Скоро наступит новый год. А предновогодняя пора – это время приятных сюрпризов и неожиданных открытий. Вот и я решил побаловать вас (да и себя тоже) рассказом об одном интересном человеке, который принимает активное участие в жизни «Олдтаймеров со всего мира». Роман Саухин из подмосковной Истры в числе первых подписчиков реагирует на публикации и время от времени мелькает в ленте проекта на объявлениях о предстоящих ралли или в новостях о результатах прошедших мероприятий.
И вот сегодня я решил, что пора бы ему стать полноценным героем проекта. Мы пообщались с Романом, и он любезно согласился ответить на мои вопросы о своем становлении как пилота, о предпочтениях в ралли и о планах на будущее. Итак, Роман Саухин – прошу любить и жаловать.
Олдтаймеры: Добрый день, Роман. Рад, что Вы откликнулись на мою просьбу. Начнём с простого вопроса. Как давно Вы пришли именно в автоспорт? Это увлечение пошло из детства, или же пришло уже в зрелом возрасте, скажем так?
Роман Саухин: Здравствуйте, Александр. Мне тоже очень приятно быть гостем проекта. Автоспортом я увлекался с раннего детства, сколько себя помню. Но в моем детстве не было никакой возможности заниматься автоспортом. Оставалось только ждать репортажи по ночам и смотреть по ТВ. Но я всегда мечтал хотя бы раз в жизни принять участие в настоящих соревнованиях. К 2019 году удалось скопить некую сумму денег для выступления на этапе кубка России по ралли. Оставалось найти команду, которая согласится мне предоставить авто для выступления. Разумеется, все мне давали от ворот поворот, так как у меня не было опыта и хотя бы какого-то вката. Никто не хотел рисковать машиной и брать на себя такую ответственность.
И все же за 2-3 месяца поисков мне удалось найти человека, у которого был раллийный автомобиль Subaru WRX, подготовленный под Кубок России. Этот человек помог мне получить лицензию гонщика и прочие документы для допуска на этап соревнования. И он же стал моим штурманом. Это был Жилкин Виктор - основатель команды RaceOnePro. Тем самым он доверил мне не только свою машину, но и свою жизнь. И вот в январе 2019 года мы с ним стартовали на ралли "Золотые Купола" в городе Ростове (Смоленская область). Всё прошло успешно. Мы целыми и невредимыми добрались до финиша и даже не на последнем месте. Так за пару месяцев я и проделал путь от дивана до настоящего раллиста (смеется). Тогда никто не верил, что я впервые сел в гоночную машину и никогда автоспортом не занимался.
Финишировав в этом ралли, я выполнил норматив второго взрослого разряда. И если бы это был третий разряд, то я бы, наверное, на этом и успокоился. А второй – это «раздражитель» (улыбается). То есть, вроде уже и не третий, но ещё и не первый. И я поставил цель на тот момент - добиться первого разряда – и начал искать более доступные варианты среди официальных региональных соревнований, которые я могу себе позволить по финансам и где смогу завоевать этот самый разряд. С тех пор я стал выступать в чемпионатах и кубках регионального значения. К 2023 году мне удалось стать обладателем Кубка Москвы и Кубка Московской области по ралли-спринту, в этой же дисциплине я смог выиграть Кубок Жуковского района и 3 раза выиграть Кубок Кремля. А еще в моем послужном списке звание двукратного чемпиона Москвы, чемпиона Тульской области и обладателя Кубка Москвы по дорожному ралли.
О.: Прогресс впечатляет, если учесть, что Вы в профессиональном ралли только 4 года, по сути. А какая победа для Вас является самой памятной?
Р.С.: Конечно, каждая победа памятная и по-своему дорога. Но наиболее запомнилась победа на ралли "Надежда 2023" - Кубок Москвы по дорожному ралли. Мы сразу же опоздали на КВ1 на 2 минуты. А с таким отставанием о победе можно и не мечтать. Плюс на середине дистанции у нас развалилась выхлопная система. Моему штурману удалось за пару минут до старта второй секции ралли сделать косметический ремонт и хоть как-то оставить машину на ходу. Он, правда, предложил сняться с соревнования, но мы всё же продолжили борьбу. Чудом доехали до финиша, где нас ждало дополнительное соревнование в виде лютого слалома. Схема слалома была сложная, и нам одним из немногих удалось её проехать быстро и правильно и за счёт этого победить в ралли! Это, конечно, было невероятно! (улыбается)
О.: В Ваших публикациях в соцсетях можно заметить и современный Renault Logan, и Porsche, и более классический Mercedes-Benz. Это из Вашего личного гаража, или приходится их арендовать под конкретные мероприятия?
Р.С.: Тут принцип такой. Если хочешь быть конкурентным в каждом ралли, то одного автомобиля недостаточно. Под каждую специфику нужен свой. Если мы говорим про марафонские ралли, то автомобиль нужен меганадежный, если речь про исторические пробеги, то тут уже нужен автомобиль как можно старше, так как здесь важен год выпуска (автомобили с более ранним годом выпуска получают более выгодный соревновательный коэффициент – прим.ред.). А если это короткие ралли, то автомобиль нужен быстрый, ведь на таких состязаниях всё решается на слаломах и спринтах.
Что до принадлежности, то да, на некоторых ралли выступаю на своих авто, а на некоторых арендую машины у гоночной команды. Иногда на исторические ралли приходится искать и договариваться с людьми, у кого есть такие классические авто.
О.: В каком виде программы, кстати, Вам выступать комфортнее: городском ралли на регулярность или же дорожном ралли с отдельными испытаниями?
Р.С.: Наиболее комфортно выступать в дорожных ралли, где много дополнительных соревнований именно для пилотов. Мне хочется, чтобы водительское мастерство влияло на результат больше, чем мастерство штурмана. Но для победы нужен именно тандем. Хороший пилот не победит с плохим штурманом, равно как и отличный штурман ничего не сможет сделать с плохим пилотом.
О.: К слову, о штурманах. С Вами на различных соревнованиях на этой позиции значатся разные партнёры. Есть какой-то особый критерий, по которому идёт выбор напарника по кокпиту?
Р.С.: Выбор штурмана зависит от специфики ралли. Поэтому всегда важно знать, на что способен тот или иной штурман. В этом плане мне повезло. Я хорошо знаком и выступаю с лучшими штурманами страны, за плечами которых много титулов. Иногда вмешивается и простой человеческий фактор, ведь человек может не поехать на ралли по семейным обстоятельствам или по состоянию здоровья.
О.: Весной этого года Вы получили звание кандидата в мастера спорта в паре с Борисом Костырко после победы на чемпионате Москвы по классическому дорожному ралли. Как скоро есть возможность получить звание мастера спорта? Есть ли какие-то нормативы, или тут зависит от количества побед?
Р.С.: На самом деле, мы выполнили норматив кандидата в мастера спорта ещё в прошлом году, выиграв первый Чемпионат Москвы. Но тогда в дело вмешались некоторые бюрократические моменты, и нам не удалось оформить КМС. В этом году мы снова выиграли чемпионат и наконец получили КМС. К сожалению, на данный момент в нашей дисциплине невозможно получить звание "мастер спорта России" по версии МинСпорта РФ, и КМС – это наш потолок. Дело в том, что для получения звания "мастера" нужно быть в тройке призеров соревнования не ниже уровня Кубка, или Чемпионата России. Но у нас не проводится чемпионат России по дорожному или историческому ралли. Правда, в будущем есть надежда, что такое соревнование все-таки будет проведено. Работы уже ведутся.
С другой стороны, любая официальная федерация имеет право присваивать звания и разряды по версии своей Федерации, не под эгидой МинСпорта РФ. В этом году я стал мастером спорта по версии Федерации Экстремальных и Технических Видов Спорта. Эта Федерация как раз и занимается организацией соревнований по дорожному ралли.
О.: То есть, все-таки можно Вас поздравить. Что ж, это приятно. Еще хотелось бы спросить вот о чем. У Вас есть компания, занимающаяся перевозками («СауТранс», www.sautrans.ru – прим.ред.), и при таком довольно затратным по времени бизнесе Вы всегда находите время для участия в ралли, притом, довольно большом их количестве. Тяжело совмещать?
Р.С.: Да, действительно, с работой совмещать тяжело, так как я работаю по 12-13 часов в сутки и даже на выходных. Но со временем я научился на время гонок "отключаться" без ущерба работе. Благо, все соревнования проходят по выходным, и все дела я могу доделать вечером в воскресенье.
О.: А Ваша супруга Анастасия, кстати, разделяет страсть к автомобилям? Нет ли такого, что она вынуждена просто мириться с Вашим увлечением?
Р.С.: Супруга была вынуждена мириться (смеется). Какой же жене понравится, что её муж столько времени проводит на соревнованиях?! Но со временем был найден компромисс в этом вопросе, и она даже прошла школу штурманов и стала стартовать со мной на некоторых ралли.
О.: Отлично! Семья крепнет, так сказать. Теперь давайте о мечтах. Вы уже приняли участие в огромном количестве состязаний в России. Были ли когда-то мысли или именно планы принять участие в каком-нибудь популярном ралли за рубежом?
Р.С.: Мой штурман Борис Костырко – двукратный победитель Исторического ралли "Монте-Карло" - самого главного ралли планеты для классических автомобилей. Моя мечта – стартовать на таком ралли. Но для этого нужен очень большой бюджет. В планах также принять участие в нашем известнейшем ралли "Шёлковый Путь".
О.: И последний вопрос. Есть уже определённые соображения относительно предстоящего сезона? Или сейчас пока главная цель - отдохнуть немного от гонок?
Р.С.: Цель на предстоящий сезон – старт во всех региональных соревнованиях, а именно, в Чемпионате и Кубке Москвы, Чемпионате и Кубке Московской области, Чемпионате Тульской области, Чемпионате Центрального Федерального округа, а также Кубке РАФ по ралли на классических автомобилях. 16 декабря состоится ралли "105 лет НАМИ" (материал собирался накануне, 14 декабря - прим.ред.), а Кубок Московской области стартует уже 27 января, так что отдыхать некогда (улыбается).
Фото: roadrally.ru, Роман Мостаков, соцсети Романа Саухина