Найти тему

«Покемон» и причина его популярности

В этой статье речь пойдёт об одной из тех франшиз, с которыми у людей ассоциируется само слово «аниме». Данная франшиза стала популярной во всём цивилизованном мире... и вместе с тем хлебнула ТАКОЙ ксенофобии, какой не видали даже более взрослые японские произведения! Итак... «Покемон»!

Один из постеров к первому сериалу франшизы "Pokemon" (название образовалось от сокращения слов "pocket / карман" и "monster / монстр").
Один из постеров к первому сериалу франшизы "Pokemon" (название образовалось от сокращения слов "pocket / карман" и "monster / монстр").

Популярность «карманных монстриков» началась с видеоигр. Впервые покемоны стали частью массовой культуры именно в таком виде; и да – игры про них имели большой успех! Вот только в СНГ те консоли, на которых выходили первые игры серии, могли позволить себе... наверное, разве что мажоры. Во всяком случае, я никогда не видел, чтобы на пике популярности покемонов (т. е. в начале нулевых) хоть кто-то из детей играл в игры этой серии на «Game Boy»; да и самого «Game Boy» я нигде не видел... Иными словами, если в остальном мире популярность покемонов началась ещё с видеоигр, в России она обязана аниме-сериалу по мотивам оных, который показывали по «ОРТ», а потом предательски прекратили: из двухсот семидесяти шести эпизодов первого сериала франшизы было показано чуть больше ста. О причинах отмены до сих пор можно строить теории. Либо телеканал банально, решив сэкономить на детской аудитории, не стал закупать продолжение мультсериала; либо... тамошнее начальство увидело в безобидном детском аниме что-то ОПАСНОЕ, из-за чего и отказалось от дальнейшей трансляции. Ведь уже в то время покемоны много в чём обвинялись! Как бы то ни было, вряд ли мы когда-нибудь узнаем наверняка, что повлияло на решение «ОРТ»; да и... перед тем, как переходить к охватившей покемонов ксенофобии, нужно определиться, за что их, прежде всего, полюбили! Ведь, если бы покемоны не обзавелись популярностью, ненавистников у них тоже не обнаружилось бы; ибо то, что никому не интересно, даже не поносят (согласитесь, никто не стал бы копаться в сути какого-то там мультика, который смотрят два с половиной зрителя!).

К слову, отсюда вывод: «ОРТ» отменило покемонов не из-за низких рейтингов, ибо, судя по хайпу, рейтинги были ого-го! На момент отмены мультсериала покемоны встречались ВЕЗДЕ: в магазинах одежды и игрушек продавался мерч с ними, в киосках можно было найти жвачку с наклейками по мотивам сериала, а также фишки; последними, конечно же, часто играли и обменивались. Даже крышечки от бутылок лимонада украшались изображениями разных покемонов и годились для коллекционирования. Также встречались коллекционные карточки с покемонами и полноценные игральные карты по мотивам сериала. А ещё пиратские игры на приставку «Sega», сделанные смекалистыми китайцами – но, на удивление, неплохо. Помимо этого были кринжовые хаки разных игр на «Dendy», где спрайт игрового персонажа был заменён на Пикачу – САМОГО известного покемона, а по совместительству – маскота всей франшизы.

В общем, популярность имела место... И даже больше – то была не просто популярность, а настоящая покемономания! Редкая франшиза наводила в обществе столько шума, сколько покемоны! Это далеко не единственный зарубежный мультсериал, показывавшийся по главному телеканалу России; но первый, выстреливший настолько громко. А раз так, не лишним будет задать вопрос, что обеспечило ему популярность...

Начнём с аудитории. Сериал «Покемон» обрёл популярность среди детей и подростков, и неудивительно, ибо это – очевидное произведение для детей. Далее – жанр. По-моему, это фэнтези; да – не классическое фэнтези, но... как ещё охарактеризовать сюжет, где протагонист изучает и ловит невиданных в нашем (реальном) мире, разумных существ со сверхъестественными способностями? Хотя технических чудес, вроде гигантских управляемых роботов (которыми нередко пользуются антагонисты), также хватает. Да и покеболы – тоже вполне фантастические гаджеты. Ну, и покедекс – не то чтобы очень уж фантастический карманный компьютер по нашим, современным меркам; но для рубежа 90-х и 00-х – сверхтехнологичная вещь. Иными словами, это уже не просто фэнтези, а технофэнтези. Если точнее, приключенческое технофэнтези, учитывая, что приключения – неотъемлемая составляющая большинства серий. Интересен ли детям такой жанр? Ещё как! И фэнтези, и фантастика, и приключения – три в одном; притом, что всё это даже по отдельности привлекает детское внимание! К тому же в покемонах все 3 составляющих связаны гармонично – в отличие, например, от мультсериала «Человек-паук» 1994-го, чья основа – научная фантастика; на протяжении долгого времени тамошний сюжет строился лишь на ней одной, и именно поэтому, когда в «Человеке-пауке» появилась магия, т. е. элемент фэнтези, возникло ощущение, что сериал свернул куда-то не туда, и «Ч-П» уже не тот. А ведь я ещё ребёнком был, когда почувствовал этот косяк повествования! Для сравнения – с покемонами такого не ощущалось. Впрочем, их суть не в одном лишь жанре. Наверное, всем детям, которые застали этот мультсериал по телевиденью, было (в хорошем смысле) завидно наблюдать за приключениями Эша, десятилетнего мальчишки, который не просиживает жизнь в школе, а путешествует: смотрит мир, знакомится с новыми друзьями, находит новых и новых интереснейших созданий – покемонов, участвует в разнообразных приключениях, и всё это – БЕЗ надзора со стороны родителей (ну, а как иначе?; те поседели бы, увидев, в какие истории попутно влипает их чадо!!!). Это не просто мечта, а настоящий рай для ребёнка, которому свойственно интересоваться окружающим миром, изучать его и... обижаться, когда кто-то (вроде родителей) МЕШАЕТ изучению мира! Добавьте то, что Эш не только не страдает от родительского контроля, но и не зависит от их заботы, ибо ему, как тренеру покемонов, в каждом населённом пункте оказывают содействие:

Нужна еда и крыша над головой – милости просим! Надо покормить твоих покемонов – пожалуйста! Желаешь помыться и постираться с дороги – не вопрос! Хочешь поучаствовать в жизни общества и помочь с тем или иным делом, а то и поспособствовать решению чужих проблем – да мы только тебя и ждали; никто не возразит, дескать «ты слишком мал, а потому брысь в сторону, не мешай взрослым!». И, что не менее важно, никто не запретит тебе ловить столько покемонов, сколько надумаешь; никто не скажет, что покемоны – это большая ответственность, а ты ещё ребёнок и ничего не понимаешь (этакая аналогия с домашними животными, которые ТОЖЕ интересны детям, и которых далеко не каждый родитель одобрит).

Как вы уже поняли, «Покемон» бьёт по детскому подсознанию, воплощая на экране всё то, о чём сами дети могли лишь мечтать. ЭТО – СУТЬ! И обёрнута она в трижды привлекательный для детей жанр приключенческого технофэнтези; а на экране всё это воплощено с помощью приемлемого для своего времени визуала и отличного звукового сопровождения, в т. ч. музыки. Вот вам и причина бешеной популярности покемонов...

Однако не всем понравилось это. Вернее – вряд ли кто-то из противников «Покемона» сам приходил к выводу, что данное аниме вдохновляет детей на желанную самостоятельность и напутствует принимать решения независимо от родителей; хотя, возможно, некоторые взрослые поняли ту суть – и именно она могла не понравиться им. Ведь детьми, которые стремятся к независимости, сложнее управлять! Да, это так... Но вместе с тем такие дети реализовывают себя во взрослой жизни куда лучше, чем те, кто всегда слушался родителей и не осмеливался брать СВОЮ судьбу в СВОИ руки (увы, до этого уже не каждый родитель додумывается; оттого некоторые своим контролем и превращают собственных детей в слабовольных созданий).

Но вернёмся к основной массе ненавистников «Покемона». Чаще всего причиной ксенофобии оказывалось банальное непонимание: чуждая японская культура, непривычная рисовка, необычные визуальные ходы (вроде меняющегося фона, подчёркивающего настроение отдельных сцен), странного вида монстры, гипертрофированная мимика персонажей... и АБСОЛЮТНОЕ непонимание, как на всё это можно залипать! Взрослый видит, что ребёнку нравится, но почему нравится – не понимает! Взрослый видит лишь оболочку, а ребёнок – ещё и идею внутри той оболочки. И всё может только ухудшиться, когда взрослый услышит, чем именно этот мультсериал полюбился ребёнку...

«Ах, тебе нравится, что этот Эш не ходит в школу, путешествует без родителей и ловит каких-то приблуд? Иш, нашёл пример для подражания! За уроки садись, бездельник!»

И действительно – попытайся ребёнок объяснить, чем ему понравился «Покемон», всё выглядело бы так, будто мультфильм пропагандирует откровенно деструктивные идеи, и что именно ЭТО нравится ребёнку...

В общем, многие родители не поощряли такого увлечения, хоть и далеко не все откровенно запрещали своим детям смотреть покемонов. Ситуацию ухудшала печально-известная 38-я серия, во время премьерного показа по ТВ вызвавшая припадки у склонных к эпилепсии людей (в основном – детей) из-за резкого мерцания красного и синего цветов в одном моменте. Вследствие этого сотни японцев обратились за медицинской помощью, а показ «Покемона» был приостановлен на 4 месяца, пока шумиха не утихла. Сами понимаете, то происшествие заставило взрослых беспокоиться о влиянии покемонов на здоровье детей. Дескать, раз уж случилось однажды, может и повториться, даже несмотря на то, что японское телевиденье быстро приняло серьёзные меры по предотвращению новых эпилептических приступов у зрителей. Перед показом телепередач стали появляться рекомендации по безопасному просмотру, вроде «смотрите в хорошо освещённых помещениях и не сидите близко к телевизору»; а у всего телевизионного контента появились новые требования безопасности – такие, как ограничения на частоту и продолжительность мерцаний изображения. Хотя за пределами Японии скандальную серию не транслировали (скорее, по этическим соображениям; ведь с чисто практической точки зрения её вполне можно было перемонтировать до «безобидного» состояния), об инциденте же стало известно во всём мире, и некоторые противники аниме использовали тот случай, как подтверждение правоты своей позиции.

Кадр из 38-го эпизода под названием "Электронный воин Поригон". После этой серии покемон Поригон и его эволюционировавшие формы крайне редко появлялись в аниме, ибо сам Поригон стал ассоциироваться с печально известными событиями. К слову, вопрос к смотревшим: кто-нибудь хочет сделать AMV из этой серии и песни "Малиновая Лада"?)) Если надумаете, будьте осторожны с использованием мерцающих фрагментов (их лучше замедлять), особенно - на 18:53-18:58 по хронометражу (если брать серию с упоминанием спонсора после опенинга, тайминг собьётся на 10 сек. вперёд).
Кадр из 38-го эпизода под названием "Электронный воин Поригон". После этой серии покемон Поригон и его эволюционировавшие формы крайне редко появлялись в аниме, ибо сам Поригон стал ассоциироваться с печально известными событиями. К слову, вопрос к смотревшим: кто-нибудь хочет сделать AMV из этой серии и песни "Малиновая Лада"?)) Если надумаете, будьте осторожны с использованием мерцающих фрагментов (их лучше замедлять), особенно - на 18:53-18:58 по хронометражу (если брать серию с упоминанием спонсора после опенинга, тайминг собьётся на 10 сек. вперёд).

Также можно упомянуть 35-ю серию, которую много где не транслировали из-за частого показа огнестрельного оружия. На мой взгляд, это надуманная придирка – особенно, когда есть такой мультсериал, как «Бэтмен» 1992-го, где огнестрел мелькает куда чаще; я очень сомневаюсь, что после случая с 35-й серией «Покемона» кто-то массово изымал «Бэтмена» из эфира. А ещё – «Лис и пёс», «Тарзан», даже старенькие «Весёлые мелодии» и т. д.; я уверен, что показ и применение огнестрела в этих мультфильмах не помешали им остаться в сетке вещания. Какие-то двойные стандарты!

«Я знаю, о чём ты думаешь: “шесть было выстрелов или только пять?”. Честно говоря, в этой суматохе я и сам потерял им счёт. Это Магнум 44-го калибра, самый мощный в мире пистолет, он может напрочь снести тебе башку, так что ты должен задать себе всего один вопрос: “повезёт ли мне?”.» (ладно, шучу; это из другого фильма!)
«Я знаю, о чём ты думаешь: “шесть было выстрелов или только пять?”. Честно говоря, в этой суматохе я и сам потерял им счёт. Это Магнум 44-го калибра, самый мощный в мире пистолет, он может напрочь снести тебе башку, так что ты должен задать себе всего один вопрос: “повезёт ли мне?”.» (ладно, шучу; это из другого фильма!)

Впрочем, несправедливо было бы НЕ упомянуть 18-ю серию, где один из антагонистов, Джеймс из «Команды R» участвует в женском конкурсе красоты с помощью накладной, надувной женской груди. Хотя это не единственный спорный сценарный ход серии – стоит упомянуть и похотливого старичка, недвусмысленно заинтересовавшегося Мисти, явно несовершеннолетней подругой Эша. Не знаю, что тогда употребляли режиссёр и сценаристы, но, по-моему, такой контент – уже перебор. Ведь «Покемон» – это даже не «сёнен», т. е. не 12+ (по крайней мере, в самой Японии); официально этот сериал предназначен для детей до 11-ти лет включительно, т. е. по японским стандартам это «кодомо». Знаете, 18-я серия почти никак не влияет на основной сюжет сериала, а потому её следовало бы выпустить в формате OVA в категории сёнен (раз уж авторам приспичило создать что-то этакое!); тогда проблем с запретом оной в разных странах не было бы. Но... почему-то не додумались.

"Считаешь себя привлекательной? Скажи это моим покеболам!"
"Считаешь себя привлекательной? Скажи это моим покеболам!"

И, кстати, то были лишь самые известные примеры. Серий, которые оказывались запрещены или перенесены, очень много! Например, Южная Корея вырезала эпизоды, где хоть как-то упомянута культура Японии (да, эти страны не ладят), из-за чего дыры в сюжете плодились запросто! В США, пусть и не сразу, но начали запрещать серии с покемоном Джинкс, которую (да, все Джинкс женского пола) сочли оскорбительной для представителей негроидной расы. Далее – перенос эпизодов; бывало так, что серии с определённым контентом выходят в неудачное время. Если в эпизоде присутствует разрушение зданий, и при этом в Японии случается очередное неслабое землетрясение или ураган, то приходится «проявлять солидарность, терпение и понимание». К тому же некоторые ранее вышедшие серии вполне могут быть временно запрещены для повторного показа – опять же из-за контента, неприемлемого в конкретное время (например, из-за стихийных бедствий в Японии или теракта 11 сентября 2001-го в США). Впрочем, всё это не является ксенофобией по отношению к покемонам. А вот тотальный запрет оных в некоторых мусульманских странах – вполне является! Хотя христиане тоже обвиняли покемонов в пропаганде всяких плохих идей, от дарвинизма до сатанизма; но делали это менее радикально за счёт того, что христианство распространено в светских государствах, где Церковь не может влиять на законотворчество.

Ко всему прочему, особо пытливые борцуны за нравственность находили в покемонах даже нацистскую символику... Притом, что некоторые мусульманские нравственники, наоборот, видели в покемонах пропаганду сионизма. Иными словами, эти претензии взаимно разбиваются одна о другую и показывают, чего они стоят на самом деле.

Даже пропаганду азартных игр, вменявшуюся покемонам, вряд ли стоит воспринимать слишком уж серьёзно. Да, там есть сюжеты с пари, когда что-то стоит на кону; но встречается такое не особо часто, да и разве в других, в т. ч. не японских произведениях этого нет?! А что касается непосредственно азартных игр, вроде фишек и карт с символикой покемонов, так ведь это не к мультфильму претензии, а к мерчу! В карты играли задо-о-олго до появления покемонов; да и фишки у детей были востребованы ещё до покемономании: помню, были фишки и с «Симпсонами», и с «Бэтменом», и с персонажами «Mortal Kombat», и т. д. А покемономания просто подлила масла в огонь азартной натуры самих людей. Карточные и фишечные игры можно сделать по мотивам абсолютно любой франшизы, были бы хотелки у производителей мерча... а то и банальная смекалка у самих потребителей, ведь новые виды игр, например, с теми же фишками по «Покемону» (которые, прежде всего, предназначены для коллекционирования!) можно придумать запросто. Да и... видеоигры про покемонов не сказать что чересчур азартные; самые обычные игры с возможностью победы или поражения, удачи или неудачи. Азарт – он такой, должен присутствовать в любой игре; возможность выиграть или проиграть – неотъемлемая часть всех игр.

Подытожу. «Покемон» – не самое «святое» аниме, со своими проблемами, но, уж точно, не заслужило всей той ксенофобии, что на него вылилась. Причина нетерпимости к данному мультсериалу заключается в банальном непонимании и, как следствие, недоверии. Это далеко не первый аниме-сериал для детей, транслировавшийся за пределами Японии; но первый, что возымел настолько большой успех. Именно это никак не могли понять взрослые: «чем покемоны так сильно полюбились детям?», а потому с опаской начали относиться к явлению. Ведь неизвестность пугает. Чтобы понять это аниме, нужно мыслить, как ребёнок; а большинство взрослых давно разучились этому.

P. S. Помимо плюсов у покемонов есть и серьёзный недостаток. Сериалы (да, их больше одного) представляют собой ту ещё «жвачку». С 1997-го почти ничего не изменилось, строение серий практически однообразное; Эш как пытался «собрать всех покемонов», а также «стать мастером-тренером покемонов», так и пытается. Впрочем, у такого подхода есть своя логика: да, со временем дети взрослеют, и им становится откровенно скучно наблюдать за однообразными приключениями героев – но аниме продолжает сниматься уже для новой аудитории младшего школьного возраста. Всё же прогресс в рисовании аниме не стоит на месте, и новые поколения детей вряд ли заинтересуются устаревшей рисовкой конца 90-х и начала 00-х. Потому-то сериал приходится постоянно «обновлять», чтобы он оставался конкурентоспособным. Ведь именно он ещё в 1997-м стал главной рекламой франшизы – рекламой, которая приносила прибыль сама по себе, ибо НРАВИЛАСЬ зрителям и имела высокие рейтинги (согласитесь, это уже не та надоедливая реклама м/у телепередачами, на которую никто не обращает внимания; а совсем другой уровень!). Как в качестве рекламы видеоигр про покемонов и соответствующего мерча, так и в качестве самостоятельного произведения сериал можно считать успешным.