Как ясно иной раз видится потомкам далёкое прошлое. Когда баварский художник Михаэль Эхтер в 1860 году писал короля Оттона в битве на Леховом поле, он хорошо представлял себе, как его следует изобразить. Сама битва произошла в 955 году, и уже не выяснить, как король выглядел и на каком коне скакал навстречу врагам. Но Эхтер смотрел в прошлое из девятнадцатого века восторженными глазами патриота. И он знал, что Оттон - великий король, и что он победил в этой битве ужасных венгров, и его победа открыла ему путь к императорской короне, а сам момент коронации стал точкой отсчёта истории собственно немецкого государства. Поэтому на картине Оттон восседает на белом, прямо-таки светящемся, коне, в золотой короне и золотых доспехах.
Судьба венгров уже предрешена, и это выражается в цвете: они - сплошь черная масса, которую воины Оттона теснят к реке. Белое - чёрное, свет - тьма, понятный контраст.
В руке король держит священное копьё, в него вставлен гвоздь, который считается одним из орудий Страстей Христовых, - копьё внушает христианским воинам уверенность в победе над язычниками. Понятно, что сражаться таким копьём нельзя, оно - что знамя, собирающее верных. Интересна фигура епископа, скачущего рядом с королем с поднятыми вверх руками - очевидно он призывает Божье благословение на воинство короля. Бесстрашный, должно быть, человек! Возникает вопрос, не погрешил ли художник против исторической достоверности? Мог ли епископ, лицо духовное, участвовать в битве? Оказывается, мог. И даже, наверное, не с голыми руками, как на картине, хотя оружие священнослужителям воспрещалось. Тем не менее, история знает воинственных епископов, которые и крепости обороняли, и военные походы организовывали, и в битвах погибали. Суровое было время! Оттон же, действительно, был великим королем. Не случайно именно ему и только ему одному дальновидный отец завещал государство, обделив своего младшего сына Генриха. Стратегически верное решение Генриху, конечно, не понравилось, и он занялся организацией покушений на старшего брата. Впрочем, покушения провалились, Генрих покаялся, а Оттон брата по христиански простил. И такое тоже бывает. Есть мнение, что именно для Оттона была изготовлена знаменитая корона Священной Римской империи, которой короновали германских королей. Ученые датируют её как раз десятым веком. Потом она стала ассоциироваться с именем Карла Великого и превратилась в чуть ли не в святыню. Интересно, что корона - складная. Что было очень удобно в разъездах и походах, в которых и проходила жизнь средневекового правителя.
Ну и ещё чуть-чуть про золотого короля. В Магдебурге, любимом городе Оттона, на старинной рыночной площади стоит позолоченная статуя всадника.
Правда, это копия. Оригинал тринадцатого века находится в музее. Поскольку всадник увенчан короной, напрашивается мысль, что скульптор хотел изобразить Оттона. И это мнение особо никто не оспаривает. В 2000 году статую на площади позолотили, так что Оттон, действительно, золотой король и память о нём живет.