В этой статье речь пойдёт об одной из тех франшиз, с которыми у людей ассоциируется само слово «аниме». Данная франшиза стала популярной во всём цивилизованном мире... и вместе с тем хлебнула ТАКОЙ ксенофобии, какой не видали даже более взрослые японские произведения! Итак... «Покемон»!
Популярность «карманных монстриков» началась с видеоигр. Впервые покемоны стали частью массовой культуры именно в таком виде; и да – игры про них имели большой успех! Вот только в СНГ те консоли, на которых выходили первые игры серии, могли позволить себе... наверное, разве что мажоры. Во всяком случае, я никогда не видел, чтобы на пике популярности покемонов (т. е. в начале нулевых) хоть кто-то из детей играл в игры этой серии на «Game Boy»; да и самого «Game Boy» я нигде не видел... Иными словами, если в остальном мире популярность покемонов началась ещё с видеоигр, в России она обязана аниме-сериалу по мотивам оных, который показывали по «ОРТ», а потом предательски прекратили: из двухсот семидесяти шести эпизодов первого сериала франшизы было показано чуть больше ста. О причинах отмены до сих пор можно строить теории. Либо телеканал банально, решив сэкономить на детской аудитории, не стал закупать продолжение мультсериала; либо... тамошнее начальство увидело в безобидном детском аниме что-то ОПАСНОЕ, из-за чего и отказалось от дальнейшей трансляции. Ведь уже в то время покемоны много в чём обвинялись! Как бы то ни было, вряд ли мы когда-нибудь узнаем наверняка, что повлияло на решение «ОРТ»; да и... перед тем, как переходить к охватившей покемонов ксенофобии, нужно определиться, за что их, прежде всего, полюбили! Ведь, если бы покемоны не обзавелись популярностью, ненавистников у них тоже не обнаружилось бы; ибо то, что никому не интересно, даже не поносят (согласитесь, никто не стал бы копаться в сути какого-то там мультика, который смотрят два с половиной зрителя!).
К слову, отсюда вывод: «ОРТ» отменило покемонов не из-за низких рейтингов, ибо, судя по хайпу, рейтинги были ого-го! На момент отмены мультсериала покемоны встречались ВЕЗДЕ: в магазинах одежды и игрушек продавался мерч с ними, в киосках можно было найти жвачку с наклейками по мотивам сериала, а также фишки; последними, конечно же, часто играли и обменивались. Даже крышечки от бутылок лимонада украшались изображениями разных покемонов и годились для коллекционирования. Также встречались коллекционные карточки с покемонами и полноценные игральные карты по мотивам сериала. А ещё пиратские игры на приставку «Sega», сделанные смекалистыми китайцами – но, на удивление, неплохо. Помимо этого были кринжовые хаки разных игр на «Dendy», где спрайт игрового персонажа был заменён на Пикачу – САМОГО известного покемона, а по совместительству – маскота всей франшизы.
В общем, популярность имела место... И даже больше – то была не просто популярность, а настоящая покемономания! Редкая франшиза наводила в обществе столько шума, сколько покемоны! Это далеко не единственный зарубежный мультсериал, показывавшийся по главному телеканалу России; но первый, выстреливший настолько громко. А раз так, не лишним будет задать вопрос, что обеспечило ему популярность...
Начнём с аудитории. Сериал «Покемон» обрёл популярность среди детей и подростков, и неудивительно, ибо это – очевидное произведение для детей. Далее – жанр. По-моему, это фэнтези; да – не классическое фэнтези, но... как ещё охарактеризовать сюжет, где протагонист изучает и ловит невиданных в нашем (реальном) мире, разумных существ со сверхъестественными способностями? Хотя технических чудес, вроде гигантских управляемых роботов (которыми нередко пользуются антагонисты), также хватает. Да и покеболы – тоже вполне фантастические гаджеты. Ну, и покедекс – не то чтобы очень уж фантастический карманный компьютер по нашим, современным меркам; но для рубежа 90-х и 00-х – сверхтехнологичная вещь. Иными словами, это уже не просто фэнтези, а технофэнтези. Если точнее, приключенческое технофэнтези, учитывая, что приключения – неотъемлемая составляющая большинства серий. Интересен ли детям такой жанр? Ещё как! И фэнтези, и фантастика, и приключения – три в одном; притом, что всё это даже по отдельности привлекает детское внимание! К тому же в покемонах все 3 составляющих связаны гармонично – в отличие, например, от мультсериала «Человек-паук» 1994-го, чья основа – научная фантастика; на протяжении долгого времени тамошний сюжет строился лишь на ней одной, и именно поэтому, когда в «Человеке-пауке» появилась магия, т. е. элемент фэнтези, возникло ощущение, что сериал свернул куда-то не туда, и «Ч-П» уже не тот. А ведь я ещё ребёнком был, когда почувствовал этот косяк повествования! Для сравнения – с покемонами такого не ощущалось. Впрочем, их суть не в одном лишь жанре. Наверное, всем детям, которые застали этот мультсериал по телевиденью, было (в хорошем смысле) завидно наблюдать за приключениями Эша, десятилетнего мальчишки, который не просиживает жизнь в школе, а путешествует: смотрит мир, знакомится с новыми друзьями, находит новых и новых интереснейших созданий – покемонов, участвует в разнообразных приключениях, и всё это – БЕЗ надзора со стороны родителей (ну, а как иначе?; те поседели бы, увидев, в какие истории попутно влипает их чадо!!!). Это не просто мечта, а настоящий рай для ребёнка, которому свойственно интересоваться окружающим миром, изучать его и... обижаться, когда кто-то (вроде родителей) МЕШАЕТ изучению мира! Добавьте то, что Эш не только не страдает от родительского контроля, но и не зависит от их заботы, ибо ему, как тренеру покемонов, в каждом населённом пункте оказывают содействие:
Нужна еда и крыша над головой – милости просим! Надо покормить твоих покемонов – пожалуйста! Желаешь помыться и постираться с дороги – не вопрос! Хочешь поучаствовать в жизни общества и помочь с тем или иным делом, а то и поспособствовать решению чужих проблем – да мы только тебя и ждали; никто не возразит, дескать «ты слишком мал, а потому брысь в сторону, не мешай взрослым!». И, что не менее важно, никто не запретит тебе ловить столько покемонов, сколько надумаешь; никто не скажет, что покемоны – это большая ответственность, а ты ещё ребёнок и ничего не понимаешь (этакая аналогия с домашними животными, которые ТОЖЕ интересны детям, и которых далеко не каждый родитель одобрит).
Как вы уже поняли, «Покемон» бьёт по детскому подсознанию, воплощая на экране всё то, о чём сами дети могли лишь мечтать. ЭТО – СУТЬ! И обёрнута она в трижды привлекательный для детей жанр приключенческого технофэнтези; а на экране всё это воплощено с помощью приемлемого для своего времени визуала и отличного звукового сопровождения, в т. ч. музыки. Вот вам и причина бешеной популярности покемонов...
Однако не всем понравилось это. Вернее – вряд ли кто-то из противников «Покемона» сам приходил к выводу, что данное аниме вдохновляет детей на желанную самостоятельность и напутствует принимать решения независимо от родителей; хотя, возможно, некоторые взрослые поняли ту суть – и именно она могла не понравиться им. Ведь детьми, которые стремятся к независимости, сложнее управлять! Да, это так... Но вместе с тем такие дети реализовывают себя во взрослой жизни куда лучше, чем те, кто всегда слушался родителей и не осмеливался брать СВОЮ судьбу в СВОИ руки (увы, до этого уже не каждый родитель додумывается; оттого некоторые своим контролем и превращают собственных детей в слабовольных созданий).
Но вернёмся к основной массе ненавистников «Покемона». Чаще всего причиной ксенофобии оказывалось банальное непонимание: чуждая японская культура, непривычная рисовка, необычные визуальные ходы (вроде меняющегося фона, подчёркивающего настроение отдельных сцен), странного вида монстры, гипертрофированная мимика персонажей... и АБСОЛЮТНОЕ непонимание, как на всё это можно залипать! Взрослый видит, что ребёнку нравится, но почему нравится – не понимает! Взрослый видит лишь оболочку, а ребёнок – ещё и идею внутри той оболочки. И всё может только ухудшиться, когда взрослый услышит, чем именно этот мультсериал полюбился ребёнку...
«Ах, тебе нравится, что этот Эш не ходит в школу, путешествует без родителей и ловит каких-то приблуд? Иш, нашёл пример для подражания! За уроки садись, бездельник!»
И действительно – попытайся ребёнок объяснить, чем ему понравился «Покемон», всё выглядело бы так, будто мультфильм пропагандирует откровенно деструктивные идеи, и что именно ЭТО нравится ребёнку...
В общем, многие родители не поощряли такого увлечения, хоть и далеко не все откровенно запрещали своим детям смотреть покемонов. Ситуацию ухудшала печально-известная 38-я серия, во время премьерного показа по ТВ вызвавшая припадки у склонных к эпилепсии людей (в основном – детей) из-за резкого мерцания красного и синего цветов в одном моменте. Вследствие этого сотни японцев обратились за медицинской помощью, а показ «Покемона» был приостановлен на 4 месяца, пока шумиха не утихла. Сами понимаете, то происшествие заставило взрослых беспокоиться о влиянии покемонов на здоровье детей. Дескать, раз уж случилось однажды, может и повториться, даже несмотря на то, что японское телевиденье быстро приняло серьёзные меры по предотвращению новых эпилептических приступов у зрителей. Перед показом телепередач стали появляться рекомендации по безопасному просмотру, вроде «смотрите в хорошо освещённых помещениях и не сидите близко к телевизору»; а у всего телевизионного контента появились новые требования безопасности – такие, как ограничения на частоту и продолжительность мерцаний изображения. Хотя за пределами Японии скандальную серию не транслировали (скорее, по этическим соображениям; ведь с чисто практической точки зрения её вполне можно было перемонтировать до «безобидного» состояния), об инциденте же стало известно во всём мире, и некоторые противники аниме использовали тот случай, как подтверждение правоты своей позиции.
Также можно упомянуть 35-ю серию, которую много где не транслировали из-за частого показа огнестрельного оружия. На мой взгляд, это надуманная придирка – особенно, когда есть такой мультсериал, как «Бэтмен» 1992-го, где огнестрел мелькает куда чаще; я очень сомневаюсь, что после случая с 35-й серией «Покемона» кто-то массово изымал «Бэтмена» из эфира. А ещё – «Лис и пёс», «Тарзан», даже старенькие «Весёлые мелодии» и т. д.; я уверен, что показ и применение огнестрела в этих мультфильмах не помешали им остаться в сетке вещания. Какие-то двойные стандарты!
Впрочем, несправедливо было бы НЕ упомянуть 18-ю серию, где один из антагонистов, Джеймс из «Команды R» участвует в женском конкурсе красоты с помощью накладной, надувной женской груди. Хотя это не единственный спорный сценарный ход серии – стоит упомянуть и похотливого старичка, недвусмысленно заинтересовавшегося Мисти, явно несовершеннолетней подругой Эша. Не знаю, что тогда употребляли режиссёр и сценаристы, но, по-моему, такой контент – уже перебор. Ведь «Покемон» – это даже не «сёнен», т. е. не 12+ (по крайней мере, в самой Японии); официально этот сериал предназначен для детей до 11-ти лет включительно, т. е. по японским стандартам это «кодомо». Знаете, 18-я серия почти никак не влияет на основной сюжет сериала, а потому её следовало бы выпустить в формате OVA в категории сёнен (раз уж авторам приспичило создать что-то этакое!); тогда проблем с запретом оной в разных странах не было бы. Но... почему-то не додумались.
И, кстати, то были лишь самые известные примеры. Серий, которые оказывались запрещены или перенесены, очень много! Например, Южная Корея вырезала эпизоды, где хоть как-то упомянута культура Японии (да, эти страны не ладят), из-за чего дыры в сюжете плодились запросто! В США, пусть и не сразу, но начали запрещать серии с покемоном Джинкс, которую (да, все Джинкс женского пола) сочли оскорбительной для представителей негроидной расы. Далее – перенос эпизодов; бывало так, что серии с определённым контентом выходят в неудачное время. Если в эпизоде присутствует разрушение зданий, и при этом в Японии случается очередное неслабое землетрясение или ураган, то приходится «проявлять солидарность, терпение и понимание». К тому же некоторые ранее вышедшие серии вполне могут быть временно запрещены для повторного показа – опять же из-за контента, неприемлемого в конкретное время (например, из-за стихийных бедствий в Японии или теракта 11 сентября 2001-го в США). Впрочем, всё это не является ксенофобией по отношению к покемонам. А вот тотальный запрет оных в некоторых мусульманских странах – вполне является! Хотя христиане тоже обвиняли покемонов в пропаганде всяких плохих идей, от дарвинизма до сатанизма; но делали это менее радикально за счёт того, что христианство распространено в светских государствах, где Церковь не может влиять на законотворчество.
Ко всему прочему, особо пытливые борцуны за нравственность находили в покемонах даже нацистскую символику... Притом, что некоторые мусульманские нравственники, наоборот, видели в покемонах пропаганду сионизма. Иными словами, эти претензии взаимно разбиваются одна о другую и показывают, чего они стоят на самом деле.
Даже пропаганду азартных игр, вменявшуюся покемонам, вряд ли стоит воспринимать слишком уж серьёзно. Да, там есть сюжеты с пари, когда что-то стоит на кону; но встречается такое не особо часто, да и разве в других, в т. ч. не японских произведениях этого нет?! А что касается непосредственно азартных игр, вроде фишек и карт с символикой покемонов, так ведь это не к мультфильму претензии, а к мерчу! В карты играли задо-о-олго до появления покемонов; да и фишки у детей были востребованы ещё до покемономании: помню, были фишки и с «Симпсонами», и с «Бэтменом», и с персонажами «Mortal Kombat», и т. д. А покемономания просто подлила масла в огонь азартной натуры самих людей. Карточные и фишечные игры можно сделать по мотивам абсолютно любой франшизы, были бы хотелки у производителей мерча... а то и банальная смекалка у самих потребителей, ведь новые виды игр, например, с теми же фишками по «Покемону» (которые, прежде всего, предназначены для коллекционирования!) можно придумать запросто. Да и... видеоигры про покемонов не сказать что чересчур азартные; самые обычные игры с возможностью победы или поражения, удачи или неудачи. Азарт – он такой, должен присутствовать в любой игре; возможность выиграть или проиграть – неотъемлемая часть всех игр.
Подытожу. «Покемон» – не самое «святое» аниме, со своими проблемами, но, уж точно, не заслужило всей той ксенофобии, что на него вылилась. Причина нетерпимости к данному мультсериалу заключается в банальном непонимании и, как следствие, недоверии. Это далеко не первый аниме-сериал для детей, транслировавшийся за пределами Японии; но первый, что возымел настолько большой успех. Именно это никак не могли понять взрослые: «чем покемоны так сильно полюбились детям?», а потому с опаской начали относиться к явлению. Ведь неизвестность пугает. Чтобы понять это аниме, нужно мыслить, как ребёнок; а большинство взрослых давно разучились этому.
P. S. Помимо плюсов у покемонов есть и серьёзный недостаток. Сериалы (да, их больше одного) представляют собой ту ещё «жвачку». С 1997-го почти ничего не изменилось, строение серий практически однообразное; Эш как пытался «собрать всех покемонов», а также «стать мастером-тренером покемонов», так и пытается. Впрочем, у такого подхода есть своя логика: да, со временем дети взрослеют, и им становится откровенно скучно наблюдать за однообразными приключениями героев – но аниме продолжает сниматься уже для новой аудитории младшего школьного возраста. Всё же прогресс в рисовании аниме не стоит на месте, и новые поколения детей вряд ли заинтересуются устаревшей рисовкой конца 90-х и начала 00-х. Потому-то сериал приходится постоянно «обновлять», чтобы он оставался конкурентоспособным. Ведь именно он ещё в 1997-м стал главной рекламой франшизы – рекламой, которая приносила прибыль сама по себе, ибо НРАВИЛАСЬ зрителям и имела высокие рейтинги (согласитесь, это уже не та надоедливая реклама м/у телепередачами, на которую никто не обращает внимания; а совсем другой уровень!). Как в качестве рекламы видеоигр про покемонов и соответствующего мерча, так и в качестве самостоятельного произведения сериал можно считать успешным.