Найти тему
Исторические мелочи

Сын Наполеона? Ну, в общем, да

В Государственном музее истории Санкт-Петербурга хранится литография неизвестного автора, датируемая 1830-ми годами, с подписью под изображением «S.A, LE PRINCE IMPERIAL». «S A» - это сокращение от «Son Altesse», подпись переводится как «Его Высочество принц Империи». Литография считается портретом Наполеона II, герцога Рейхштадтского (1811-1832).

На сайте интернет-проекта «1812 год» опубликовано близкое изображение, приписываемое Шарлю Николя Туссену. (1792-1845), французскому художнику, сыну солдата наполеоновской армии, оставившему после себя целый ряд произведений, посвященных истории Первой империи. И здесь, как считается, запечатлен «Орленок», сын императора Наполеона и императрицы Марии Луизы Наполеон Франсуа Жозеф Шарль герцог Рейхштадтский.

-2

Поиск Яндекса по изображениям приведенные выше картинки либо вовсе не опознает, либо идентифицирует как Наполеона I Бонапарта, либо – в лучшем случае – придерживается уже указанной версии, что на них запечатлен Наполеон II.

Между тем, при первом же взгляде на оба изображения рождается подозрение, быстро перерастающее в уверенность, что на них не может быть запечатлен Орленок. На обоих портретах изображен ребенок лет восьми-десяти. Однако на момент падения Первой империи во Франции Орленку было три года. В 1814 г. он был навсегда увезен в Австрию, где до самого конца жизни облачался в австрийские мундиры. Герцог Рейхштадтский просто не мог позировать в запечатленном на данных портретах возрасте во французском мундире.

Но, может быть, это символическое, «воображаемое» изображение Орленка в том виде, в каком его хотелось бы видеть остававшимся во Франции бонапартистам – в мундире унтер-офицера (в одном случае, насколько понимаю, капрала, в другом – старшего сержанта, знатоки, если что поправят) 1-го гренадерского полка Императорской гвардии?

Нет, на обоих рисунках присутствуют детали, анахроничные для мундира гренадера Старой гвардии Первой империи. Это, во-первых, форма лацканов. Такой покрой лацканов – с сильным сужением к талии по сравнению с шириной лацканов наверху, у плеч – вошел в моду и распространился не раньше 1830-х гг. И это не говоря уже о том, что Старая гвардия до самого конца Первой империи носила мундиры «добарденовского» типа (то есть существовавшие во всей французской армии до мундирной реформы Этьена-Александра Бардена 1812-13 гг.) – с расходящимися внизу полами мундира. Особенности гренадерского мундира Старой гвардии периода Первой империи можно увидеть, например, на известном портрете Наполеона I работы Ж.Л. Давида

-3

Вторая анахроничная, помимо лацканов, деталь на обоих портретах Принца Империи – то, что видно на персонаже ниже мундира. Признаюсь, сначала я принял это за юбку полукафтана, то есть мундира, пришедшего на смену мундиру фрачного покроя, и в отличие от него, вместо выреза пол спереди имевшего полную юбку. Такой полукафтан был введен во Франции в армейских пехотных полках в 1845 г., а в гвардейских в 1860 г. Но нет, похоже, это не полы кафтана, а темные мешковатые штаны, например, знаменитые красные штаны французской пехоты, впервые введенные в 1829 г., через 14 лет после окончательного падения Первой империи.

Если бы даже рассматриваемые портреты Принца Империи представляли Наполеона II, жившего в Австрии и вынужденного одеваться в австрийские мундиры, в воображаемом облике французского гренадера, столь милого сердцу бонапартистов, они явно изображали бы его в классическом, можно сказать, «сакральном» виде периода Первой империи, а не включали бы элементы, появившиеся в эпоху Реставрации и Июльской монархии.

После утверждения в мысли о том, что на портретах перед нами не Наполеон II, версия о том, кто же на них в действительности изображен, возникает сразу и без долгих рассуждений. Обращаемся к портретам данного человека и быстро обнаруживаем вот это

-4

Конечно же, этот тот же самый ребенок в том же самом мундире.

Это принц Империи Наполеон Эжен Луи Жан Жозеф Бонапарт, часто называемый Наполеоном IV (1856-1879), единственный сын императора Наполеона III.

Запечатлен он в мундире капрала 1-го гренадерского полка Императорской гвардии уже новой, Второй империи.

Вот еще одно изображение этого маленького гренадера

-5

А вот картинка 1858 г., проводящая параллели между двумя парами отцов и сыновей

-6

Затем маленький Принц Империи вырос и стал таким. Правда, Империи к этому времени уже (опять) не существовало - фото 1878-79 гг.

-7

Авторы приведенной выше пропагандистской картинки своими параллелями, можно сказать, «напророчили» Наполеону IV судьбу, похожую на участь Наполеона II. Один умер в 21 год от туберкулеза, второй – в 23 года от зулусских ассегаев.

Итак, на обоих приведенных в начале материала портретах – и из Государственного музея истории Санкт-Петербурга, и с сайта интернет-проекта «1812 год» - изображен сын Наполеона III Наполеон Эжен, он же Наполеон IV. В этом контексте приходится признать ошибочным содержащееся на сайте интернет-проекта «1812 год» указание на то, что авторство второго из рассматриваемых портретов принадлежит Шарлю Николя Туссену. Этот художник умер за 11 лет до рождения персонажа портрета.

Одно в этой истории остается мне непонятным. Приведенная выше цветная картинка с Принцем Империи Наполеоном Эженом в мундире капрала 1-го гренадерского полка Императорской гвардии имеет в Википедии подпись о том, что он изображен на ней в возрасте семи лет. То есть в 1863-64 гг. При этом он представлен в мундире фрачного типа. Однако, как было уже сказано выше, еще в 1860 г. в пехотных полках французской Императорской гвардии вместо мундиров фрачного типа были введены полукафтаны с полной юбкой, а также с петлицами (клапанами) по борту. То есть Принц Империи по какой-то причине изображен в уже отмененном на тот момент мундире.

PS В отличие от Яндекса, поиск Гугла по картинкам, помимо прочих, ошибочных версий, выдает и правильную. То есть неуверенно, но опознает Наполеона IV. В этот раз Яндекс – плохой, а Гугл – хороший.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.