Найти тему
Тайный фотограф Москвы

Богатства Гоголевского бульвара: усадьба Андрея Замятина, история Третьяковых и любовь архитектора Каминского

Я уже много раз говорил, что дома с такими щипцовыми шатрами на крыше – моя давняя любовь и слабость. Дом купца Игумнова на Большой Якиманке, Торговый дом братьев Третьяковых на Кузнецком Мосту, галерея Ивана Цветкова на Пречистенской набережной…

Но всегда, находя еще один такой дом-дворец в русском стиле, я вспоминаю другое здание, с вида которого, как мне кажется, и началась моя влюбленность в такие терема.

И это…

…Усадебный дом в начале Гоголевского бульвара

Правда, когда в середине восемнадцатого века князь Петр Александрович Меншиков построил здесь каменные палаты, Бульварного кольца не существовало и в помине, а на его нынешнем месте возвышалась крепостная стена Белого города. И палаты, как было принято тогда, стояли к стене задом, а к центру Москвы передом. То бишь смотрели фасадом в Большой Знаменский переулок.

-2

Следующий владелец дома, полковник Андрей Егорович Замятин в 1806 году перестроил его, добавив две боковые пристройки, а заодно и развернув на сто восемьдесят градусов – теперь уже лицом к шумевшему на месте старой крепости Пречистенскому бульвару.

-3

А после Отечественной войны и пожара 1812 года, исправляя причиненные дому повреждения, снова перестроил его, придав фасаду ампирный облик – с треугольным фронтоном и портиком из шести колонн.

Затем усадьба сменила еще пару владельцев, пока в 1871 году не…

…Перешла в руки Сергея Михайловича Третьякова

По сравнению с собственным старшим братом Павлом – замкнутым и немногословным, которого одни прозывали Архимандритом, другие и вовсе Схимником, Сергей Михайлович вел жизнь веселую и шумную.

«... Когда Сергей Михайлович давал балы во время своего жениховства, играл оркестр на хорах, толпились красавицы и их кавалеры; танцевали «до упаду», «до зари». Невеста переодевалась в вечер по три раза: то в вишневое, бархатное, с бриллиантами на корсаже, и бархаткой на шее, то в палевое — «тюль-иллюзион», то в белое атласное, с золотыми колосьями на фижмах. Жених шел за своей невестой в комнату, где весь вечер ждали куафер и горничная, и под руку вводил ее в зал; все ахали над юной красотой обоих нареченных, над роскошью невестиных платьев, шли поздравления, оркестр гремел туш. Так женился младший сын, любимец своего старшего брата, а старший брат ­– «схимник» – не показывался»
(Анна Ильинична Федорец, «Павел Третьяков»)

Купив замечательную ампирную усадьбу, купец, коллекционер, и меценат решил-таки ее несколько перестроить.

-4

Для этого он пригласил Александра Каминского, с которым братья Третьяковы состояли в родстве через свою сестру Софью.

-5
  • Хотя к повествованию об усадьбе Замятина – Третьякова это не относится напрямую, все-таки хочу привести кусочек книги, где описывается этот эпизод из жизни знаменитого зодчего. Который, кстати, сыграл очень важную роль в судьбе моего любимого Федора Осиповича Шехтеля.
«... В самом начале 60-х годов Павел Михайлович как-то привел с собой и представил сестре Сонечке красивого молодого человека гигантского роста, с темными глазами и черными волосами и бородкой, одетого в черную бархатную жакетку, со светлыми брюками, в красном галстуке, веселого балагура. Это был талантливейший архитектор-художник, только что вернувшийся из Рима, где он провел несколько лет пансионером Академии художеств, — Александр Степанович Каминский. Сонечка пленила его своим умом, своей величественностью, а он победил ее «сразу и безвозвратно», по ее словам, своей бесконечной добротой, своей бесшабашной веселостью и талантливостью.
Летом 1862 года Софья Михайловна призналась брату в своих чувствах к Каминскому: «... милый Паша, я хочу передать тебе то, что давно желала сказать и не могла... Ты, конечно, не мог не заметить, душа моя, привязанность между мною и Александром Степановичем, не заметить ее нельзя было потому, что чувства скрыть трудно!.. Я решилась сказать тебе первая о нашей любви... Быть может, милый Паша, ты найдешь безрассудным с моей стороны выходить замуж за человека, не имеющего ничего! Но я остаюсь при моем убеждении, что лучше жить с маленькими средствами и большою привязанностью, чем наоборот». То, что Софья Михайловна обратилась с признанием к старшему брату, очень показательно. Дело не только в том, что он любил и уважал умную и независимую сестру. Павел Михайлович был старшим мужчиной в семье. От его согласия или несогласия зависело, будут ли молодые вместе. Ведь брак обеспеченной купеческой дочери и не имевшего больших средств дворянина мог показаться ему сомнительным. Но П.М. Третьяков любил сестру и ценил талантливого Каминского. Последнего ждала незаурядная творческая судьба: он стал одним из творцов «русского стиля» в архитектуре закатной поры Российской империи. Состоялся откровенный разговор коммерсанта с архитектором, после которого Павел Михайлович благословил сестру на брак. Свадьба С.М. Третьяковой и А.А. Каминского состоялась 11 ноября 1862 года.
(Там же)

Каминский закончил все работы над домом в 1873-м. Шестиколонный портик и треугольный фронтон исчезли, а вместо них на бульваре теперь красовался роскошный, будто сказочный терем, особняк в русско-византийском стиле. Как раз с теми самыми шатрами-щипцами, которые я так люблю (7 фото).

Фасад приобрел симметричный вид с рядом полуциркулярных, арочных окон с полуколонками и карнизом в виде ряда маленьких арочек (9 фото).

Двумя похожими на крепостные башни ризалитами по краям (5 фото)

и парадным входом справа, с резным навесом на чугунных тоненьких колоннах (5 фото).

Справа от дома, в глубине двора, Александр Степанович выстроил еще одно здание-флигель, которое соединил с главным домом переходами. В этом флигеле Сергей Третьяков разместил свою коллекцию живописи (3 фото).

К слову сказать, в эту усадьбу Третьяков переехал, будучи женат вторично. Его нежно любимая первая супруга, Елизавета Сергеевна Мазурина, умерла в двадцать три года при вторых родах, и теперь он был женат на Елене Андреевне Матвеевой, дочери купца и дворянина. Рассказывали, что характер та имела горделивый и вздорный, из-за чего Сергей Михайлович и Павел Михайлович вынужденно отдалились друг от друга и первому пришлось купить себе новое жилище.

-11

При этом Третьякову-младшему все еще принадлежала часть их общего дома в Лаврушинском переулке.

-12

А одним из живописных украшений нового дома стало знаменитое полотно Ивана Крамского «Лунная ночь», для окончательной версии которого как раз позировала Елена Третьякова. (Первой натурщицей Ивана Николаевича в работе над этой картиной была Анна Ивановна Попова, будущая жена Дмитрия Ивановича Менделеева.)

«Лу́нная ночь», Иван Крамской, 1880 год
«Лу́нная ночь», Иван Крамской, 1880 год

После смерти владельца усадьбы портрет перешел в галерею, которую соединили с собранием его брата Павла Михайловича, а затем подарили городу.

-14

А усадьбу продали Павлу Павловичу Рябушинскому – родному брату Степана Рябушинского, владельца знаменитейшего особняка на Малой Никитской. Всего же их было восемь братьев.

Тот владел ею до самой революции, после чего имение национализировали. В 1917 году в нем расположился Революционный трибунал, после него Военная прокуратура, а по окончании Великой Отечественной войны – Отдел внешних сношений Минобороны СССР.

А в 1987 году – Советский фонд культуры, преемником которого в наши дни сделался Российский фонд культуры.

-15

* * *

Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.

У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!