Найти тему
Remont1969

Тяжелый из Италии. Часть 2. FIAT 2000 Primo prototipo. 1917. Посадочный макет

История первого собственной конструкции итальянского танка начинается в 1916 году, какие конструктивные решения были заложены в боевую машины и что в итоге увидели итальянцы в 1917 в публикации о посадочном макете тяжелого танка Fiat 2000 - Primo prototipo.

Все материалы канала можно найти, перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам

FIAT 2000 Primo prototipo/Танк ФИАТ 2000 Первый прототип

Годы выпуска: 1917

Страна производства: Королевство Ита́лия (Regno d'Italia)

Производитель: FIAT (Fabbrica Italiana Automobili Torino)

Кол-во выпущенных: 1+1 (Прототипы)

Боевая масса: 38,76 тонн

Размеры: 7400х3200х3800 мм

Двигатель: Fiat Aviazione A12, 21 200 cm³, 250 л.с.

Максимальная скорость: 7,5 km/h

Вооружение: 1 × 65-мм Cannone da 65/17 modello 13, 7-10 × 6,5-мм mitragliatrici Fiat-Revelli Mod. 1914

Бронирование: 15-20 мм

Экипаж: 10

Когда в 1916 году в Италии собрали всю информацию о танках, которые готовились к применению, она оказалась очень бедна реальными фактами и богата фантазиями. Даже первое применение британских танков 15 сентября 1916 в ходе битвы при Сомме в силу сомнительности реальных результатов туман не рассеяло. Ответственные за изготовление танка для итальянской армии фирмы FIAT и Ансальдо видели танк по разному, но в обоих случаях это был подвижный форт, ощетинившийся во все стороны пулемётами и пушкой во вращающейся башне, а не всепроходимая тачанка на гусеницах или бронированный трактор, едущий по полю вместе с пехотой.

Fiat 2000 - Primo prototipo - реконструкция проекта
Fiat 2000 - Primo prototipo - реконструкция проекта

За ходовую часть бралась туринская фирма, которая к тому времени уже расширилась и например имела ряд производств, напрямую не связанных с автотранспортом, такие как верфи "FIAT-San Giorgio" в Лигурии в городке Сестри-Леванте (Sestri Levante), занимавшейся производством подводных лодок, где и собирались заниматься танками, так как только там были возможности механической обработки и транспортировки заготовок такого размера и массы, как планировалось у танка. Пока на Gio. Ansaldo & C препирались с ФИАТом и военными как и кто будет делать бронекорпус, на ФИАТ в январе 1917 года утвердили и передали проект шасси в Геную. К 21 июня 1917 года, когда опытный образец шасси для первого прототипа № 1 - FIAT 2000 Primo prototipo - был предъявлен на испытания бронекорпус не был готов и военные тестировали только нижнюю часть - шасси от FIAT.

Шасси FIAT 2000 Mod. 17 Primo prototipo на испытаниях в июне 1917
Шасси FIAT 2000 Mod. 17 Primo prototipo на испытаниях в июне 1917

В Gio. Ansaldo & C только к осени утвердили макет бронекорпуса, за который они будет браться и скорее всего дали понять, что раньше 1918 года бронекорпуса ждать не стоит и на FIAT быстро соорудили посадочный макет, скорее всего из неброневой стали, или вообще деревянный, благо автомобильное производство давало широкие возможности с кузовными работами. Для получение денег на продолжение развлечения за счёт итальянский налогоплательщиков нужно было предъявить что-то похожее на боевую машину. К осени 1917 года на FIAT соорудили надстройку и установили нё на шасси.

Fiat 2000 - Primo prototipo показывает возможность преодоления уклонов до 40°, стоит обратить внимание на защитные кожухи снизу за гусеницами
Fiat 2000 - Primo prototipo показывает возможность преодоления уклонов до 40°, стоит обратить внимание на защитные кожухи снизу за гусеницами

Изготовленное шасси за время испытаний показало вполне неплохую проходимость, чему способствовала "правильная" схема трансмиссии с вынесенными за пределы бронекорпуса ведущим и направляющим колесами большого диаметра, гибкой подвеской, мощным авиационным мотором Fiat Aviazione A12. Демонстратор технологий с навесом вместо бронекорпуса показал отличную проходимость, что во многом было обеспечено удачным гусеничным движителем. Геометрически движитель позволял пересекать ров шириной до 3,5 м и подниматься на стенку высотой 0,9 м. Самым эффектным был въезд на склон крутизной 40°. Оставалось только установив надстройку не испортить шасси, что то же было не очевидной задачей, наверно поэтому фиатовский вариант подвески получился мягко говоря странным.

Fiat 2000 - Primo prototipo показывает возможность преодоления траншей, но машина сбросила гусеницу и ожидает ремонта
Fiat 2000 - Primo prototipo показывает возможность преодоления траншей, но машина сбросила гусеницу и ожидает ремонта

Особенностью компоновки танка Fiat 2000 было вертикальное расположение - снизу располагался моторно-трансмиссионный отсек с двигателем и трансмиссией, за который отвечала как раз фирма ФИАТ с двигателем в задней части и коробкой передач и ведущими колесами в передней. Над моторным отделением располагалось боевое и вперед вынесенное рабочее место водителя. Инженеры FIAT очень слабо представляли себе что же нужно военным, да и военные слабо знали, что им самим надо. В итоге конструктора из Турина построили в качестве посадочного макета скорее некое подобие бронетранспортёра, чем танка. Единственным, что было сделано для развития шасси, это установка защитных кожухов вместо дополнительных роликов между опорными катками и большими колесами спереди и сзади.

Fiat 2000 - Primo prototipo показывает возможность преодоления уклонов до 40°, интересно закрытие боковых окон и большое круглое окно - наверно для командира.
Fiat 2000 - Primo prototipo показывает возможность преодоления уклонов до 40°, интересно закрытие боковых окон и большое круглое окно - наверно для командира.

Эти кожуха обеспечивали с одной стороны упор свободных ветвей гусеницы при преодолении вертикальных препятствий и дополнительную защиту элементов подвески и больших колес. Место водителя было вынесено вперед и закрыто отдельной кабиной, которая соединялась с основным боевым отделением. Выход из танка был через нормальную дверь посередине с правой стороны танка. С левой стороны двери не было. Сложно сказать собирались ли фиатовцы предлагать такие большие окна кабины водителя в окончательном варианте, или они были только для удобства при испытаниях, но кроме водителя и в бронекорпусе на уровне глаз были прорезаны большие наблюдательные окна для всего экипажа, которые видимо должны были закрываться откидными вверх и вниз металлическими крышками и обеспечивать кроме обзора и вентиляцию от пороховых газов.

Любой танк должен валить деревья, испытания на диаметр такого дерева едви ли не стали стандартными
Любой танк должен валить деревья, испытания на диаметр такого дерева едви ли не стали стандартными

Сверху на бронекорпусе в полном соответствии с техническим заданием поставили круглую башню для очень удачной горной пушки - 65-мм Cannone da 65/17 modello 13, может быть одного из самых удачных орудий такого типа в Первую мировую войну. Пулеметные амбразуры были размещены три впереди над наблюдательными окнами и один по центру, по три в бортах танка и одна сзади. Таким образом чисто теоретически одновременно можно было использовать сразу 11 пулеметов, но, учитывая экипаж в 10 человек и размеры боевого отделения, скорее всего планировалось не более 7 пулемётов, а между амбразурами собирались перебрасывать пулемёты в зависимости от указаний командира по необходимости концентрации огня.

Fiat 2000 - Primo prototipo в камуфляже
Fiat 2000 - Primo prototipo в камуфляже

Ближе к концу года, когда машину показывали военным её окрасили в трехцветный пятнистый камуфляж, а таком виде танк испытывали в полевых условиях по преодолению стандартных препятствий, которые могут попасться танку под гусеницы на поле боя. Учитывая большие прорезанные окна, испытания были больше похожи на катания на переделанном в "гражданский" вариант бронетранспортере в конце 20-го века на "по катушках". Но с другой стороны перед посадочным макетом стоит главная задача определить удобство работы, расположение органов управления, оружия и хранения боеприпасов, удобства обзора, возможность боевой работы командира. Отрицательный результат, то же результат.

Fiat 2000 - Primo prototipo в камуфляже, идет посадка "пассажиров в маршрутку".
Fiat 2000 - Primo prototipo в камуфляже, идет посадка "пассажиров в маршрутку".

К концу года Ансальдо, видимо хорошо зная об результатах испытаний макета, уже предложила свой вариант, который совпадал с вариантом ФИАТа только по внешним обводам. Но он уже опаздывал и был установлен только в 1918 году. В конце 1917 или в начале 1918 на танк были установлены пулеметы в амбразуры и макет пушки в башню. В таком виде танк показали военным. Надстройка ФИАТа конечно никуда не годилась, и её по серьезному не рассматривали. Прототип подтвердил свои параметры шасси по геометрической проходимости, повторив возможности, ранее показанные шасси без надставки по преодолению вертикальных и горизонтальных препятствий. В то же время для 42 тонной машины даже 250 л.с. авиационного мотора было немного - малая удельная мощность около 5,7 л.с. на тонну позволяла двигаться только со скоростью пешехода - 7,5 km/h, что в принципе для тактической задачи было достаточно, остальные вопросы стали рассматривать, когда танк уже был полностью готов.

Fiat 2000 - Primo prototipo в камуфляже с установленными пулемётами и макетом пушки. Видно, что пулемёты не имеют никаких защитных установок, просто вставлены в отверстия, а защитные заслонки на боковых окнах откинуты. танк преодолевает вертикальную стенку примерно в 1 метр
Fiat 2000 - Primo prototipo в камуфляже с установленными пулемётами и макетом пушки. Видно, что пулемёты не имеют никаких защитных установок, просто вставлены в отверстия, а защитные заслонки на боковых окнах откинуты. танк преодолевает вертикальную стенку примерно в 1 метр

На основании испытаний макета от ФИАТа было принято решение, что именно так делать точно не стоит и уже утвержденный макет танка с куполообразной башней в феврале 1918 показали военным. А от испытаний первого прототипа Fiat 2000 - Primo prototipo сохранилось видео, которое позволяет хотя бы визуально оценить тактическую мобильность танка https://www.youtube.com/watch?v=TwHxJDzcMmI.

танк Fiat 2000 - Primo prototipo испытывают на преодоление проволочных заграждений.
танк Fiat 2000 - Primo prototipo испытывают на преодоление проволочных заграждений.
За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо:в телеграмканале https://t.me/technomonuments и в VK - https://vk.com/remont1969
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Рисунок с сайта http://www.wardrawings.be/WW1/Files/1-Vehicles/Allies/Italy/1-Tanks/Fiat-2000(proto-2).htm
Рисунок с сайта http://www.wardrawings.be/WW1/Files/1-Vehicles/Allies/Italy/1-Tanks/Fiat-2000(proto-2).htm

Другие материалы о ранних проектах тяжелых и средник танках других стран посмотреть и почитать здесь:

Источники:

Семен Федосеев: Все танки Первой Мировой войны. Самая полная энциклопедия.

LA MECCANIZZAZIONE DELL'ESERCITO FINO AL 1943 tomo II -parte 2 /Vebuka.com

GLI AUTOVEICOLI DA COMBATTIMENTO DELL'ESERCITO ITALIANO VOL I _ Vebuka.com

http://www.wardrawings.be/WW1/Files/1-Vehicles/Allies/Italy/1-Tanks/Fiat-2000(proto-2).htm

https://panzerserra.blogspot.com/2023/02/

https://topwar.ru/103516-tyazhelyy-tank-fiat-2000-italiya.html

http://www.landships.info/landships/tank_articles/Fiat_2000.html

Video^ https://www.youtube.com/watch?v=TwHxJDzcMmI

https://landships.activeboard.com/t64854941/fiat-2000-replica/

https://tanks-encyclopedia.com/ww1/italy/Fiat-2000.php https://issuu.com/rivista.militare1/docs/gli-autoveicoli-vol._ii-tomo_1-testo