Найти тему
Сергей Михеев

Дайте людям возможность обучиться профессиям, которые необходимы

Активно обсуждают предложение Минтруда начиная со следующего года сделать бесплатным переобучение для всех россиян на те профессии, которые наиболее востребованы на данный момент времени в том или ином регионе. Желающие могут посмотреть этот документ на портале проектов правовых документов. Конечно, в приоритете для трудоустройства граждане 50+, инвалиды, женщины с маленькими детьми, участники СВО и их семьи. Но Минтруд настаивает, что эту программу бесплатного переобучения нужно открыть для всех. Единственное условие – у человека должно быть либо специальное профессиональное, либо высшее образование, либо он сейчас учится в колледже или институте и захотел. Например, в Курской области требуются птицеводы: он приходит в службу занятости и говорит, что хочет обучиться на птицевода. Ему должны это предоставить бесплатно. Не знаю, в какие сроки (месяц, два, полгода, год), но он эту профессию получает от государства бесплатно. Очень хорошая инициатива. То, что в стране рекордно низкая безработица – это большой плюс, но и минус, потому что не хватает рабочих рук по конкретным специальностям. Такая перспектива вполне возможна со следующего года. Хочет человек получить профессию сварщика – идет и учится бесплатно. Курсы стоят дорого.

Сергей Михеев: Поддерживаю. Если так будет, то это правильно. Единственно, я так понимаю, что обучение не с нуля. То есть ты должен иметь какое-то образование.

Требований к профильному прошлому образованию я не нашел в этом документе. Просто нужно, чтобы человек до этого обучался: либо в колледже, либо в институте.

Сергей Михеев: Понятно – кроме школы.

Да.

Сергей Михеев: Думаю, это тоже важно. Надо, чтобы человек имел хоть какую-то профессию, потому что обучать с нуля школьника сложновато. Хотя может быть и на школьников в будущем это можно распространить. Где им получать профессию? Пока в школах ничего подобного учебно-производственным комбинатам (УПК) не восстановили и только говорят о возобновлении уроков труда. Вот школьник выпустился и никуда не поступил. Куда ему идти? Почему бы ему не получить какую-нибудь рабочую специальность таким образом?

Единственно, сейчас много колледжей, которые раньше назывались профессионально-техническими училищами (ПТУ), которые зачисляют бесплатно и без конкурса, но в некоторые все равно почти никто не идет. В целом, программа переобучения крайне важна. Вот это и есть зачатки стратегического подхода. У нас, например, нехватка рабочих рук в таких-то сферах. Формально безработицы у нас почти нет, но есть безработица в определенных областях. Значит, надо способствовать тому, чтобы люди получали соответствующие профессии, навыки, умения, знания и дальше пытались трудоустроиться. Было бы еще лучше, если бы им дальше помогали с трудоустройством, но то, что это бесплатно, это правильно.

России надо найти самое оптимальное, лучшее сочетание механизмов рынка и частной инициативы с государственным планированием. То, что государственное планирование есть и нужно, подтверждает нынешнее развитие ВПК. То, о чем Путин говорил на открытой коллегии Минобороны и о чем многие говорят: «Вот, смогли запустить военное производство». А почему смогли? Потому что были применены конкретные механизмы государственного планирования и стимулирования, а еще потому, что (спасибо нашим предкам – не всё успели разрушить) расконсервировали многие мощности ВПК, которые были заморожены и которые не успели в «славные» годы реформ распилить, продать и пустить на металлолом.

Их расконсервировали – и они работают. Причем темпы по производству вооружений, боеприпасов нарастают. То есть, если хотим, то можем; и, если ставится задача, и государство этому способствует, то цель достигается. Так же и здесь. Понятно, что развитие ВПК сейчас стимулируется конкретной военной ситуацией, но есть масса перспективных направлений, которые надо двигать. Не надо ждать, пока все поумнеют или пойдут учиться на рабочих высшей квалификации, а помогите людям, подтолкните их, создайте условия. Поставьте государственную цель и определите инструменты, которые наиболее эффективны, и людей туда направят. Причем тех людей, которые хотят, могут, от которых будет польза. Думаю, это будет правильно. Дайте людям возможность обучиться профессиям, которые необходимы! Люди может быть и хотели бы, да не умеют.

Список этих приоритетных профессий, по задумке Минтруда, будет определять правительство. Говорят, таких профессий около 150-ти в этом перечне. Но какова глубина обучения? Устроит ли она работодателей? Одно дело, когда человек с техническим образованием переучивается на токаря (для оборонного завода что-то вытачивать, нужны с серьезными допусками), но как переучить пекаря на токаря?

Сергей Михеев: А он хочет? Мне кажется, у пекарей сейчас нет проблем. Скорее, токарь захочет переучиться на пекаря (смеется). Надо думать!

Качество обучения.

Сергей Михеев: Поставьте задачу людям, которые к этому неравнодушны, и они придумают как. США когда-то вышли из Великой депрессии через общественные работы. Но там была ситуация громадной безработицы и готовности людей делать всё что угодно, лишь бы не умереть с голоду.

Но обучить навыкам легче, чем потом трудоустроить человека так, чтобы это было нужно работодателю и чтобы он действительно приносил пользу. Один из способов – это через расширение производства. Будет больше производства – будет больше потребности. Почему сейчас ВПК имеет дефицит? Потому что он расширяется. Появляются новые рабочие места, которые сталкиваются с дефицитом, потому что под них никто ничего не готовил. Сейчас надо срочно готовить.

Это означает, что, если будет больше квалифицированных рабочих мест, то для тех людей, которых вы хотите переучить, откроются вакансии и перспективы. Должна быть комплексная программа. Оптимальная, отработанная как часы схема находится только в стадии формирования.

Надеюсь, что предложения Минтруда станут реальностью, и со следующего года у всех, кто захочет переобучиться, получить профессию, которая ему интересна и которая нужна государству, получится это сделать.

Сергей Михеев: Я понял, что список востребованных профессий будет составляться, исходя из реальных потребностей, запросов работодателей. Уже шансы на трудоустройство повышаются. Пусть работодатель тоже подключается к тому, как обучать. Программа обучения может составляться в сотрудничестве с работодателем.

По запросу.

Сергей Михеев: Он не просто скажет, что ему нужны 100 птицеводов, а еще скажет каких и перечислит 10 минимальных пунктов, которым они должны соответствовать. Тогда сочетание получится. Нам на этом этапе необходимо настоящее творчество, когда заинтересованные люди вникают в дело. Они мотивированы не только материально, но и идейно – и тогда всё получится.