Охранники считают себя бесправными, денег на «сторожей» не хватает, а профильное министерство предпочитает игнорировать вопросы.
Утром 7 декабря ученица гимназии № 5 в Брянске устроила стрельбу в школе. В результате погибли два человека, в том числе и сама нападавшая, покончившая жизнь самоубийством, еще пятеро учеников пострадали. К сожалению, с момента нападения Ильназа Галявиева на казанскую гимназию № 175 случаи «скулшутинга» в образовательных учреждениях не прекратились. В сентябре 2021 года произошло нападение на Пермский государственный университет, унёсшее жизни шести человек. А годом позже стрельбу в ижевской школе № 88 устроил ее бывший ученик - в результате погибли 18 человек. На фоне же последнего случая к охране детсадов, школ и техникумов могут привлечь сотрудников Росгвардии — как сообщают «Известия», законопроект об этом будет рассмотрен депутатами Госдумы.
По информации, изложенной в июле на заседании комитета Госсовета Татарстана по законности и правопорядку заместителем республиканского министра образования и науки Рамилем Хайруллиным, сейчас под охраной ЧОП находится около 40—50% татарстанских школ, больше всего в Казани, Набережных Челнах и Елабуге. Речь идет об образовательных учреждениях первых трех из четырех категорий безопасности.
Но, по словам замминистра Хайруллина, республике требуется еще 3,9 миллиарда рублей, эти деньги у Минпросвещения запросили, но ответа пока не получили. На августовском совещании работников образования и науки мэр Казани Ильсур Метшин рассказал, что на безопасность казанских школ выделили рекордные 1,4 миллиарда рублей — на эту сумму установлены ограждения, контрольно-пропускные пункты, комнаты охраны, системы видеонаблюдения и контроля доступа. Градоначальник добавил: территории образовательных учреждений перестали быть «проходными дворами», понизился уровень вандализма. Всего по Татарстану на охрану школ выделено 1,44 миллиарда рублей. Также до начала учебного года завершен процесс установки кнопок тревожной сигнализации, обошлось это в 600 миллионов рублей.
Однако, несмотря на выделяемые средства, денег на безопасность образовательных учреждений по-прежнему не хватает. Директор частной охранной организации «Застава» Сергей Толстых отмечает, что, хотя после трагедии в гимназии № 175 Татарстан одним из первых в стране выделил колоссальные 1,4 миллиарда рублей, деньги на охрану школ до сих пор направляют по остаточному принципу.
— Но даже если ситуация с выделением средств улучшится, то желающих работать в охране образовательных организаций больше не станет. У инспектора охраны нет никаких прав, только обязательства! Давайте возьмем среднюю казанскую школу, которая учится в две смены. Там поток на входе 700—900 человек на полтора часа. Вы хотите, чтобы один человек успел их всех тщательно осмотреть? Это невозможно, — констатирует собеседник «Вечерней Казани».
Руководитель «Заставы» предлагает изменить правовой статус сотрудников, обеспечивающих безопасность школ. Разрешить им доставлять нарушителей в отдел полиции, при необходимости применять физическую силу, оборудовать на рабочем месте бункерное помещение, чтобы появилась возможность перекрыть вход в школу.
— Почему сейчас опять ищут крайних в виде бедолаг-охранников? Это «козлы отпущения», самая бесправная категория людей сейчас! Требований к ним гораздо больше, чем в любом другом социальном объекте. Час работы охранников в школе стоит 155 рублей. Получается, мы жизнь и здоровье детей оцениваем в гроши? Два года с трагедии 2021 года прошло, а до сих пор нет стандартов по охране школ! Инспекторы охраняют образовательные учреждения без бронежилетов, а без них агрессору с оружием как противодействие окажешь? У нас до сих пор нет законодательного требования, чтобы охранники в образовательных учреждениях ходили в бронежилетах! И нужно разрешить инспекторам иметь при себе хотя бы шокер, ведь даже ученики всякие бывают. А на нынешних условиях ни один уважающий себя ЧОП в школу не пойдет: полномочий никаких нет, а перспектива уголовного дела есть, — считает Толстых.
Директор казанской школы «СОлНЦЕ» Павел Шмаков также признает, что после трагедии в казанской гимназии № 175 меры безопасности усилены, но проблемные вопросы по-прежнему остались.
— У людей, занимающихся охраной школ, по-прежнему невысокий уровень оплаты труда. Там часто работают пенсионерки. Это лучше, чем ничего: у нас в школе работает «недорогой» ЧОП, бабушки, они обучены. Но защитят ли они школу, если произойдет что-то неладное? К тому же из этого ЧОП мне написали письмо с просьбой поднять плату за охрану с 1 января. Я их понимаю, цены растут, на сам плату поднять не могу, поэтому больше месяца назад написал властям, но ответа от них до сих пор нет. Не ясно, будет ли школа под охраной после зимних каникул. И это в такое неспокойное время, — вздыхает Шмаков.
В Министерстве образования и науки Татарстана в ответ на запрос заявили, что в республике функционирует 3589 образовательных организаций, имеющих паспорт безопасности. К первой категории относится 101 объект образования, ко второй – 166, к третьей категории – 1515 объектов и к четвертой категории – 1807 объектов. В 2023 году 1672 образовательные организации республики приведено в соответствие с требованиями к антитеррористической защищенности. На остальные вопросы — о суммах, выделяемых на охрану школ, проблемах в осуществлении безопасности образовательных учреждений — в ведомстве не ответили.
Автор: Рамиль Акберов
Фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»