Священномученик Поликарп Смирнский:
Священники должны быть благосердны, милостивы ко всем, обращать заблуждающих, посещать всякого немощного, не пренебрегать вдов или нищего, всегда стараться о добром перед Богом и человеками, воздерживаться от всякого гнева, лицемерия, несправедливости в суде; удаляться от всякого сребролюбия, не быть легковерными к наговорам на кого-либо, жестокими на суде, зная, что все мы должники греха.
Святитель Киприан Карфагенский:
Священники должны быть смиренны, так как Господь и его апостолы были смиренны.
Преподобный Ефрем Сирин:
О, какой высокий сан имеет странное и чудное священство! Блажен, кто чисто и неукоризненно жительствует в сем достоинстве.
*
Сподобился ты, брат, сана священства? Приложи старание благоугождать Воеводе чистотою, и праведностию, и божественною мудростию, и светлым девством. Будь пламенным ревнителем, как целомудренный Иосиф, чистым, как Иисус, странноприимным, как Авраам, нищелюбивым, как Иов, любвеобильным, как Давид, кротким, как Моисей, заблудшегося возврати на путь, хромого подкрепи, падшего восставь, немощных защити и делай все тому подобное.
*
Священство – высокая степень, если проходят его беспорочно. Необычайное чудо, неизреченная сила, страшная тайна – Таинство Священства! Оно духовно, свято, досточестно, неукоризненно, и его-то Христос, снизойдя, даровал недостойным. Припадаю, со слезами и воздыханиями прошу, всмотримся в сие сокровище священства в хранящих оное достойно и свято. Ибо оно – светлый и несравненный щит, непоколебимый столп, несокрушимая стена. Оно – твердое основание, с земли восходящее до небесного свода.
*
Если же кто окажется достойным сего сана и будет ходить в нем преподобно и неукоризненно, то он приуготовляет себе жизнь и нетленный венец. А если кто отважится вступить в него недостойно, то уготовляет себе кромешную тьму и суд без милости.
Святитель Иоанн Златоуст:
Кто размыслит, как важно то, что человек, еще облеченный плотию и кровию, может присутствовать близ блаженного и бессмертного Естества, тот ясно увидит, какой чести удостоила священников благодать Духа.
*
Если кто удостоится получить священство и будет в ней ходить достойно и беспорочно, то она доставляет ему жизнь и нетленный венец.
*
Душа священника должна со всех сторон блистать красотою, дабы она могла и радовать, и просвещать души взирающих на него.
*
Священник должен иметь душу чище самих лучей солнечных, чтобы никогда не оставлял его без Себя Дух Святый.
*
Выходящий на поприще священства в особенности должен презирать славу, преодолевать гнев, быть исполнен великого благоразумия.
*
Нужно, чтобы священник, бодрствуя, вел подвижническую жизнь и чтобы последняя была зеркалом для народа.
*
Иерею Божию, священнодействующему пред Богом, надлежит быть мирным и тихим, не хищником, не коварным, не сребролюбивым, чтобы прежде всего в его душе Бог был совершен, и потом изменял бы так по своему образу свой народ.
Святитель Григорий Богослов:
Священство – это освящение мыслей, приближающее человека к Богу и Бога к человеку.
Святитель Василий Великий:
Старайся, священник, быть безупречным деятелем, право правящим слово истины. Никогда не приходи на церковную службу, если с кем нибудь находишься во вражде, чтобы Дух Святый не покинул тебя в день службы.
*
Не судись и не ссорься в тот день, а пребывая в церкви молись и читай, пока не придет время совершить божественное таинство, и тогда сокрушенно и с чистым сердцем приступи к святому алтарю, притом не озирайся кругом, а с трепетом и страхом предстань пред небеснаго Царя. Ради угождения людям не спеши и не сокращай молитв, не обращай внимания на людей, а обращай взор твой к присутствующему тут Царю и предстоящим вокруг небесным силам. Будь достойным исполнителем святых правил.
*
Смотри, перед Кем стоишь, как служишь и кого причащаешь.
Преподобный Исидор Пелусиот:
Бог возжигает светильник – иерея, и поставляет на свещнике – на светоносной его кафедре, чтобы, как молниями, озарял Церковь и догматами, и деяниями, свободными от всякой тьмы; а народы, видя лучи животворного свечения, к ним направляли шествие и прославляли Отца светов.
Преподобный Максим Исповедник:
Как солнечный луч нежно привлекает к себе здоровый глаз, по природе радующийся свету, и уделяет ему от своего сияния, так и истинное священство, во всём являющее живущим на земле отпечаток блаженной Божественности, своим боголюбивым и божественным нравом притягивает к себе всякую душу и уделяет ей от своего ведения, мира и любви, чтобы, привлёкши каждую способность души к пределу собственного делания, представить Богу тайноводствуемых полностью обоженными.
Праведный Иоанн Кронштадтский:
Священник преимущественно пред всеми другими должен помнить и исполнять следующую заповедь Христову: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет» (Мф.16: 24). Ибо от священника много требует самоотвержения его служба. Горе священнику, если он полюбит покой и негу.
*
Многие священники начнут хорошо, а потом ослабеют на пути своем – начнут верою и любовию, а потом погасят в сердцах своих веру и любовь. Нужно быть верными до смерти. «Имам на тя, – говорит Господь, – яко любовь твою первую оставил еси» (Откр.2 2: 4).
*
Когда мы видим священнослужителя, совершающего священную службу спокойно, ровно и твердо, то все бываем довольны этим и говорим про себя и другим: как он хорошо, спокойно и твердо служит. Значит, всякий внутренно требует от священнослужителя спокойствия и твердости, столь свойственных служителю Бога мира. Помни это, смущающийся священник или диакон, или чтец, и делай свое дело прилично, с должным спокойствием и твердостью.
*
Помни, что с понятием о священнике народ привык соединять понятие о святости, благости, кротости и смирении, простоте, о спокойствии и невозмутимости духа и вместе с тем – величии, свойственном служителю Бога Живого. Таким и старайся быть внутренно и внешно без малейшей тени гордости и высокомерия.
*
Не говори: я священник, меня должны уважить; мне должны уступить; меня должны извинить, если что неладно скажу или сделаю, – нет, ты уважь; ты уступи другим; ты извиняй, а сам всегда смиряйся и будь к себе самому как можно строг. Будь пред людьми как дитя кроткое, смиренное, незлобивое, уступчивое, простодушное. Отрекайся своей воли. Предайся воле Божией.
*
«Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1 Кор. 9: 22). Священник должен приспособляться к многовидным характерам людей, терпеливо снося их слабости, страсти, дурные привычки, строптивость, горячность и прочее – да всяко некия спасет. Потому от священника по преимуществу требуется кротость и смирение, незлобие, долготерпение, милосердие и сострадательность.
*
Горе нам, пастырям, что мы мало обличаем, запрещаем и умоляем христиан, чтобы они вели себя по-христиански. Мы молчим, а овцы наши идут куда не должно и делают то, чего не следует; мы дремлем, а волк расхищает и погубляет их; мы не светим им своим учением и жизнию, а их покрывает чуждая тьма окаяннаго, и в этой тьме они делают всякие дела погибели. Боже мой! Нельзя узнать в нас христиан: все мы живем плотию, не духом, все мы и не думали распинать плоть свою со страстьми и похотьми, все неключими: «несть творяй благостыню» (Пс.13: 3).
*
Иерее Божий! Верь, от всего сердца верь всегда в благодать, данную тебе от Бога молиться за людей Божиих: да не будет вотще в тебе этот величайший дар Божий, которым ты можешь спасти многие души; скоро слышит Владыка твою сердечную молитву о людях и удобно преклоняется на милость к людям, как на молитву Моисея, Аарона, Самуила, апостолов; искупай всякий молитвенный случай – в церкви, когда совершаешь Богослужение или Таинства, на домах при совершении Таинств, молитвословий и молебнов; везде и во всякое время молись о спасении людей Божиих – и стяжешь великую себе благодать Божию.
Подготовила Александра Калиновская