Вопрос под одним из видео о практике атма- вичары: "Так в чем прикол? Уже семь лет спрашиваю "кто я?", "кто я?", "кто думает?", "кто смотрит?" — что дальше???
Распространенная ошибка в практике атма-вичары может заключаться в её "шаблонном" выполнении. Когда такое происходит, возникает эффект попугая — вы просто повторяете привычные (заученные) слова — "кто я?", при этом ОЖИДАЯ, что что-то должно случиться. Однако это "что-то" всё никак не случается и получается, что даже в процессе атма-вичары вы, не замечая этого, полностью застываете в отождествлении с умом, тем самым профанируя саму суть этой практики.
Для преодоления этого барьера необходимо осознать саму связанность умом, т.е. увидеть, как изначально свободный, подобный пространству ум, вовлекается отождествляясь с мыслью. Это первый шаг в работе с атма-вичарой, задачей которого является указать на ум.
Для этого, перед каждым вопросом "кто я?", сначала желательно использовать утверждение-ответ в виде местоимения "Я". Для примера — наблюдая мысли, вы задаёте себе вопрос "кто видит мысль", и сразу же отвечаете "я", и уже только после этого задаётся вопрос — "кто я?". То есть получается, что это маленькое "Я" становится объектом медитации — вы медитируете именно на него, на его природу... и однажды, при должном усердии, вы так или иначе проникнете в неё...
Вы осознаете, что "я" это всего лишь мысль, и что она, к вам, как восприятию не имеет никакого отношения, что это всего лишь ярлык ума - образ, навешиваемый мышлением на "истинное я". Заостряю внимание — это должно произойти не логически ментально, в виде размышления, а как прорыв в осознавание — прорыв в новый способ восприятия бытия... в созерцание... Это как принцип разгадывания коанов в дзен — в этом процессе нет логики, в нем есть место лишь прорыву в новое видение... Стена мышления должна рухнуть, а не прирастать новыми ментальными конструкциями.
Когда это осознание действительно произойдёт, именно тогда по настоящему включается в работу второй этап атма-вичары — смотрение в "распахнутость" пространства ума...
Чтобы свести к минимуму попадание в ситуацию с вопросом в начале статьи, необходимо изначально учиться видеть ум — видеть мысли. Я говорю не о чем-то абстрактном, а в прямом смысле — вы должны научится видеть мысли, как тонко-материальные объекты... Предвижу возгласы "знатоков" — "Какие тонко-материальные объекты! Мудрецы утверждают, что ум не существует!".))) Конечно не существует, однако, что тогда заставляет вас страдать?)) Что сжимает ваше восприятие в прочнейшие незримые оковы?)) Это делает никто иной, как "несуществующий ум"!
Если вы сначала научитесь ПО НАСТОЯЩЕМУ видеть мысли — что они из себя представляют, то вы многократно увеличите свои шансы "отправить в нокаут" это маленькое, злосчастное "Я".)) И это будет начальный шаг к победе...
Человек отождествляет себя с телом, которое само по себе неодушевлённо и не может сказать по собственному почину «я — тело». Это говорит кто-то другой. Неограниченное, всеобъемлющее Я так не говорит. Кто же говорит это? Между чистым сознанием и неодушевлённым телом возникает некое псевдо-Я, которое и воображает себя телом. Ищи это «я», и оно исчезнет, подобно призраку.
~ Рамана Махарши
Подход, заложенный в "Практику Трёх Пространств " состоит в принципе "клубка", образно говоря, мы находим конец нити и начинаем её разматывать — сначала учимся видеть любые мысли и образы, и не идти за ними, видя, что они всего лишь сгущенная пустота, а затем обнаруживаем неосознаваемые сцепки с мыслями, которые и держат нас в незримых тисках ума. И правильная практика атма-вичары призвана делать именно это — выводить эти сцепки в зону осознанности.