Удивительный документальный рассказ кто же разрабатывал уникальный Беломоро-балтийский канал имени Сталина. Сооружение инженерно крайне непростое. На одной из «лестниц» канала перепад высоты воды превышал семьдесят метров – дом в двадцать с лишним этажей! Кто же создавал этот проект и что такое Особое КБ?
Открываем монументальную книгу под редакцией Максима Горького о строительстве Беломорканала. Целая большая глава рассказывает как создавалось в начале тридцатых Особое конструкторское бюро.
Только-только прогремело дело Промпартии, раскрыт заговор инженеров, стремившихся скинуть советскую власть. По версии либералов, советская власть хотела сгноить всех этих людей в лагерях. Тем более, что среди них было достаточно врагов власти убеждённых, людей раньшего времени.
Но книга Горького рассказывает нам о судьбах вполне настоящих конструкторов и водных инженеров. Людей, которым чекисты дали тот самый билет на паровоз в честную жизнь.
Вот история инженера Вяземского, арестованного в Ташкенте. Машина везёт его на Лубянку. Что же, новые допросы? Да ведь всё уже сказано и суд прошёл. Но первый вопрос поражает:
«Желаете ли вы работать по специальности? По проектированию?»
Инженер вспоминал, что Особое КБ разместилось в большом доме. Под КБ был отведён большой зал, человек на сто двадцать.
Половина зала было занято под спальню, стояли кровати с матрасами на пружинах. Вторая половина – большая столовая.
Начальник КБ Горянов не стал читать арестованным инженерам возвышенных речей. И за советскую власть агитировать не стал. Сказал вещи вполне конкретные:
«Надо подчиниться воле большевиков. Докажите это добросовестной, честной работой. Сроки для проекта и выполнения канала даны жесткие. Но их придется выдержать. Вся помощь в работе, которая зависит от нас, от ОГПУ, будет оказана. Серьезная, всемерная помощь».
Инженер рассказывает, что начальник КБ не сулил арестованным никаких льгот или поблажек. Вместо этого вдруг рассказал, как его КБ работало над первым советским блюмингом.
Это гигантский обжимной стан, который делает из раскалённой стальной чушки заготовку для проката. Технология новейшая, только несколько стран мира тогда, в принципе, умели такое делать.
Конечно же, первый блюминги на наши строящиеся комбинаты приходилось покупать втридорога за валюту у иностранных компаний.
Иностранцы были уверены, что воспроизвести настолько сложную технологию советские инженеры не смогут примерно никогда. Надёжный поток барышей американцам обеспечен на долгие годы вперёд.
Но Особое КБ сработало поразительно. Группа проектировщиков инженера Неймаера успешно спроектировала и построила первый наш, советский блюминг. Ничуть не хуже американского!
Пресса писала об этом так:
«На Ижорском заводе построен первый мощный советский блюминг. В наших газетах об этом сообщалось, как о блестящей победе советской техники.
Блюминг на Ижорском заводе был изготовлен в 9 месяцев. Он был установлен на заводе имени Томского и начнёт работать в ближайшие месяцы. Там же, на Ижорском заводе, приступлено к изготовлению второго такого же блюминга, который будет готов осенью, а затем будет приступлено к третьему».
Достижение поразительное, не успели запустить иностранные станы, как рядом становятся уже блюминги нашего, отечественного производства!
Там же читаем:
«Надо во что бы то ни стало добиться, чтобы строящийся Тагильский металлургический завод был целиком оборудован нашими машиностроительными заводами Надо этого добиться – мы этого добьемся. Производство на Ижорском заводе в короткий срок мощного блюминга является блестящим доказательством, что может при желании дать русская техническая мысль».
Можете поверить, в газетах прямо прославляли только недавно осуждённых инженеров вредителей! Прославляли за дело, не считаясь с прошлыми преступлениями!
«Конструкторами и техническими руководителями производства блюминга на Ижорском заводе были четыре инженера: Неймаер, Тихомиров, Зиле и Тиле. Надо прямо сказать, что они являются техническими творцами этого большого дела. Эти имена должны быть известны всем».
Эти инженеры, как и многие другие из старого инженерства, года два назад дали себя завлечь Рамзиным и очутились в рядах врагов советской власти, в рядах агентов империалистических интервентов. За это они были арестованы ОГПУ. Они признали свою вину и изъявили готовность всем своим знанием пойти на службу к советской власти».
В книге рассказывается как ещё в 1926 году инженер Вяземский приехал в Ташкент. Нужно было проектировать водные работы в Чирчик-Ангренском бассейне. С проектными документами было нехорошо. Кто-то очень не хотел, чтобы советская власть закрепилась в Средней Азии, многие годы находившейся под контролем англичан.
Как пишет книга:
«Опытный и внимательный глаз мог бы в них открыть преступное искажение действительности и перспектив, лживые наметки, неправильную ориентировку, предвестие замороженных миллионов».
Нам сообщают о профессорах-вредителях старого времени: Ризенкампфе и Кениге. Об организации инженеров-вредителей Вержбицкого и Хрусталёва. Как специалисты этих инженеры вовсе не были плохи.
Вредительство велось ими до поры. Вот сбросят советскую власть, вернётся всё в старое буржуазное русло. Можно будет снова добросовестно работать над Амударьинской проблемой. А до той поры – вставлять палки в колёса, направлять стройки по ложному и затратному пути, множить миллионные убытки.
Молодой инженер Вяземский оказался «достойной» сменой старых вредителей. Ему очень хорошо легли идеи реставрации капитализма. И работа для их скорейшего претворения в жизнь.
Оказалось, Вяземский числил себя дальней роднёй с древним княжеским родом Вяземских. Молодой инженер рюриковичем в застольных беседах себя величал. То ли в шутку, то ли серьёзно.
Дед Ореста в честь которого назвали и внучка, был тайным советником, вся грудь в царских орденах. Заведовал строительством железной дороги до Ташкента.
Отец тоже крупный железнодорожный чиновник на Амурской и Армавирской железных дорогах. Профессором был в Императорском институте в Питере. Ну и откуда у молодого Вяземского любовь к новой советской власти?
В книге про начало пути молодого инженера-вредителя пишут с изрядной ехидцей:
«Юноша склонен к гордой насмешке обманутого сына «над промотавшимся отцом». Да, отцы промотали свой строй, богатый, столь щедрый и легкий для них строй капитализма.
Они умерли, сунув отпрыска в какую-то историческую дыру, которую называют переходным периодом. Родиться бы на шестьдесят раньше или позже. Лучше – раньше. Юноша готов сократить переходный период».
Так и говорят, что ни в какой социализм такая поросль барчуков под маской советских инженеров и близко не верила. В НЭПе многие видели начало реставрации капитализма. Чуть-чуть потерпеть и станет как раньше!
Молодого студента раздражает мелочность коллег. Они воруют из казны, но мелко, не как в старые времена, когда государеву казну надували на миллионы золотом.
Нет, какое-то мелкое копошение. Поехали на съёмку, жили в палатках, а документы подали будто квартиру снимали.
Получат деньги на полевую съёмку, да никуда не поедут. Подложат нарисованные в кабинете чертежи. Мелко, пошло, ни уму, ни сердцу.
Книга очень точно описывает взгляды и мечтания молодого инженера. Старая либеральная и буржуазная Родина непременно придёт:
«О, она придет, она даже незаметно придет – ни расстрелов, ни реакции, незаметно, вежливо, нечто вроде выборов в Государственную думу, что ли. Вежливо, если хамы не будут сопротивляться… Нет, нет, она придет. И уж тогда примется строить во все тяжкие. Вот развернутся инженеры!»
Идеи Промпартии легли на душу молодому инженеру. Вот же, Герберт Уэллс предсказывает всю власть инженерам. Ещё чуть-чуть и британские технари свергнут всех этих политиков. Надо бы и у нас!
Потихоньку, помаленьку, старшие товарищи подталкивают инженера в правильную сторону. За красивыми лозунгами прячется освящённая веками реакция. Штыки казаков и пулемёты по толпе:
«С большевиками сговориться добром, разумеется, невозможно. Их надо свергать. Пусть придет буржуазия, выполнит черную работу, расчистит эту загаженную шестую часть суши, а там подоспеют к власти преемники невинно расстрелянных…»
А главное – деньги. Старые инженеры организуют в Ташкенте салон. Там на встречах зреют корни серьёзного заговора. Начинается он с делёжки «левых» денег между своими.
Но и это «копейки», люди раньшего времени грезят о довоенных заработках. Да не как рядовому инженеру, по ставке действительного статского советника в должности директора железной дороги.
Откуда у новой буржуазной власти возьмутся такие деньги для каждого инженера лучше не думать. Помечтать так приятно, лишь бы скорее сбросить большевиков.
И вот закономерный итог – арестованный Вяземский проектирует ненавистный канал. Рядом с ним такие инженеры раньшего времени. Самое страшное – никто не верит, что большевики будут что-то стоить. Кто, красное мужичьё поднимет стройку, на которую не смог замахнуться даже царский режим? Не смешите:
«Они не верили ни в какой канал, который где-то, не то в тундре, не то в тайге, неизвестно зачем, будет строить дефектная рабочая сила: лагерники, бандиты, монахи, карманники, девицы легкого поведения. Чертили, вычисляли и не верили, что эти вычисления воплотятся в шлюзы, в деривационные каналы, в подпертые плотинами реки где-то в лесных дебрях Карелии».
Удивительно, но проект канала вытащили как раз не опытные проектировщики. Подхватили и загорелись небывалым проектом как раз молодые ребята, вроде Вяземского.
Проект сложнейший, на таких грунтах никто и никогда не строил. Дважды по Карелии прошёл ледник, вся земля, скалы вывернуты наизнанку.
Ни одного летнего месяца без заморозков, ни одного зимнего без оттепели. Вода круглый год будет пытаться разорвать любой бетон. Еще и перепады высот чудовищные.
Чтобы пройти водой эти две сотни километров придётся построить два десятка шлюзов, пять больших плотин. Водохранилища придётся подпирать дамбами, ещё больший объём работ!
И места глухие, люди почти в тех краях не живут. Где взять сотни тонн бетона, арматуры. Как доставить и поселить в суровых условиях Карелии сотни тысяч рабочих?
Поразительно, но когда взялись всерьёз, оказалось что русские инженеры вполне способны придумать ходы, ранее в гидрологии не виданные. Решения остроумные и крайне ловкие.
Когда перестали изображать работу, а взялись за дело крепко, канал был спроектирован Особым КБ в рекордные сроки. К работе подтянулись даже люди совершенно разочарованные, открытые враги советской власти.
Например, один из создателей проекта Беломорстроя – инженер Вержбицкий. Тот самый инженер раньшего времени, что содержал салон для заговорщиков. Тот самый, что на подпольной «малине» делил неправедно нажитые денежки.
Прямой вредитель и осуждённый преступник. При этом, инженер настоящий и не без таланта. Можете поверить, что за проект Беломорканала вредитель Вержбицкий был награждён главным орденом Союза – Орденом Ленина?
Так и молодого инженера Вяземского никто больше даже за спиной не называл вредителем. Нет, говорили с уважением – идёт создатель проекта Маткожненской плотины!
За отличную инженерную работу Вяземский тоже был правительством отмечен. На груди недавнего арестанта появился Орден Трудового Красного знамени.
С годами на пиджаке уважаемого инженера добавятся еще два Красных Знамени. Будет работать на создании каналов от Владивостока до Москвы.
Потом занимался научной работой во Всесоюзном НИИ гидротехники. Больше семи десятков научных работ написано. Большой и преданный Родине был специалист.
Это история не про инженеров-вредителей. И даже не о проектировании канала в Особом КБ на Лубянке. Про перековку людей эта история.
Про то, как песчинка доброго и созидательного пробивается из под наносного мещанства, дурного воспитания, спуда старых буржуазных порядков. Как молодой, как сегодня сказали бы «мажор», становится настоящим советским инженером. Созидателем водных дорог новой страны!