Найти тему

Носят ли адвокаты запрещенное в места лишения свободы

В комментариях к одной из моих публикаций прозвучало мнение одного товарища, что мол адвокаты по уголовным делам нужны только для того, чтобы проносить в ИВС, СИЗО, ИК запрещенные там предметы и передавать их своим клиентам. 

Правда это или вымысел, действительно ли есть адвокаты, которые не брезгуют такой «работой»? Ведь ни для кого ни секрет, что в местах лишения свободы (используем этот общий термин для всех учреждений) несмотря на строгие правила, часто можно достать и средства связи и другие запрещенные предметы. 

Откуда они там берутся мне доподлинно неизвестно, но периодически в новостях проскакивает информация о том, что в «передаче» от кого-то из родных или друзей обнаружено что-то чего там быть не должно.

Что в принципе запрещено иметь, а соответственно, и передавать в места лишения свободы? Этот вопрос регулируется документом с длинным и скучным названием «Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным к лишению свободы запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать», установленным приказом Минюста России, в ведении которого кроме всего прочего находится и ФСИН, отвечающая за СИЗО и колонии. ИВС – изоляторы внутреннего содержания относятся к ведению МВД, поэтому приказы которыми регулируется их деятельность, там свои, но смысл в принципе тот же.

Итак, в местах лишения свободы запрещено иметь... очень много всего, как оказалось. Всего 31 пункт. Причем в данном случае каждый пункт это не обязательно какой-то конкретный предмет, а иногда просто общее название определенных товаров – например электробытовые приборы, которые запрещены за некоторыми исключениями (машинки для стрижки, триммеры, чайники, кипятильники). Или спортивный инвентарь, который запрещен весь без исключений.

 

Довольно условно, перечень «запретов» можно разделить на три группы:

  1. То что запрещено по обе стороны «забора» – всякие нехорошие препараты, предметы изъятые из гражданского оборота, оружие (да, охотничье оружие разрешено «на воле», но требует специального разрешения, поэтому относим его к запрещенным), всякие радиоактивные и взрывчатые вещества и т.п.;
  2. То что разрешено по эту сторону забора, но запрещено в местах лишения свободы – как раз электробытовые приборы, спортивный инвентарь, лекарства, деньги, карты, зажигалки, алкоголь, духи, телефоны, компьютеры, ножи, инструменты и т.п. Сюда же отнесем продукты питания с истекшим сроком годности. Если «на воле» – ты сам себе хозяин, хочешь – рискуй, ешь просрочку, то в МЛС – о тебе заботятся, чтобы не отравился;
  3. То что в принципе иметь не возбраняется ни «на воле», ни в МЛС, но необходимо прохождение данными предметами установленных проверок при передаче арестанту - «вещи и предметы, продукты питания, полученные либо приобретенные в не установленном УИК РФ и ПВР исправительных учреждений порядке». Формулировка настолько общая, что под нее подпадает все что угодно, если это «все что угодно» получено в обход установленных правил «товарооборота».

Так что, же – адвокат, посещающий в МЛС своего клиента, может передать ему то что запрещено? 

Если отвечать прямо и без учета многих обстоятельств – то придется ответить, что да, теоретически может. Системы контроля несовершенны, можно что-то спрятать, пронести, передать, в надежде что ни контроль на входе, ни сотрудник проверяющий клиента после встречи не заметят какой-то предмет, а видеокамера не разглядит момент передачи.

Хотя надо отметить – видеокамеры например в следственных кабинетах СИЗО-1 в Санкт-Петербурге «Новые Кресты», довольно неплохие. Как то раз мы выходили со следователем, и забыли кто из нас забрал требование на вывод, которое надо сдать сотруднику СИЗО перед выходом. И по записи довольно четко был определен «виновный», и даже видно было в какой карман сумки он положил заветную бумажку.

 

Если отвечать с практической точки зрения – а зачем это адвокату?

Соглашаться передавать предметы которые я отнес к первой группе – это в большинстве случаев уголовная или хорошо если административная ответственность за сам факт их хранения, не говоря уже о распространении, к которой относится передача другому лицу, даже на воле. Оно адвокату, тем более знающему о такой ответственности очень хорошо, надо? Нет, не надо. Если и найдется коллега, который согласится на такое – вероятно он сам в скором будущем может присоединиться к тем, для кого нес такую «передачу». Ради чего рисковать своей свободой – ради какой-то суммы денег? Вряд ли это будут миллионы, а отбывать несколько лет в заключении за 10-20 тысяч рублей - по крайней мере невыгодно.

 

Попытка проноса и передачи предметов из группы два – разрешенных по эту сторону забора, но запрещенных в МЛС, тоже может влечь разные неприятные последствия – административную ответственность, жалобу в Палату, дисциплинарное производство. А если переданным например ножом кого лишат жизни – получишь соучастие в убийстве. Опять же – нужно ли это адвокату? Скажу за себя – мне не нужно. Надеюсь и коллегам тоже.

 

Ну, а пронос предметов из группы три – тех, что в принципе не запрещен, вообще бессмыслица. Уж если прямо так хочешь помочь – отправь Почтой России или сдай через окошко приема передач. Это дольше, но зато никаких проблем и голова не болит.

 

Поэтому мое мнение – адвокат не будет заниматься проносом чего-либо в СИЗО. Исключения из этого правила конечно могут быть, но это какие-то экстраординарные случаи, например... Да нет, не приходит ничего в голову.

 

Предвижу «коварный» вопрос – а если родственники клиента, которые платят за него, скажут – или передаешь то, что мы тебе скажем, или мы меняем адвоката. Ответ тут может быть только один – вы меняете адвоката. Причем прямо сейчас. 

Посчитать разницу между полученным и отработанным гонораром – вопрос нескольких часов, вернуть деньги и документы, подписать акт и «адьос, амиго»! Удачи в поисках.

Я получаю свои деньги не за выполнение каких-то незаконных поручений, а за работу по делу. Если нужен кто-то, кто будет работать за рамками закона – поискать конечно можете, но если найдете это будет либо сильно (ну прямо сильно) дороже, либо такой человек, который не может заработать законным способом. Честно говоря, среди адвокатов я таких не знаю. 

Если совсем все плохо – всегда есть возможность начать работать по назначению следствия и суда. Много не заработаешь (поначалу), оплату будут морозить, но все равно никуда она не денется, но без куска хлеба не останешься. Еще и на свободе. А влезать в такие авантюры, еще и с людьми которые пытаются тебя шантажировать – ради чего? С такими клиентами и самому адвокат может понадобиться.

Поэтому я считаю, что адвокат не будет выступать в роли «носильщика» в МЛС всяких разных предметов. Просто незачем.

Или я не прав, и такие случаи все-таки бывают?

-2