Говорят, что чудес на свете не бывает. Не согласен. То, что нынче случилось с финнами, иначе как чудом и не назовёшь. Или же невероятным казусом, не имеющим каких-либо разумных объяснений. Причём, даже сами финны (в основном, пожилые), удивлённо разводя руки в стороны, это признают, из серии: - «Как же так? Куда подевался наш знаменитый финский прагматизм, которым мы так долго гордились? Мол, финны – самая-самая прагматичная нация в мире, ставящая долгосрочную выгоду выше всяких идеологических предрассудков и вывертов. Но, вот, докатились. Самолично всё, выстроенное за долгие-долгие годы, порушили. И не пойми даже, исходя из каких соображений. Во всяком случае, точно – не из прагматичных…».
Первый раз с финским прагматизмом мне довелось столкнуться в начале 90-х годов прошлого века, причём, на почве волейбола. Я тогда играл за сборную Василеостровского района, а финн Вейо – за сборную института имени Лесгафта, где он, собственно, и учился – на волейбольного тренера. Ну, в процессе очередного первенства города мы и познакомились… Влился Вейо в нашу разношерстную компанию. И стали мы с ним дружить, то бишь, совместно ходить в баню, а после бани, понятное дело, пить пиво. И, конечно же, Вейо постоянно проявлял знаменитый финский прагматизм. В том плане, что обожал халяву, считал каждую копейку и вовсю «фарцевал» тем, что после каникул привозил из Финляндии. Типичный такой финн, короче говоря: хладнокровный, прижимистый и чисто-себе-на-уме… А потом Вейо всех нас, буквально-таки, поразил. Как это – чем? Своим бесконечным прагматизмом, возведённым в абсолют, ёжики ежистые… Дело было так. Получил наш финский приятель диплом «Лесгафта» и собрался уезжать в Финляндию, где ему уже тренерскую работу предложили. Ну, и нас позвал – отметить это дело. Думали, что на отвальную идём. Приходим, а там – свадьба. Вейо женится на Ленке, которая (как всем было известно), трудилась «интердевочкой». Мы, конечно же, удивились, но «молодых» душевно поздравили. А потом, улучив момент, отвели приятели в сторонку и попытались вразумить, из серии: - «Ты что творишь, недоумок финский? На ком женишься? Она же того…, типа – шалава…». На что Вейо, пьяненько улыбаясь, ответил: - «Да я в курсе. Более того, и мои родители знают об этом…, м-м-м, обстоятельстве. Но не видят в том ничего страшного… Тут такое дело, пацаны. Ну, принято нынче у финнов – брать себе жён из российских проституток. Так как это очень прагматично и выгодно. Во-первых, россиянки «облегчённого поведения», они всё-всё умеют, что мужчине нравится. А, во-вторых, нынче «лихие девяностые» на дворе. И жизнь в России, отнюдь, не сахар. За последние годы девчонки много чего тут повидали: и грязь, и насилие, и жестокость. Для них сейчас уехать в Европу – как шанс всё начать с «чистого листа». Который они очень-очень ценят. Короче говоря, как показывает практика, из российских проституток получаются (при определённых условиях, конечно), практически идеальные финские жёны. В том плане, что очень заботливые, всё понимающие и, главное, верные…».
Самое забавное в этой истории – это то, что у Вейо с Ленкой всё сложилось очень даже хорошо, практически в ёлочку пушистую: до сих пор живут душа в душу, у них трое взрослых детей и целая куча внуков/внучек. А, вот, взаимоотношения между Россией и Финляндией (как между Государствами), нынче развиваются совсем по другому сценарию. Причём, в начале всё тоже было (вроде бы как), в ёлочку. Но потом пошло наперекосяк…
В шестидесятых-семидесятых годах прошлого века в Финляндии начала бурно развиваться целлюлозно-бумажная промышленность, уверенно выходя на лидирующие мировые позиции. За счёт чего? Во-первых, за счёт дешёвой электроэнергии, поставляемой из СССР. А, во-вторых, за счёт российского леса-кругляка, шедшего в Финляндию нескончаемыми эшелонами (свой-то лес прагматичные финны всегда берегли). Чуть позже ко всему этому добавился и очень дешёвый российский газ. В конечном итоге, финская экономика резко рванула (под дружеским «российским крылом», понятное дело), вперёд и вверх… И уже в постсоветские времена Финляндия нажила многие миллиарды Евро прибыли на приграничной торговле с Россией. На протяжении многих лет россияне регулярно выезжали по выходным дням (десятками тысяч), в Финляндию «на шопинг», дополнительно стимулируя развитие финской экономики…
И, вот, всё закончилось. Финляндия вступила в НАТО. Поставки российской электроэнергии, топлива и природного газа сведены до минимума. Российский лес-кругляк в Финляндию больше не поступает. Приграничная торговля разрушена полностью. Как результат, все ключевые показатели финской экономики неуклонно рванули вниз. Многие ЦБК простаивают. В стране растёт безработица. Жители финских, приграничных с Россией населённых пунктов спешно переезжают в другие регионы страны… И как же прагматичные до мозга костей финны дошли и докатились до жизни такой?
В 1980-ом году на экраны вышел фильм режиссёра Леонида Гайдая – «За спичками». Его главные герои – финны Ихалайнен и Ватанен: все такие из себя прагматичные, бережливые и рачительные. Но, вот, они отправляются «за спичками», после чего и начинают влипать во всякие глупые и сомнительные истории. И, что характерно, объяснение у главных героев фильма всегда одно и то же, мол: - «Чёрт попутал…». Похоже, что и с современными финнами произошла насквозь аналогичная история. Решили они «от добра – добра поикать», типа – «за спичками сходить». Тут-то их Чёрт и попутал. Американский…
Всем мира и добра…