Минпромторг планирует обязать крупные сети магазинов электроники «выделять полку» для российских товаров. Эту информацию подтвердили два источника на рынке. По словам одного из них, крупные маркетплейсы уже начинают заключать с отечественными производителями электроники соглашения о размещении их товаров на площадках. Вполне возможно, полагает он, что «будут даже какие-то требования по минимальной доле в ассортименте».
Речь идет о законе, который в октябре был направлен в правительство. В случае принятия он должен вступить в силу с 1 марта 2024 года.
Заместитель главы Минпромторга Виктор Евтухов уточнил “Ъ”, что в законопроекте нет указания на конкретные группы товаров, а «объем квот» определят эксперты отраслевого сообщества, включая производителей и ритейлеров.
Речь идет о продукции, которая «в достаточном объеме производится в стране». По мнению участников рынка, это в первую очередь крупная бытовая техника.
Как уточнили в «М.Видео-Эльдорадо», российская техника наиболее широко представлена в крупногабаритных товарах для дома и кухни в базовом и среднем ценовых сегментах — в холодильниках и морозильных камерах, плитах, стиральных машинах, «кроме того, в стране активно развивают локальное производство китайские и турецкие игроки, в категориях крупной бытовой техники влияние импортных товаров невелико».
Там добавили, что в сегменте ноутбуков в третьем и четвертом кварталах доля российских брендов зарубежной сборки в сети составила около 10%, что втрое больше, чем годом ранее.
Офлайн-ритейлеров идеи чиновников не беспокоят, пострадать, говорят эксперты, могут в основном маркетплейсы.
Текущая версии законопроекта — это в первую очередь попытка вмешаться в поисковую выдачу, которую интернет-магазин генерирует по запросу покупателя, считает президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов, и это существенный негативный фактор для маркетплейса.
- Если клиент хочет купить iPhone, а ему первые 50 результатов поиска будут предлагать не то, что указано в запросе, а то, что будет соответствовать требованиям закона, клиент просто уйдет с площадки, — сказал Артем Соколов
Соколов считает, что необходимо дать участникам рынка возможность самим выбирать оптимальные способы продвижения, не разрушая маркетинговые и рекламные модели бизнеса. Одним из способов он называет фильтрацию товаров по их происхождению и создание специальных разделов на сайтах.
Напомним, в Совете Федерации начали тестировать отечественные смартфоны на операционной системе «Аврора». Отмечается, что скорость работы системы приемлемая, заряд батарея держит на протяжении нескольких дней, но для полноценного перехода на неё недостаточно базовых приложений.