Эту интересную мысль я почерпнула из интервью известного татарского этнографа Рамзии Мухамедовой (1923-2020). Ей сегодня исполнилось бы ровно 100 лет, она родилась 23 декабря 1923 года в поселке Новое Ирикеево Симбирского уезда Симбирской губернии (совр. Ульяновская область). Рамзия Гиниятовна умерла в ковидный год. Незадолго до своего ухода она успела высказать гениальную мысль - ученая тогда постоянно размышляла о татарском культе цвета. Действительно, есть такое понятие "төсе итеп саклау" (память о человеке). А может это и не культ вовсе. В общем, ученым ещё есть над чем работать в области татарской этнографии.
Самая известная работа Р.Г. Мухамедовой "Татары-мишари" (М., 1972). Спасибо журналисту Марату Сафарову, который нашел время и пообщался с легендой татарской этнографии и опубликовал этот материал в журнале "Идель". Привожу здесь тот самый фрагмент о цвете или рассуждения Рамзии Гиниятовой о татарском понятии "төс".
«К сожалению, я очень плохо вижу. Пишу, а буквы наезжают друг на друга… Это не дает мне возможности изложить свою давнюю мечту по изучению культа цвета (төс) у татар.
В ходе своих экспедиций у самых разных групп татар я встречала упоминание об ана төсе (дословно – «цвете матери», но в значении – «память о матери»). Когда я уточняла, почему они не употребляют здесь слово «истәлек» (память), женщины-информанты настаивали на слове «төс».
Или собака громко лает при виде чужака – понимает, что это человек не нашего цвета – безнең төс түгел.
Женщина, у которой умирали дети, надевала платье, сшитое из разноцветных кусков ткани. Цветные лоскутки женщины приносили на почитаемые могилы (авлия кабере) – последнее было распространено у цокающих мишарей.
О культе цвета я читала много лет назад в дореволюционных материалах Русского географического общества. Эта тема меня интересует теперь».
Из интервью этнографа Рамзии Мухамедовой (журнал "Идель", 2020 год).