?
Это очень простая мысль: всё, что преходяще, не может иметь высшей ценности, не может иметь такого значения, которое мы этому придаём. Человек смертен, конечен. Какая разница, достиг он или не достиг той цели, которую он себе наметил? Какая разница, была ли эта цель высокой, низкой, благородной или корыстной? Конец всё равно один.
Это не значит, что вообще ничего не имеет значения. Я всего лишь пытаюсь показать, что в той системе координат, в которой мы ищем смысл, его нет. Тот, кем мы себя считаем, с кем себя отождествляем, это временная сущность, виртуальная реальность, иллюзия. Не более того. И если мы и дальше будем себя олицетворять со своим телом и умом, мы обречены на страдания, на крах наших жизненных идеалов, планов, надежд.