Продолжаю прогулку по Кронштадту от Пенькового моста, названного так за близость к Пеньковому сараю Канатно-прядильного завода, построенного при Екатерине ll и считавшегося лучшим даже за пределами России (на сегодня является пока заброшенным объектом).
20% чугунных шашек, покрывающие поверхность моста, в этом году отметили своё 150-летие.
Сразу за уникальным сооружением- необычное здание в стиле модерн, популярном в конце 19- начале 20 веков.
И пусть сюда пока не добрались руки реставраторов, оно всё равно восхищает.
Как думаете, что в нём было? На ум приходит- Зимний сад. Но нет! Это- Машинная школа, готовившая кочегаров и механиков для пароходов. Здесь находились паровые машины.
Рядом, в трёхэтажном здании- классы. Во дворе- мастерские.
Всё это было построено в 1905 году для уже существующего заведения, основанного при Александре ll, и названного сначала Школой кочегаров.
В советское время учебная функция была продолжена в виде Морского техникума. В нынешнее- пока ждёт своей участи.
А вот напротив, через дорогу- действующий Морской завод, называвшийся в царское время Пароходный. Не так давно на нём реставрировали крейсер «Аврора», а до этого ледокол «Красин». Предприятие занимается изготовлением оборудования для судов и их ремонтом. Не в прежнем объёме, конечно, но хотя бы не брошено.
Даже, вот- набирает специалистов.
А мы сейчас свернём на улицу Аммермана, дома которой очень украшают эту часть Кронштадта.
Особенно обращает на себя внимание Дом коллежского советника Вафея (так везде значится). Хорошо же жили советники :) Сначала был построен (в 1860 году) более простым по архитектуре.
Слева от него- дом, известный проживанием изобретателя радио, Попова А.С. Справа- ещё один красивый представитель дореволюционных зданий , с неизвестной мне историей, в котором сейчас находится библиотека.
Улица названа именем кронштадца Петра Аммермана- большевика, участника Гражданской войны, погибшего в 1919 году. До этого именовалась Песочной. Во времена Петра l здесь была песчаная коса, на ней селились рыбаки и моряки. Морская слобода была самой высокой частью Кронштадта, за что получила народное название Гора (дошедшее до наших дней). Постепенно район расширялся, застраивался красивыми особняками и доходными домами. Жить в этой части острова было безопаснее всего- возвышенность спасала от наводнений.
Чуть в стороне от улицы Аммермана, на нынешней Пролетарской, недавно отреставрировали вот этот дом, немного похожий на замок.
На месте усадьбы адмирала Лазарева, подарившего свой участок городу, до революции работало Общество Красного креста. Для него и выстроили такую красоту. В советское время здесь размещался противотуберкулёзный диспансер. Несколько лет дом побывал и в статусе «заброшки». Сегодня это замечательная гостиница «Усадьба адмирала Лазарева» и ресторан «Ротонда».
Вернувшись чуть назад, повернём на улицу Ленинградская (бывшая Петербургская) и пойдём в направлении одноимённой пристани. На пути будет здание музыкальной школы. Тоже историческое. Бывший Сиротский дом.
А ещё чуть впереди- первая водонапорная башня, больше похожая на храм. Её построили в начале 19-го века, через несколько лет перестроив в нынешнем виде (не дожила только верхушка). Воду качала специальная паровая машина. Благодаря этой водокачке, отпала необходимость в привозной питьевой воде «с земли».
Сейчас внутри одна из экспозиций Музея истории Кронштадта «Подводная археология».
Состоит из трёх небольших залов и знакомит с находками с затонувших кораблей, а также рассказывает об основных событиях Кронштадта, связанных с морем. Есть здесь и чуть-чуть интерактива- имитация палубы корабля, составленной из найденных исторических частей.
Рядом с башней расположилась выставка под открытым небом «Искусство из мусора», призванная обратить внимание на экологические проблемы. Необычные арт-объекты из отходов с берегов Финского залива были представлены в рамках фестиваля 15 лет назад. С тех пор что-то добавилось, что-то убралось, ведь «Кронфест» проходил каждый год.
Разглядывая инсталляции, обязательно обойдите башню вокруг. Сзади расположились большие солнечные часы с гномоном в виде якоря.
По всей окружности много маленьких часиков, показывающих в солнечную погоду время в других городах. Задумка шикарная! Но как же горько видеть следы вандализма на этом произведении :(
С другой стороны башни- памятник водовозу, по совместительству фонтан. В тёплое время года вода перетекает из лейки-кадушки в бочку, из бочки в бассейн. Вот так двести лет назад доставляли питьевую воду.
Через дорогу, за автобусной остановкой, стоит схожее по декору здание. А вот это уже действительно храм. Лютеранский, имени святой Елизаветы. Построили во время правления Николая l по просьбе его супруги Александры, бывшей лютеранки (сейчас там управление Водоканала).
Сформирован архитектурный ансамбль вокруг важного исторического места- Петербургских ворот.
Проход заложен за ненадобностью. Раньше на этом месте стояла крепостная стена, построенная после наводнения 1824 года, размывшего береговые укрепления петровского времени.
На табличке указано, что объект охраняется государством. Эх…
Первые ворота сделали правее от этих, но чуть позже их перенесли, а на месте предыдущих устроили служебные помещения гауптвахты. Вот они, совсем рядом- на заднем плане уличной выставки.
Продолжим двигаться вперёд.
Симпатичная часовня «Спас на водах» с мозаичными панно построена, уже знакомым нам, архитектором Василием Косяковым. Ещё до его шедеврального Морского собора, а именно в 1903 году, к 200-летию Кронштадта. Вновь восстановлена к 300-летию.
Дальше дорога ведёт к Ленинградской пристани. Туда, до открытия в 2005 году автомобильного движения по дамбе, причаливали пассажирские суда из Петербурга. Сейчас без них пристань выглядит одиноко, но всё равно остаётся местом притяжения для неспешных прогулок.
Мне не передать словами, но здесь Кронштадт воспринимается как-то по-особенному, с морским ароматом.
Рядом- замечательные места для отдыха. Городской пляж и стадион.
Вход на территорию свободный. Кроме самого стадиона, есть тренажёрные площадки, скамейки вдоль дорожек, каток в зимний сезон.
Отсюда, с автобусного кольца, отправляется маршрут 101 (не путать со 101Э) до станций метро Беговая и Старая деревня. По времени- примерно 1 час с 10-20 минутами. Тариф городской- 65р., по «Подорожнику» 44р. Не забудьте, что оплата только безналичная (ревизоры заходят часто и оправданий не принимают).