Личность Фокса, одного из главных антагонистов культового фильма "Место встречи изменить нельзя", представляется крайне загадочной... Этот герой ходит в дорогой военной форме без погон, как у старших офицеров, но никто не знает, где (или на каком фронте) он воевал (и, вообще, воевал ли?). В разговоре с Ириной Соболевской Фокс выдает себя за сотрудника СМЕРШа (то есть контрразведки, ибо "СМЕРШ" - это "смерть шпионам"), однако на допросе в МУРе оказывается обычным снабженцем, работающим на сатураторной базе.
Возникает вполне закономерный вопрос: А воевал ли Фокс на фронтах ВОВ до того, как связался с бандой "Черная кошка"? Давайте разбираться... Здесь возможны три версии: 1) воевал за СССР, 2) не воевал, 3) воевал за себя.
Версия №1. Воевал за СССР. Эта версия основывается на внешнем виде Фокса и его разговоре с Вовой у продсклада. Согласно этой версии, Фокс явно воевал за Родину и за Сталина. О принадлежности бандита к фронтовому братству говорит несколько деталей: военная форма (пусть даже и без погон), орден Отечественной войны I степени, а также две желтые нашивки за тяжелые ранения (в фильме эту деталь выпустили, но в книге Фокс ходит с нашивками).
Дорогая военная форма демонстрирует честолюбие ее владельца и его высокий статус (такую форму в армии носили только старшие офицеры: майоры, подполковники, полковники). Орден Отечественной войны I степени указывает на воинскую доблесть (ранее орден так и назывался: "За воинскую доблесть") награжденного и его храбрость, явленные неоднократно (традиционно орден Отечественной войны I степени вручался только тем, у кого был тот же орден, но уже II степени). Желтые нашивки (в романе "Эра милосердия") напоминают, что их носитель проливал кровь за Родину и готов был за Нее умереть.
О фронтовом прошлом Фокса свидетельствует и его разговор с Шараповым у продсклада на Башиловке. Этот разговор, напомним, происходит в то время, когда муровцы умело зажимают грабителей в кольцо. Володя остается сторожить возможные пути отхода и задерживает Фокса, который, увидев оперативника в военной форме, явно ностальгирует: "Что за стрельба, браток? Прямо, как на фронте!" А затем предъявляет свой наградной (по легенде, полученный на фронте от командования за боевые заслуги) пистолет.
Таким образом, согласно этой версии, Фокс - герой ВОВ... Он защищал Родину в самое трудное для нее время: в 1942-1943 гг. (подвесным орденом Отечественной войны, какой и есть у Фокса, награждали только в 1942-1943 гг).
Версия №2. Не воевал. Эта версия основывается на мнении Володи Шарапова. У склада Володя верит в военное прошлое Фокса. Однако, расследуя убийство Ларисы Груздево, молодой опер все более и более убеждается в том, что Фокс носит чужую личину, что он ряженый. А под личиной фронтового офицера прячется банальный уголовник: убийца, грабитель, а также брачный аферист. А таковые, по мысли Володи, никак не могут быть фронтовиками. Ведь все фронтовики - люди четко положительные. А Фокс - резко отрицательный...
Возмущенный столь кощунственным маскарадом (при котором презренный уголовник носит не только форму советского офицера, но и боевой орден), старший лейтенант срывает с Фокса награду после поимки, как ворованную, и говорит: "Люди за этот орден свою кровь проливали, а ты под него - чужую!".
Слова Шарапова, казалось бы, ставят все точки над "I"... После этих слов и, особенно, обряда срывания ордена Отечественной войны, самый неискушенный зритель понимают, что Фокс на самом деле не честный гражданин, а преступник, не герой, а антигерой, не фронтовик, а ряженый.
В романе "Эра милосердия" Володя также не допускает мысли о том, что Фокс может быть настоящим фронтовиком и героем. После словесного описания этого бандита, данного Волокушиной ("(Фокс - Христофор+) всегда ходит в военной форме без погон, но форма дорогая, как у старших офицеров. И на кителе у него орден Отечественной войны"), Шарапов гневно рефлексирует:
"Это меня почему-то очень разозлило и даже как то обидело - тварь такая, носит ворованный орден! Я и мысли не допускал, что у него могут быть свои награды. Бандит, тыловая сволочь, крыса..." ("Эра милосердия").
Поведение бандита во время срывания с него ордена также убеждает зрителя в том, что Фокс - ненастоящий, ряженый фронтовик. Бандит спокойно сносит поступок Шарапова, жалея только о том, что не свел с опером счеты у склада.
В итоге, версия Шарапова превращает Фокса в обычного бандита-перевертыша, который только и умеет, что пускать пыль в глаза своим внешним видом.
Версия №3. Воевал за себя. Версия №3 принадлежит моей читательнице под ником "Мария Давыдова" (хотя одновременно эта версия "озвучивает" мои собственные давние соображения о Фоксе). Согласно этой версии, Фокс воевал, возможно, даже получал награды, но только воевал не за Родину и за Сталина, а за самого себя, за свою жизнь. Отчего относился к наградам, мягко говоря, равнодушно, ибо награды были получены им от власти, которую он ненавидел.
Почему ненавидел? Потому что получил традиционное для дворян прекрасное домашнее образование (знал отечественную литературу, писал без ошибок), любил красивую, роскошную жизнь (вспомним рестораны и знаменитый красивый шелковый платок с "вензельками на углах"), плотскую чистоту и комфорт (после дактилоскопирования, Фокс, желая отмыть измазанные краской пальцы, говорит муровцам: "Одеколончику не найдется, граждане-товарищи сыщики? Я не привык с грязными руками. Или бензину, на худой конец, а?"). И потому что был человеком себе на уме. Партийные лозунги его не трогали...
В рамках этой версии Фокс - еще один "заблудившийся" фронтовик, вставший после войны на путь беззакония. Я говорю "еще один", потому что, помимо Фокса, в фильме есть другой "заблудившийся" фронтовик - Сергей Левченко.
О Левченко можно прочитать здесь: 5 отличий Левченко из фильма С Говорухина "Место встречи изменить нельзя" от литературного прототипа
Последний служил в штрафной роте под началом Шарапова и отлично себя зарекомендовал. Вместе с командиром штрафник ходил в разведпоиски, сражался за Родину. Однако после потери документов связался с "Черной кошкой" и совершал совсем не геройские "подвиги". Эти "подвиги" перечеркнули для Левченко возможность возвращения в мир честных людей.
Однако военное прошлое Левченко на виду. А Фокса - нет. Почему же Фокс может быть фронтовиком? Во-первых, потому, что Володя Шарапов, опытный и наблюдательный разведчик, на продскладе безошибочно признал Фокса членом единого фронтового братства. Не по одному внешнему виду, нет. Но по выправке, собранности, манере держаться, готовности помочь. По некой невидимой печати на лице, которая роднила всех фронтовиков.
А, во-вторых, потому что документы Фокс имел, надо думать, "чистые" (оформленные, на его подлинное, Фоксово имя). Ибо злодей не боялся никаких проверок. В романе "Эра милосердия" бандит даже грозит сыщикам, уповая на свои бумаги и говоря: "Вам еще придется, гражданин, доставить мне их по месту жительства... в зубах... с поджатыми лапками..." ("Эра милосердия").
Таким образом, в рамках этой версии Фокс, вероятно, все-таки побывал на фронте, но только не в чине старшего офицера, а, скорее всего, рядового штрафной роты. На "передок" Фокс мог прибыть, вероятно, в 1942 году, после публикации приказа № 227 Наркома обороны И. В. Сталина от 28 июля 1942 г.
Этим приказом верховный учреждал штрафные роты, которые пополнялись за счет осужденных военнослужащих и заключенных гражданских лагерей (уголовников). Согласно "Эре милосердия", Фокс однажды сидел в местах отдаленных. И теоретически мог использовать приказ №227 для улучшения условий своей драгоценной жизни и получения хорошего военного пайка.
Но вот искупил ли он кровью свою вину на фронте? Кто знает, кто знает...
Читайте также другие статьи:
5 отличий экранного Фокса из культового фильма С. Говорухина от литературного прототипа
Какое место занимал Фокс в иерархии "Черной кошки"?
"Горбатый, выходи": 5 отличий Горбатого из фильма С. Говорухина от литературного прототипа
Владимир Высоцкий о роли Жеглова в фильме Станислава Говорухина
Почему проваливалась операция по внедрению в "Черную кошку" Васи Векшина?