Найти тему

Кронштадт. Исторические улицы и здания юго-восточной части города. Часть 2/2

Продолжаю прогулку по Кронштадту от Пенькового моста, названного так за близость к Пеньковому сараю Канатно-прядильного завода, построенного при Екатерине ll и считавшегося лучшим даже за пределами России (на сегодня является пока заброшенным объектом).

20% чугунных шашек, покрывающие поверхность моста, в этом году отметили своё 150-летие.

Экспонаты музея в Итальянском дворце.
Экспонаты музея в Итальянском дворце.

Сразу за уникальным сооружением- необычное здание в стиле модерн, популярном в конце 19- начале 20 веков.

-3

И пусть сюда пока не добрались руки реставраторов, оно всё равно восхищает.

-4

-5

Как думаете, что в нём было? На ум приходит- Зимний сад. Но нет! Это- Машинная школа, готовившая кочегаров и механиков для пароходов. Здесь находились паровые машины.

Рядом, в трёхэтажном здании- классы. Во дворе- мастерские.

Всё это было построено в 1905 году для уже существующего заведения, основанного при Александре ll, и названного сначала Школой кочегаров.

В советское время учебная функция была продолжена в виде Морского техникума. В нынешнее- пока ждёт своей участи.

-6

-7

А вот напротив, через дорогу- действующий Морской завод, называвшийся в царское время Пароходный. Не так давно на нём реставрировали крейсер «Аврора», а до этого ледокол «Красин». Предприятие занимается изготовлением оборудования для судов и их ремонтом. Не в прежнем объёме, конечно, но хотя бы не брошено.

Проходная завода. Дальше- большая территория с цехами, гаванями и доками.
Проходная завода. Дальше- большая территория с цехами, гаванями и доками.

Даже, вот- набирает специалистов.

-9

А мы сейчас свернём на улицу Аммермана, дома которой очень украшают эту часть Кронштадта.

-10

Особенно обращает на себя внимание Дом коллежского советника Вафея (так везде значится). Хорошо же жили советники :) Сначала был построен (в 1860 году) более простым по архитектуре.

-11

Слева от него- дом, известный проживанием изобретателя радио, Попова А.С. Справа- ещё один красивый представитель дореволюционных зданий , с неизвестной мне историей, в котором сейчас находится библиотека.

-12

-13

Улица названа именем кронштадца Петра Аммермана- большевика, участника Гражданской войны, погибшего в 1919 году. До этого именовалась Песочной. Во времена Петра l здесь была песчаная коса, на ней селились рыбаки и моряки. Морская слобода была самой высокой частью Кронштадта, за что получила народное название Гора (дошедшее до наших дней). Постепенно район расширялся, застраивался красивыми особняками и доходными домами. Жить в этой части острова было безопаснее всего- возвышенность спасала от наводнений.

Чуть в стороне от улицы Аммермана, на нынешней Пролетарской, недавно отреставрировали вот этот дом, немного похожий на замок.

-14

На месте усадьбы адмирала Лазарева, подарившего свой участок городу, до революции работало Общество Красного креста. Для него и выстроили такую красоту. В советское время здесь размещался противотуберкулёзный диспансер. Несколько лет дом побывал и в статусе «заброшки». Сегодня это замечательная гостиница «Усадьба адмирала Лазарева» и ресторан «Ротонда».

Вернувшись чуть назад, повернём на улицу Ленинградская (бывшая Петербургская) и пойдём в направлении одноимённой пристани. На пути будет здание музыкальной школы. Тоже историческое. Бывший Сиротский дом.

-15

А ещё чуть впереди- первая водонапорная башня, больше похожая на храм. Её построили в начале 19-го века, через несколько лет перестроив в нынешнем виде (не дожила только верхушка). Воду качала специальная паровая машина. Благодаря этой водокачке, отпала необходимость в привозной питьевой воде «с земли».

-16

Сейчас внутри одна из экспозиций Музея истории Кронштадта «Подводная археология».

-17

Состоит из трёх небольших залов и знакомит с находками с затонувших кораблей, а также рассказывает об основных событиях Кронштадта, связанных с морем. Есть здесь и чуть-чуть интерактива- имитация палубы корабля, составленной из найденных исторических частей.

Голова дракона, украшавшего корабль 18-го века.
Голова дракона, украшавшего корабль 18-го века.

-19

Рядом с башней расположилась выставка под открытым небом «Искусство из мусора», призванная обратить внимание на экологические проблемы. Необычные арт-объекты из отходов с берегов Финского залива были представлены в рамках фестиваля 15 лет назад. С тех пор что-то добавилось, что-то убралось, ведь «Кронфест» проходил каждый год.

-20

-21

-22

Разглядывая инсталляции, обязательно обойдите башню вокруг. Сзади расположились большие солнечные часы с гномоном в виде якоря.

Автор Виктор Кахи. 2005 год.
Автор Виктор Кахи. 2005 год.

По всей окружности много маленьких часиков, показывающих в солнечную погоду время в других городах. Задумка шикарная! Но как же горько видеть следы вандализма на этом произведении :(

-24

С другой стороны башни- памятник водовозу, по совместительству фонтан. В тёплое время года вода перетекает из лейки-кадушки в бочку, из бочки в бассейн. Вот так двести лет назад доставляли питьевую воду.

-25

Через дорогу, за автобусной остановкой, стоит схожее по декору здание. А вот это уже действительно храм. Лютеранский, имени святой Елизаветы. Построили во время правления Николая l по просьбе его супруги Александры, бывшей лютеранки (сейчас там управление Водоканала).

-26

Сформирован архитектурный ансамбль вокруг важного исторического места- Петербургских ворот.

-27

Проход заложен за ненадобностью. Раньше на этом месте стояла крепостная стена, построенная после наводнения 1824 года, размывшего береговые укрепления петровского времени.

На табличке указано, что объект охраняется государством. Эх…

-28

Первые ворота сделали правее от этих, но чуть позже их перенесли, а на месте предыдущих устроили служебные помещения гауптвахты. Вот они, совсем рядом- на заднем плане уличной выставки.

-29

-30

Продолжим двигаться вперёд.

-31

Симпатичная часовня «Спас на водах» с мозаичными панно построена, уже знакомым нам, архитектором Василием Косяковым. Ещё до его шедеврального Морского собора, а именно в 1903 году, к 200-летию Кронштадта. Вновь восстановлена к 300-летию.

-32

Дальше дорога ведёт к Ленинградской пристани. Туда, до открытия в 2005 году автомобильного движения по дамбе, причаливали пассажирские суда из Петербурга. Сейчас без них пристань выглядит одиноко, но всё равно остаётся местом притяжения для неспешных прогулок.

-33

Мне не передать словами, но здесь Кронштадт воспринимается как-то по-особенному, с морским ароматом.

Рядом- замечательные места для отдыха. Городской пляж и стадион.

-34

-35

Вход на территорию свободный. Кроме самого стадиона, есть тренажёрные площадки, скамейки вдоль дорожек, каток в зимний сезон.

-36

Отсюда, с автобусного кольца, отправляется маршрут 101 (не путать со 101Э) до станций метро Беговая и Старая деревня. По времени- примерно 1 час с 10-20 минутами. Тариф городской- 65р., по «Подорожнику» 44р. Не забудьте, что оплата только безналичная (ревизоры заходят часто и оправданий не принимают).

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц