Ушедший 2023 год был посвящён учителям, педагогам и наставникам. За неделю до Нового года в гимназии №2 им. Б. Урманче подвели итоги городского конкурса «Учитель года». На него заявились 98 участников, а в финал прошли 15 педагогов. Кроме педагогического таланта, они показывали и творческие: танцевали, пели, представляли видеоролики и играли на музыкальных инструментах. Победу в конкурсе одержал молодой учитель математики школы №27 Глеб СЕМАГИН. «ВГ» расспросила, как ему живётся-работается.
Глебу Алексеевичу 28 лет, он выпускник школы №21. С детства хотел быть педагогом - интерес к профессии в нём пробудила первая учительница Татьяна Владимировна Ломовцева. В нижнекамском педколледже стал преподавателем начальных классов. В школе №9 ему доверили второклашек. С ними классный руководитель «перешёл» и в пятый класс. Параллельно учился в Набережночелнинском педагогическом университете на преподавателя физики и математики, ведь всегда уважал точные науки. С вузовским дипломом устроился в школу №27.
- Глеб Алексеевич, многие дети боятся царицу наук, а кто-то откровенно скучает на уроках. Можно ли преподавать её так, чтобы процесс заворожил не только всезнаек?
- На моих уроках интересно и мне самому, и детям. Наверное, потому что я с ними на одной волне. Так случилось, что мои ученики и я были школьниками в один и тот же год. То есть в 2013 году я был одиннадцатиклассником, а они только поступили в школу. В педагогике действует негласное правило: если детям интересен учитель, то им будет интересен и предмет. Поэтому важно наладить контакт с детьми: если он произойдёт - без разницы, какой это будет предмет, детям понравится. А вообще, математику бояться не нужно - это красивая наука. Она объективна, даёт возможность сделать оценки и выводы в любой сфере. Законы математики универсальны, любые закономерности можно перевести на её язык, построить математическую модель и исследовать взаимосвязь какого-либо явления.
- Вы ожидали, что станете лучшим учителем Нижнекамска?
- Однозначно нет! Я шёл не за победой, а чтобы испытать себя, хорошо себя проявить. Я мало транслирую свой опыт, но на конкурсе охотно перенимал его у своих коллег, несмотря на то, что они преподаватели других дисциплин. Однако в какой-то момент понял, что и у меня есть нечто такое, что я могу передать коллегам. Большую поддержку мне оказали родные и моя девушка, кстати, тоже будущий преподаватель. В общем, у меня сложилась крепкая команда болельщиков, я не хотел их подвести. И не подвёл. Особо благодарен за наставничество замдиректора школы Светлане Анатольевне Гурьяновой.
- А вы больше любите учить или учиться?
- Это ведь может быть обоюдным процессом: когда я учу, я и сам каждый день чему-то учусь.
- Конкурсы - это всегда волнительно. А когда спрашивает не учитель, а с него - тем более. Должен ли учитель быть немного шоуменом не только на конкурсах, но и в классе?
- Вы правильно подметили - шоуменом, но в самом лучшем смысле этого слова. А как иначе завоевать внимание детей? В профессии учителя очень важны такие личные качества - нужно быть где-то юмористом, чтобы ситуацию разрядить, где-то другом для детей, где-то строгим родителем. Харизма обязательно нужна - современные ученики, особенно старшеклассники, это считывают быстро. Мир с большой скоростью прогрессирует, и для меня главная профессиональная концепция такая: преподаватель обязан быть интереснее айфона. С моей точки зрения, стоять с указкой у доски, полагаясь только на то, что ты носитель каких-то знаний, - безумие. Тогда тебя легко можно заменить любым гаджетом. Большую часть того, о чём мы рассказываем, несложно погуглить или найти в библиотеке. Поэтому современный учитель должен соответствовать всем течениям времени: новым образовательным технологиям, использовать новые методики, преподавать материал интересно. Он должен быть интереснее, чем соцсети и всё остальное. Но есть нюанс - лишь бы не перегореть от такой нагрузки!
- Вы больше строгий учитель или добряк?
- А разве третьего не дано? Главное, что я чувствую себя не урокодателем, а учителем. Я люблю свой предмет и стараюсь делать так, чтобы его полюбили ученики. Но попытки панибратства пресекаю немедленно. Я не добренький: ставлю двойки, если ученики того заслуживают. И при этом я добрый: пятёрок тоже не жалею.
- Насколько победа в конкурсе отразилась на вашей материальной жизни и скажется ли она на карьере?
- К каким-то высотам в карьере точно не приведёт. А приз в конкурсе приятный - путешествие на теплоходе. После насыщенных этапов, интеллектуальных состязаний, открытых уроков мне удалось выдохнуть и эмоционально разгрузиться. Однако признаю, что конкурс дал гораздо больше - это была отличная школа мастерства, важный момент в моей жизни. Учитель должен гордиться каждодневными уроками, а не одним заученным.
- А какой главный урок преподнесли вам дети?
- О, их много! Первый - успевать за временем. Ещё один - быть честным. Дети чувствуют любые фальшь, неискренность. Педагогам, воспитателям, учителям повезло больше остальных, потому что они работают с самыми лучшими людьми - детьми. Они лучше, чем взрослые, - чище, забавнее, веселее, откровеннее. А главный урок - в школе может быть что угодно, но никогда не бывает скучно.
Регина ИНОЯТОВА.