После оскароносного фильма «Москва слезам не верит» у Ирины Муравьевой не было отбоя от предложений. Ее хотели видеть в своих картинах лучшие и самые именитые режиссеры.
Но актриса всегда старалась выбирать роли, которые резонируют с ее художественным чутьем. Так, например, она отказалась сыграть Раису Захаровну в картине «Любовь и голуби». Не в восторге Ирина Вадимовна была и от своей героини в фильме «Карнавал».
Фильм-автобиография
За работу над картиной взялась Татьяна Лиознова. За ее плечами уже были такие шедевры, как «Три тополя на Плющихе» и «17 мгновений весны». Но, как признавалась сама режиссер, она влюбилась в простенькую, но трогательную повесть Анны Родионовой «Искусство кино», рассказывающей о молодой провинциальной девушке, которая приехала покорять столицу. В Нине Соломатиной режиссер узнала себя.
Хотя Лиознова была коренной москвичкой, она преодолела немало трудностей, прежде чем состоялась в профессии. Ей тоже приходилось браться за любую работу, пока в кино случались простои: она шила спецодежду, работала корреспондентом, даже мыла подъезды. Из биографии Лиозновой в сценарии появились роликовые коньки и больная мама.
История оказалась настолько близка режиссеру, что она без проб знала, какие актеры будут играть в фильме. Юрий Яковлев, Александр Абдулов и Клара Лучко попали в картину, минуя всякий отбор. В главной роли Лиознова видела только Ирину Муравьеву, несмотря на то что Нина Соломатина – 18-летняя девушка, а актрисе было за 30.
Школьница-переросток
Ирине Муравьевой сценарий понравился, однако она совершенно не видела себя в образе вчерашней школьницы. Ей казалось, что на экране она будет выглядеть нелепо, эдакой школьницей-переростком. Но все же Лиозновой удалось переубедить актрису.
Муравьевой пришлось изрядно попотеть в спортзале, чтобы влезть в школьную форму. Кроме того, нужно было освоить роликовые коньки. Актриса так ответственно отнеслась к делу, что за несколько недель могла похвастаться подростковой фигурой. А вот с коньками дело обстояло сложнее.
Процесс обучения занял у актрисы три месяца. Съемки уже начались, а Муравьева нередко приходила на площадку в синяках после неудачной тренировки. Гримерам приходилась подолгу маскировать отметины толстым слоем грима. В итоге актриса научилась так хорошо кататься на роликах, что Лиознова в сцене, где Нина заменяла дрессированного мишку, просила Муравьеву быть неуклюжей и неловкой.
Когда фильм вышел на экраны, Муравьева была в ужасе. Ей абсолютно не нравился ее образ с «дурацкими хвостиками и веснушками». Однако зрители героиню, как и фильм в целом, полюбили. «Карнавал» стал одним из самых популярных фильмов 1982 г., а в 1998 г. даже возглавил телерейтинг. Ирина Муравьева в год выхода музыкальной комедии была признана лучшей актрисой по результатам опроса читателей журнала «Советский экран».
Актриса недоумевала, почему режиссеры упрямо видят в ней бойкую провинциалку. Ведь сама Муравьева совершенно непохожа на своих героинь. Она родилась и выросла в Москве, получила высшее образование, в жизни является скромным и спокойным человеком.
Не желая застрять в одном образе, актриса наотрез отказалась сниматься в фильме «Самая обаятельная и привлекательна». Но так как сценарий писался специально под нее, режиссер все же и тут сумел уговорить актрису. Удивительно, но именно нелюбимые роли принесли Ирине Муравьевой зрительскую славу и любовь.