Найти тему
IQ Media

Уход за собой и питание вне дома: какие личные траты позволяют себе россияне

© iStock
© iStock

Наиболее распространенными тратами россиян лично на себя являются расходы на покупку парфюмерии и косметики (есть у 75% респондентов) и услуги по уходу за собой (71%). Об этом свидетельствуют данные «Барометра экономического поведения домохозяйств в России» НИУ ВШЭ (выпуск 2 от декабря 2023 года, посвященный подведению итогов года).

На персональное образование россияне тратят гораздо реже: только 5% респондентов оплачивают свое основное или дополнительное образование. И это самая весомая статья расходов у тех, кто платит за образование: в среднем на нее уходит 13 тыс. рублей в месяц, в то время как на все остальные категории личных трат существенно меньше.

Возраст сильно влияет на размер личных трат. Единственное исключение — расходы на медицинские услуги: доля имеющих личные расходы на медицину не сильно варьируется по возрастным группам, а средние расходы ожидаемо максимальны среди лиц старше 65 лет и составляют в среднем 5849 рублей.

Расходы на питание вне дома гораздо больше у мужчин. Они тратятся на него чаще, чем женщины (53% против 48%), и больше (3700 против 2800 рублей в среднем).

А женщины чаще расходуют средства на покупку одежды и обуви (65% против 54%), медицину (28% против 19%), парфюмерию и косметику (81% против 68%).

В тратах по уходу за собой разрыв между полами не такой большой в доле имеющих расходы (73% у женщин и 70% у мужчин), но суммы заметно различаются: если представительницы прекрасного пола в среднем тратят 2023 рубля, то расходы мужчин почти в два раза меньше — 935 рублей.

В целом оценивая ситуацию за последние три месяца, предшествующие опросу (он был проведен летом 2023 года), эксперты отмечают, что большинство респондентов продолжали осуществлять покупки в прежнем количестве. Преобладающая часть россиян (более 80%) оплачивают в прежнем объеме мобильную связь и интернет, покупают продукты и товары для ухода за домом.

Доля респондентов (их семей), покупавших в прежнем количестве за последние 3 месяца перечисленные товары и услуги в 2023 г., %

-2