Найти тему
Подумалось мне часом

Скачет пьяный дед к Лунному Зайцу

Скучно мы встречаем Новый год. Всех символов-то – елка, пьяный бородатый дед, ледяная девка, салат «Оливье» и шампанское. Это все потому, что молодой мы народ, только-только вторую тысячу лет разменяли. У тех же китайцев все гораздо разнгообразнее и запутанней.

Прежде всего – с пьяным дедушкой мы, как выясняется, угадали. Дело в том, что, по мнению китайцев, каждый дом имеет персональное божество – Хранителя Домашнего Очага (Цзао-вана), вроде нашего домового. Но есть существенное отличие – каждый год, ровно за неделю до новогоднего праздника, все цзаованы отправляются на небо с важным делом. Им необходимо предоставить Нефритовому Императору доклад о поведении вверенной семьи в уходящем году. Как следствие – в новом году провинившихся могут ожидать неприятности.

-2

Проблемы иметь никому не нравится, и в ход идет проверенный способ – взятка.

Незадолго от отъезда Хранителя Очага всячески ублажают – ставят ему в мисочках всякие сладости, нещадно поят вином, ожидая, что умасленный цзаован на своих клепать не будет. А чтобы он по пьяной лавочке ничего не перепутал, вручают шпаргалку — бумажку с надписью: «Отправившись на небо, говори только о добрых делах». Чтобы не тащиться на небо пешком, из бумаги вырезают лошадку или паланкин, к лошадке прикладывается красный шнурок – узда, ставится вода и мелко нарезанное сено.

-3

Но вот наступает день, и пьяные-сытые хранители отправляются на небо. Некоторые по дороге заворачивают на Луну, пополнить запасы. Там, как известно даже годовалому китайцу, живет Лунный Заяц, который в ступке толчет для богов порошок бессмертия. Но вот беда – оставшиеся без богов дома становятся легкой добычей всяческих демонов, поэтому осиротевшие люди занимаются самообороной – отпугивают демонов взрывая хлопушки, стуча в кастрюли, громко крича… Но лучше всего доверить защиту дома профессионалам, поэтому на двери наклеивают картинки с изображениями истребителей бесов – мэньшеней.

-4

Так, по одной из версий, и возникли новогодние картинки, или по-китайски — няньхуа.

Печатать в буддистских и даосских монастырях их начали еще в 5-6 веках нашей эры. Скоро это стало популярнейшим видом искусства. Няньхуа могут быть самыми разными – охранительными, с новогодними пожеланиями (самые многочисленные), с изображениями популярных богов, сцен из классических романов, бытовыми зарисовками. Объединяет их только одно – это очень красочные и чрезвычайно добрые картинки — грусти не место в Новый год.

-5

Долгое время китайский лубок никто не воспринимал всерьез. Срок жизни новогодних картинок был отмерен четко – один год. Ровно столько они украшали дом (а иногда и птичник, и свинарник), а на следующий праздник, получив в подарок новые няньхуа, старые сжигали, чтобы с дымом все благие пожелания дошли до богов. Первыми на «народное творчество» обратили внимание русские востоковеды. Небольшая коллекция, привезенная ботаником В.Л. Комаровым, вызвала в России бум.

-6

«Маленькая яркая картинка, подобно бомбе, упала в наше стоячее болото», — так описывает ситуацию наш великий востоковед, академик В.М. Алексеев.

-7

Пожелания шифруются обычно по принципу созвучия. В китайском языке, как в никаком другом, огромное количество омонимов. Поэтому, увидев на картинке оленя, китаец сразу же поймет, что ему желают достигнуть высоких чинов – слова «чины» и «олень» в китайском языке произносятся одинаково: «лу». Поэтому на картинках часто встречаются вазы — омоним слова «пин» — спокойствие, летучие мыши (фу) — «счастье», собак, бабочек, сорок, лотосов, карпов, пионов и т.п. Расшифровать картину часто трудно даже китайцу.

-8

С наступающим!

И помните, что Зеленый Деревянный Дракон придет только через 40 дней.

А пока ждите Деда Мороза.