Мало кто знает, что автор музыки российского гимна «Боже, царя храни!» не только родился в Прибалтике, но и умер здесь. Алексей Фёдорович Львов появился на свет в Ревеле (ныне Таллин в Эстонии) в 1798 году, а похоронен в Ковне (ныне Каунас в Литве) в 1870 году.
Львова похоронили в православном Пожайском Успенском мужском монастыре. Впрочем, изначально монастырь был католическим, у католиков его отобрали после неудачного польского восстания 1830-31 годов. Поэтому нет ничего удивительного, что после развала Российской империи уже во вновь независимой Литве монастырь был возвращён католикам.
Однако могилы православных людей справа от костёла Вознесения Пресвятой девы Марии до сих пор сохранились. И одна из них принадлежит автору одной из самых запоминающихся мелодий в русской музыке и российской истории. Текст, напомню, написал Василий Андреевич Жуковский (1783-1852). А Львов сочинил к ним знаменитую мелодию, впервые публично прозвучавшую 11 (18 или 25 по разным источникам) декабря 1833 года. По воле императора Николая I, 31 декабря 1833 года эта молитва русского народа «Боже, царя храни!» стала российским гимном, и была таковым 84 года – до 1917 года.
Вот как сам Львов описывает всё в своём дневнике:
«Въ 1833 году я имѣлъ честь сопровождать Императора Николая въ Пруссію и Австрію. По возвращеніи нашемъ, я былъ увѣдомленъ графомъ Бенкендорфомъ о томъ, что нашъ Государь, сожалѣя объ отсутствіи у русскихъ національной пѣсни, удостоилъ меня счастья составить ее. Просмотрѣвъ послѣдовательно гимны: французскій, полный важности и оригинальности, англійскій, такъ величест венный, австрійскій трогательный, я понялъ, что необходимо было произвести нѣчто дышащее силой, славой и вмѣстѣ трогательное, словомъ, національное, что можно было бы поставить въ священномъ обрядѣ какъ въ военной музыкѣ и въ общественномъ праздникѣ, и чтобы весь народъ могъ чувствовать-диллетантъ, какъ и простолюдинъ. Однажды вечеромъ, возвратясь домой довольно поздно, я нашелъ и переложилъ на ноты главный мотивъ пѣсни. На слѣдующій день я обратился къ Жуковскому съ просьбой написать слова, но онъ въ данную минуту не нашелъ возможнымъ найти подходящія къ моей музыкѣ слова. Тогда я рѣшилъ обойтись безъ сотрудника и тотчасъ извѣстилъ Бенкендорфа, что готовъ. 23 ноября 1833 года мое произведеніе было исполнено придворною императорскою капеллой. Царь нѣсколько разъ велѣлъ повторить гимнъ, приказывалъ пѣть безъ аккомпанемента и играть безъ словъ большому оркестру: потомъ сказалъ мнѣ по французски: „C'est superbe“! И въ тотъ же часъ постановилъ ввести его въ арміи. Указъ обнародованъ 4 декабря, а спустя семь дней гимнъ былъ въ первый разъ исполненъ публично въ Москвѣ».
Когда в середине декабря, в честь 190-летия гимна, я посетил монастырь, могилы были покрыты снегом. Лёд плотно сцепился с могильными плитами, поэтому я не стал его счищать. Да и зачем, если в интернете есть много фотографий, сделанных летом. На надгробной плите высечена надпись: «Дѣйствительный Тайный Совѣтникъ Алексѣй Ѳедоровичъ Львовъ. Композиторъ народнаго гимна „Боже, Царя Храни“. Родился 23 мая 1798 года, скончался 16 декабря 1870 года».
Что удивительно, Алексей Львов совмещал увлечение музыкой со службой России. Выпускник Института корпуса инженеров путей сообщения много лет прослужил в Русской императорской армии, принимал участие в сражениях во время Русско-турецкой войны 1828-1829 годов (поэтому впоследствии был награждён Военным орденом Святого Георгия IV степени за 25 лет службы), дослужился до звания генерал-майора в 1843 году. А на дальнейшей гражданской службе был в чине тайного советника.
Отрадно, что могилы Алексея Фёдоровича Львова и его супруги Прасковьи Аггеевны (урождённой Абаза, 1817-1883) навещают. На них стоят свечи. Значит, русские не забывают соавтора одного из своих гимнов.
Боже, Царя храни!
Сильный, державный,
Царствуй на славу,
На славу нам!
Царствуй на страх врагам,
Царь православный.
Боже, Царя, Царя храни!
О вкусах не спорят, но мне очень нравится аранжировка мелодии под гитару, которую сделал Егор Фриск, всем рекомендую.
К слову, Пажайслисский монастырь (Pažaislio vienuolynas), построенный в стиле итальянского барокко, является великолепным памятником культуры. Так что паломничество по русским музыкально-историческим местам тут получается вдвойне интересным.