— Ой беда, Валюша! Игорь, когда соседу крышу помогал ремонтировать, упал ведь с высоты второго этажа, ногу сильно повредил. Теперь несколько месяцев будет без работы, восстанавливаться. Я не знаю теперь, что делать. На нас ведь кредит висит! Да, за дом наш деревенский. У Семена просить помощи без толку, он зарабатывает немного, себя едва содержит. Хорошо, что Леночка понимающая, не пилит его по этому поводу — она хорошо зарабатывает.
Зинаида Петровна и Игорь Павлович жили в городе, в обычной, как говорят, типовой, пятиэтажке, но оба мечтали поселиться в деревне: Зинаида Петровна хотела на участке посадить сад и огород, а Игорь Павлович грезил собственным бизнесом — у мужчины были золотые руки, он изготавливал мебель отличного качества. В квартире, к сожалению, не было возможности заниматься любимым делом, а в гараже помещались не все нужные станки.
После выхода на пенсию Зинаида Петровна и Игорь Павлович всерьез озаботились переездом: вечерами, перед сном, супруги обсуждали покупку домика в деревне:
— Ну что, Зин, давай займемся поисками дачи? Только нужно обязательно дом брать утепленный, в котором можно было бы жить и зимой. Если что, жилье подшаманим, ремонт своими силами сделаем, это вообще ерунда, главное, чтобы денег на покупку хватило. С Михалычем недавно встретился на рынке, разговорились, он тоже дачу для себя ищет и жалуется, что никак не может найти. Спрос, что ли, на домики в деревне повысился, продавцы, говорит, бешеную цену ломят.
— Просто, Игорь, надо тщательно искать, не торопиться с этим делом. Давай поездим по ближайшим поселкам? Дачу желательно покупать недалеко от города, чтобы в случае чего быстро до цивилизации добраться.
— Что будем делать с квартирой, Зин?
— А что делать? Оставим ее, как и обещали, сыну. Семен вроде бы на Лене жениться собирается, им жилье пригодится. Не будут же наши с тобой внуки по съемным углам расти?
— И то верно. Давай тогда завтра утром пораньше встанем и начнем потихоньку искать нам дачу.
***
Дачу своей мечты Зинаида Петровна и Игорь Павлович нашли быстро: в шестидесяти километрах от города, в небольшом поселке продавался чудесный дом на восьми сотках. Как будто для Зинаиды Петровны хозяевами был выращен прекрасный сад с фруктовыми деревьями и кустарниками.
Проводя экскурсию, владелец рассказывал:
— Вот здесь у нас яблони, плодоносят каждый год. Есть груши, слива, жимолость, в палисаднике жена розы голландские, импортные выращивает.
Огород у меня ухоженный, каждый год я его два раза перекапываю, весной и поздней осенью, когда урожай сниму. Есть две компостных ямы, практически полных, поэтому несколько лет вам не придется думать об удобрении. В доме ремонт я делал давненько, года три-четыре назад, но смотрится он прилично: нет подранных обоев, потеков на стенах и пятен на потолке.
Крышу, кстати, тоже заменил. Если захотите заниматься хозяйством, вот три постройки: курятник, свинарник и коровник, тоже сделанные добротно. Не волнуйтесь, сеновал тоже есть. Соседи у нас добрые, на помощь всегда придут, вы с ними обязательно подружитесь.
Зинаиде Петровне и Игорю Павловичу дом понравился, отказываться от этого варианта им обоим не хотелось. Радость омрачало только то, что они никак не могли договориться о цене с владельцем дома — им немного не хватало.
Хозяин дачи ни в какую не хотел уступать:
он объяснял, что переезжает в город и деньги ему будут нужны на покупку квартиры.
Игорь Павлович предложил:
— Послушайте, а почему бы нам просто не поменяться? У нас в городе отличная двухкомнатная квартира, недавно отремонтированная, в тихом, спальном районе.
Владельцу дачи идея понравилась:
— А что? Это отличный вариант! Если нам с женой все понравится, то мы можем даже мебель всю на месте оставить, перевезти только вещи. Давайте съездим, посмотрим?
Зинаида Петровна сказала:
— Если честно, нам этот вариант не очень подходит. Мой супруг, наверное, забыл, что квартиру свою мы обещали оставить сыну. Понимаете, он совсем скоро женится, ему нужно куда-то привести супругу. Давайте не будем торопиться, дайте нам, пожалуйста, дней десять на обдумывание: либо мы совершим обмен, либо найдем недостающую сумму. Нам чрезвычайно понравился дом, и мы не хотим его упустить.
Владелец деревенского дома кивнул:
— Хорошо, я попридержу дом для вас. Только предупреждаю сразу: если вдруг объявится реальный покупатель, я ему недвижимость продам. Сами понимаете, мы с супругой тоже заинтересованы в скором переезде.
По дороге домой Зинаида Петровна ругала мужа:
— Игорь, ты совсем, что ли, от радости разум потерял? Какой обмен? А у сына ты разрешение спросил?
— А почему я должен у него что-то спрашивать?
Это моя квартира, я распоряжаюсь ею, как хочу. Зина, нашему сыну тридцать лет, пусть он учится сам зарабатывать
Сколько можно тянуть Семена на своем горбу?
— Можно подумать, Игорь, ты меня, когда мы поженились, в собственную квартиру привез! Сколько мы жили у твоих родителей? Десять лет!
— Пусть и так, первое время мы жили у родителей, но на эту квартиру я заработал сам, ни у кого помощи не просил, а Семен у нас размазня какая-то! Хочет жить красиво и ничего для этого не делает! Давай, мы обменяемся, а собранные деньги Семену отдадим, пусть купит на них что-нибудь.
— И что он на них купит? Однокомнатную? В городе цены на жилье еще выше, чем в деревне. Дети у них с Леной пойдут, даже кроватку будет поставить негде. Мне кажется, что все же с Семеном стоит по этому поводу посоветоваться.
— Да что советоваться? Не согласится он на деньги, на квартиру уже нацелился. Эх, жаль, а такой хороший был вариант. Видимо, придется брать кредит.
Семен, как и ожидал Игорь Павлович, доводы отца воспринял в штыки:
— Нет уж, папа, давай никуда не будем отходить от наших договоренностей. Вы мне обещали оставить квартиру? Сделайте одолжение, оставьте. Бегать смотреть жилье, покупать, оформлять документы — у меня на все это нет времени, с работы кто меня отпустит?
Беспечный тон сына разозлил Игоря Павловича:
— Тоже мне, деловой! А ты недостающую сумму нам с матерью добавишь?
— Что ты, папа, откуда у меня такие деньги? Были бы — с удовольствием бы дал, а так, к сожалению, ничем помочь не могу.
— Правильно. Когда ты нам с матерью что-то давал? Наоборот, только просишь.
Посовещавшись, Зинаида Петровна и Игорь Павлович решили недостающую сумму брать в банке
Дом купили, переехали быстро, пару месяцев потратили на мелкий косметический ремонт. Осенью Зинаида Петровна собрала урожай и принялась закатывать компоты, варенье и салаты. Каждый вечер женщина ложилась спать уставшая, но абсолютно счастливая, закрывала глаза и благодарила бога за то, что им удалось купить такой прекрасный дом.
Зиму пережили хорошо, Новый год отмечали вместе с родственниками и соседями — Зинаида Петровна быстро нашла с ними общий язык.
Михаил Андреевич, живший от них через дорогу, завел разговор с Игорем Павловичем по поводу крыши:
— Игореха, я слышал, что ты мастер на все руки? У меня в одном месте крыша подтекать начала, ранней весной планировал весь дом новым шифером перекрыть. Подсобишь? По цене договоримся.
— А чего не подсобить? Подсоблю. Я всегда дома, буду нужен — приходи.
Зинаида Петровна супруга от этой шабашки отговаривала, как будто предчувствовала что-то нехорошее:
— Игорь, ну зачем ты согласился? Весной ведь опасно пока еще лазить по крыше, скользко. Может быть, откажешься, пока не поздно?
— Ну что ты, Зина, в самом деле! Как будто я в первый раз крышу чиню. Ты забыла, наверное, что мы кредит за этот дом выплачиваем? А с соседом мы договорились на хорошую сумму, ее хватит, чтобы платеж на несколько месяцев вперед внести. Не волнуйся, все будет нормально, я человек опытный, без страховки никогда не работаю.
***
Несчастный случай произошел в первый же день работы. Игорь Павлович, поскользнувшись на покатом склоне, упал с крыши — страховочный трос мужчину не выдержал. Игорь Павлович отделался переломом левой руки и левой ноги.
Навещая супруга в больнице, Зинаида Петровна ругалась:
— Вот, говорила я тебе: не лезь ты на эту крышу, есть же ведь у нас деньги на оплату кредита, копили же. Нет, тебе понадобилось еще заработать, вот и доработался, в больнице теперь лежишь!
Игорь Павлович разозлился:
— Это все ты, Зина, накаркала. Кто тебя тогда просил по этому поводу высказываться? Сколько я теперь в гипсе лежать буду? Полгода?
— Сколько нужно, столько и будешь лежать! Скоро тебя выписывают, домой поедем.
У Игоря Павловича в собственности была машина, отечественная Lada Granta, купил он ее три года назад. За автомобилем ухаживал хорошо, поэтому он был в идеальном состоянии, и на семейном совете было решено машину продать: меньше половины вырученных денег потратить на полное погашение кредита, а остальные — оставить на жизнь, ведь неизвестно, когда Игорь Павлович полностью восстановится и сможет ли он вообще после сложной травмы работать.
Пенсионеры, рассчитавшись с банком, выдохнули свободно: наконец-то долг полностью погашен, можно со спокойной совестью жить дальше.
Зинаида Петровна купила птицу и занялась ее разведением, яйца и мясо охотно разбирали соседи — это приносило женщине пусть и небольшой, но стабильный доход. Деньги, оставшиеся после продажи автомобиля, Зинаида Петровна старалась не тратить — пусть лежат на черный день, неизвестно, сколько им с мужем жить осталось.
Проблем у Игоря Павловича и Зинаиды Петровны не было до визита в гости Семена: сын приехал навестить отца и заодно кое о чем серьезно поговорить с матерью.
Он дождался, пока отец уснет, и попросил:
— Мама, пожалуйста, помоги мне.
Зинаида Петровна испугалась:
— Что случилось, Семен? Ты что-то натворил?
— Нет, — успокоил он мать, — все хорошо.
Мам, пожалуйста, одолжи мне сто тысяч, я хочу Лену на курорт свозить
Ты же знаешь, что она много работает, устает, и я решил сделать ей приятное.
Зинаида Петровна растерялась:
— Сынок, но у нас нет таких денег. Это же огромная сумма, ты же сам знаешь, что папа сейчас не работает, ходить заново в буквальном смысле учится. Живем мы на пенсию да на деньги, полученные с продажи птицы.
— Мама, я знаю, что деньги у тебя есть, не все потратила, что с продажи машины осталось. Ну что тебе, сложно меня выручить? Не просто так прошу, а в долг.
— Семен, не надо считать наши с отцом деньги. Да, осталось у нас чуть больше ста тысяч, но их мы с отцом не трогаем, это деньги на наши похороны. Ты уж извини, но на тебя надежды нет никакой. Сколько раз ты обращался с просьбой дать тебе в долг и ни разу ничего не вернул? Извини, сынок, но денег я тебе не дам.
За отказ Семен на мать обиделся и на следующий день рано утром уехал в город, Зинаида Петровна мужу о просьбе сына говорить не стала, решила его лишний раз не расстраивать. Через пару дней Семен снова навестил родителей. Он приехал извиниться и заодно попросить мать:
— Мам, мне тут удачно на работе премию дали, я все же решил свозить Лену на отдых.
— Ты же хотел после свадьбы?
— После свадьбы не получится: разгар сезона, нас с работы никто не пустит. А сейчас — самое время, заказов практически нет. Мам, ты не могла бы за квартирой присмотреть? Мы кота завели, его нужно периодически проведывать, хотя бы один раз в два дня, корм ему подсыпать и лоток поменять. Выручишь?
— Выручу, сынок, езжайте спокойно.
Семен с Еленой улетели на отдых, а Зинаида Петровна, как и обещала, отправилась к ним домой полить цветы и покормить кота. Собрав опавшие листья с подоконника, пожилая женщина направилась в кухню, чтобы выкинуть мусор в ведро. Открыв полку под умывальником, Зинаида Петровна увидела синюю папку:
«У меня такая же, — пронеслось в голове, — сбережения в ней лежат».
Зинаида Петровна достала из мусорного ведра папку и принялась внимательно ее осматривать. У женщины зародились нехорошие подозрения. Чтобы убедиться в своей правоте, она позвонила супругу и попросила:
— Игорь, проверь тайник, папка на месте?
Муж перезвонил через пятнадцать минут и сообщил, что ни папки, ни денег в шкафу под бельем нет. Зинаида Петровна расплакалась: Семен не зря приезжал тогда просить прощения, все-таки украл их деньги и уехал за границу. Выпросить не получилось, и поэтому сын пошел на преступление.
Зинаида Петровна еле дождалась возвращения сына и, не стесняясь будущей невестки, устроила скандал:
— Семен, как ты мог? Ты выкрал наши с отцом гробовые и уехал отдыхать? На что ты нас теперь хоронить будешь?
Лена не поверила своим ушам:
— Гробовые? Сема, ты же сказал, что тебе на работе премию выдали? Ты же сказал, что эти деньги ты заработал?
Мужчина, вместо того чтобы извиниться, разозлился:
— Ты сама виновата! Я у тебя по-хорошему попросил, а ты отказала! Я Лене тогда уже пообещал путевку на отдых. Верну я вам эти деньги, заработаю и верну!
Большую часть украденных денег возместила Лена, она извинилась перед свекром и свекровью. Ни Игорь Павлович, ни Зинаида Петровна, в принципе, на женщину не обижались — она ведь и не знала, откуда Семен взял деньги.
Зинаида Петровна нашла в себе силы простить сына, а отец полностью прекратил с ним отношения. Зинаида Петровна теперь в гости Семена не приглашает, общаются они пока только по телефону. А Лена хорошенько подумала и ушла от Семена. Разве можно доверять человеку, который собственных родителей обокрал?