Федеральная магистраль «Восток» интересна не столько с точки зрения внимания к Татарстану, а сколько с точки зрения выданного логистического аванса Уралу. Изначально М-12 планировалась, как дополнительное к трассе М-7 логистическое плечо между Москвой и Казанью, однако затем ее продлили до Екатеринбурга, а год назад — до Тюмени, включая Челябинск. Де-факто к «Востоку» подключили три из шести регионов Урала.
Все это укладывается в канву «разворота на Восток» и внимания к развитию территорий не центрального округа: Урал, Сибирь и Дальний Восток получили дополнительную возможность для наращивания своих экономик. Помимо М-12, Урал примеряет на себя роль точки сборки и других «президентских проектов»: с учетом СВО и глобальной переориентации экономики, в РФ уделяют бешеное внимание развитию Севморпути, называя проект «альтернативой Суэцкому каналу», и еще двум проектам — международному транспортному коридору «Север-Юг» и железнодорожной магистрали «Северный широтный ход».
К примеру, рост грузопотока по СМП ожидается к 2030 году только по самому умеренному сценарию до 117 млн тонн, в идеале цифра преодолеет отметку в 224 млн тонн. И в этом СМП поможет СШХ, который позволит развить арктическую инфраструктуру. Проект коридора «Север-Юг» даст к тому же 30 году 45 млн тонн грузопотока, и это то же умеренный сценарий. При возможном подключении к МТК таких арабских гигантов, как ОАЭ, Саудовская Аравия и Катар, маршрут позволит нарастить еще несколько десятков миллионов тонн грузопотока.
Все три проекта, как и трасса, проходят через регионы Урала. И все четыре проекта, с учетом нормальной реализации, позволяют нарастить инфраструктуру на территориях, которая затем повлияет на рост грузопотоков, что в принципе приведет к вин-вин стратегии – привлекая инвестиции, включая частные, субъекты смогут кратно увеличить экономику регионов.
К тому же, нельзя забывать о т.н. «Восточном полигоне», путь которого проходит через Урал. При удачной перезагрузке Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей произойдет рост пропускной мощности всего полигона.
В свете перечисленного, можно говорить об Урале, как о некоем логистическом хабе, включающим мультимодальные перевозки, которые повлияют на концентрацию экономической активности конкретно в этих регионах. Традиционный вопрос — смогут ли все шесть уральских губернаторов и их команды по максимуму включиться в президентские задачи, или, по традиции, кое-кто их героически провалит.
ⒸЗапомните: всегда будет следующий поезд