Найти тему
Лилия Габдрафикова

Культ цвета у татар

Эту интересную мысль я почерпнула из интервью известного татарского этнографа Рамзии Мухамедовой (1923-2020). Ей сегодня исполнилось бы ровно 100 лет, она родилась 23 декабря 1923 года в поселке Новое Ирикеево Симбирского уезда Симбирской губернии (совр. Ульяновская область). Рамзия Гиниятовна умерла в ковидный год. Незадолго до своего ухода она успела высказать гениальную мысль - ученая тогда постоянно размышляла о татарском культе цвета. Действительно, есть такое понятие "төсе итеп саклау" (память о человеке). А может это и не культ вовсе. В общем, ученым ещё есть над чем работать в области татарской этнографии.

Самая известная работа Р.Г. Мухамедовой "Татары-мишари" (М., 1972). Спасибо журналисту Марату Сафарову, который нашел время и пообщался с легендой татарской этнографии и опубликовал этот материал в журнале "Идель". Привожу здесь тот самый фрагмент о цвете или рассуждения Рамзии Гиниятовой о татарском понятии "төс".

Рамзия Мухамедова в традиционной татарской одежде.
Рамзия Мухамедова в традиционной татарской одежде.
«К сожалению, я очень плохо    вижу. Пишу, а буквы  наезжают друг  на друга… Это    не дает    мне возможности    изложить свою давнюю мечту по изучению    культа    цвета    (төс) у    татар.    
В ходе своих    экспедиций у самых разных    групп    татар    я встречала    упоминание    об    ана төсе (дословно – «цвете матери»,    но в значении    – «память о матери»).    Когда я    уточняла, почему они не употребляют здесь    слово    «истәлек» (память),    женщины-информанты настаивали    на слове «төс».
Или собака громко лает при виде чужака – понимает, что это человек не нашего цвета – безнең    төс түгел.
Женщина,    у которой умирали дети, надевала платье,    сшитое    из разноцветных    кусков    ткани.   Цветные лоскутки женщины    приносили    на почитаемые могилы (авлия    кабере) – последнее    было    распространено у цокающих    мишарей.
О культе цвета я читала    много    лет назад в дореволюционных материалах Русского    географического общества. Эта тема меня    интересует теперь».

Из интервью этнографа Рамзии Мухамедовой (журнал "Идель", 2020 год).