БЕСЕДА С АМЕРИКАНСКОЙ ХУДОЖНИЦЕЙ БЕРНАДЕТТ КАРСТЕНСЕН О ЕЁ БОЖЕСТВЕННЫХ РАБОТАХ
Автор: Лоррейн Ферьер
Иллюстратор из Сан-Франциско Бернадетт Карстенсен пишет картины на темы священных историй. Многие из её работ были созданы по заказу церкви. Однако выбирать этот путь она вовсе не собиралась.
Карстенсен выросла в Цирклвилле, штат Огайо, и решила стать иллюстратором. Её родители, изучавшие живопись, украшали семейный дом изысканными произведениями искусства и приключенческими книгами, оформленными такими художниками, как английский иллюстратор Артур Рэкхем (1867–1939). Эти мастера оживляли истории, и она намеревалась пойти по их стопам.
Сначала Карстенсен специализировалась на искусстве иллюстрации в Колледже искусств и дизайна в Колумбусе — том же колледже, который окончили её родители. Здесь она изучила методы и особенности создания и продажи ярких изобразительных историй.
Она поняла, как важно создавать реальные модели для своих композиций, а не полагаться только на своё воображение. Для художницы это означало фотографировать и делать наброски костюмированных моделей, позирующих в студии.
После окончания университета Карстенсен не нашла работы, о которой мечтала. Она долгое время была прихожанкой церкви Святого Патрика в Колумбусе.
«Я всегда ходила на мессу каждые выходные, но мне просто очень трудно было привести свою жизнь в порядок», — сказала она по телефону.
Прозрение Апокалипсиса
В 2013 г. друг семьи прислал ей информацию о конкурсе Apocalypse Prize, в основу которого был положен Апокалипсис, описанный в Книге Откровения. Чтобы принять участие в конкурсе, художники должны были создать любую композицию на основе откровений святого Иоанна Богослова, оставаясь при этом верными средневековому (также известному как поэтический) стилю рукописного искусства. Древний стиль предполагает плоские композиции, наполненные священной символикой (или «аналогиями, заложенными в Священном Писании», как говорится во вступительном ролике конкурса).
Для участия в конкурсе Карстенсен решила создать триптих на тему откровения святого Иоанна, но прежде всего ей пришлось перечитать Откровение, а также изучить язык средневекового рукописного мастерства. Художники получили пакет с путеводителем, в котором описывался процесс создания иллюминированных манускриптов и традиционная символика. Например, Бог традиционно окружён облаками, ангелы всегда босые, а размер фигур аналогичен святой иерархии, согласно которой святые изображаются крупнее людей.
«Даже если вы хотите придать своим работам особую стилистику, ваше творчество должно изображать вещи правдоподобно, так, как вы их видите, — объясняет она. — Только когда что-то становится общеизвестным, оно может быть практически без объяснений передано в разные культуры».
За вдохновением она обращалась ко многим картинам эпохи Возрождения, особенно к произведениям Северного Возрождения, таким как триптих Ганса Мемлинга «Страшный суд» и «Гентский алтарь» Яна ван Эйка, копия которого висит в её студии. Например, в своём триптихе она изобразила дракона у ног Богородицы по мотивам тех, что видела на картинах Иеронима Босха.
Карстенсен написала работу гуашью — краской на водной основе, которую начала использовать после того, как учитель рисования в средней школе сказал ей, что это самая сложная для освоения краска.
Гуашь напоминает яичную темперу, которую использовали в средневековых манускриптах. Карстенсен объяснила, что гуашь даёт плоский вид, отражающий свет, но не может достичь глубоких контрастов, как масляные краски.
Работы наполнены богатым смыслом. Например, оливковое дерево на левой панели символизирует двух свидетелей. А на центральной панели Карстенсен изобразила Марию, Непорочную Деву, спускающуюся с небес на полумесяце — традиционном символе, о котором говорится в Откровении 12:1.
Хотя выбранные ею краски и символика хорошо вписываются в средневековый стиль, Карстенсен не смогла удержаться и добавила в свою картину более натуралистичный стиль, противоположный плоскому стилю средневековых манускриптов, в котором нет перспективы и глубины форм.
Участие в конкурсе оказало глубокое влияние на её жизнь. Перечитывая Книгу Откровения, Карстенсен пережила перерождение.
«Чтение Писания по милости Божьей просто перевернуло моё сердце», — сказала она.
С этого момента она стала получать заказы на священное искусство и с тех пор сосредоточилась на иллюстрировании божественных явлений.
Доминиканцы
В 2016 г. мать Карстенсен предложила ей создать большую композицию в честь 800-летия ордена доминиканцев; их семейная церковь (церковь Святого Патрика в Колумбусе) принадлежит этому ордену. Время казалось идеальным. Карстенсен перебивалась с одной работы на другую и жила с родителями, поэтому могла полностью посвятить себя своей первой многофигурной композиции под названием «Доминиканцы».
Сначала она выбрала святых и благословенных из книги «Семья святого Доминика», написанной сестрой Мэри Джин Дорси; в ней содержатся краткие биографии более 300 доминиканцев. Карстенсен считает, что узнавать больше о доминиканцах очень трогательно.
Желая, чтобы каждая фигура была узнаваема, Карстенсен выбрала такие известные имена, как святой Пий V (папа римский), святой Фома Аквинский и святая Екатерина Сиенская, а также несколько малоизвестных персонажей — блаженного Антония Нейрота (он носит тюрбан), блаженного Фра Анджелико (он держит палитру с красками) и святой Седиславы Берки (она держит щит).
Как и в сакральном искусстве многовековой давности, она сделала каждую фигуру узнаваемой по предметам, которые они держат в руках, что может указывать на их орден или их мученическую смерть, а также другие значения.
Например, блаженный Жан-Жозеф Латасте (крайний слева) несёт флаг Провинции Святого Иосифа, также известной как Восточная провинция (основана в 1805 г.), а в руках у него череп, изображающий Святую Марию Магдалину. Согласно сайту Ordo Praedicatorum, во время передачи мощей святой в 1860 г. брат размышлял:
«Так уж повелось, что величайшие грешники имеют в себе то, что делает их величайшими святыми; кто знает, не станут ли они таковыми в один прекрасный день».
Позже он основал Дом Вифании для реформированных женщин.
Карстенсен бегала по магазинам в поисках простыней и костюмов для облачения священных фигур и позаимствовала привычку у одного из священников, чтобы одевать своих друзей и членов семьи в качестве моделей для опорных фотографий.
На большинстве иллюстраций изображены её муж и старшая дочь Бригид (которая в ранних работах предстала в образе младенца Иисуса; в более поздних работах эту роль унаследовал её сын). Затем Карстенсен накладывала портрет каждого персонажа на свою композицию, прежде чем завершить картину.
Для каждой иллюстрации Бернадетт Карстенсен проводит исследования, переодевая своих друзей, членов семьи и даже себя в самодельные библейские костюмы.
Людям очень понравилась эта работа, и вскоре стали поступать подобные заказы, в том числе от отца Дональда Кэллоуэя. Отец Кэллоуэй хотел получить работу, похожую на «Доминиканцев», но с вертикальной композицией «Святой Иосиф, устрашающий демонов» в окружении священных фигур. Он писал книгу под названием «Посвящение святому Иосифу: чудеса нашего духовного отца» и указал фигуры, которые хотел видеть в книжной иллюстрации.
Отец Кэллоуэй придумал гениальную позу святого Иосифа, когда он держит младенца Иисуса, который убивает дракона-демона у ног святого стеблями букета лилий.
«Замысел в том, чтобы показать, что чистота Иисуса уничтожает дьявола, и поэтому лилии символизируют чистоту и превращаются в копьё», — сказала она.
Карстенсен не была довольна этой работой, поэтому она сделала ещё одну картину «Святой Иосиф, устрашающий демонов» без окружающих фигур.
«Я люблю эту картину; она висит у меня в спальне», — сказала она.
Ей нравится смотреть на неё, когда она молится, а ещё это сентиментальная работа, поскольку моделью для неё служили и муж, и дочь. Не только ей одной нравится эта работа. Судьи Католического института искусств присудили ей третье место в конкурсе «Премия священного искусства 2021 года».
Другой её многофигурный заказ представлял собой совсем иную задачу: изобразить множество современных религиозных деятелей. Институт Бенедикта XVI заказал работу для Missa Sancti Juniperi Serra композитора Франка Ла Рокка, новой мессы в честь святого Джуниперо Серра.
В «Святом Джуниперо Серра и американских святых» она поместила святого в центр, перед вселенной, а по бокам от него расположились американские святые и те, кто находится в процессе получения святости. Некоторые считают, что святой жестоко обращался с коренными американцами.
«Для нас это способ почтить его память и… устранить неточности», — сказала она.
Человечество во все времена
Хотя прошлое вдохновляет Карстенсен, она также руководствуется своим жизненным опытом. Она использовала натуралистический стиль в своей нежной интерпретации Мадонны с младенцем, выполненной по заказу одного из служителей её церкви. Карстенсен только что стала матерью, и композиция отражает её материнские чувства. Мария с обожанием смотрит на своего младенца, Иисуса. «Он венчает её цветами, представляя то, что произойдёт, когда они оба окажутся на небесах», — говорит художница на своём сайте.
Карстенсен постоянно работает над совершенствованием своего искусства. Она хочет, чтобы люди, глядя на её иллюстрации, сразу же понимали историю.
О своих работах она говорит:
«Я хочу, чтобы люди действительно сопереживали персонажам,… чувствовали реальность духовного, и, надеюсь, помогали людям в их преданности».
Лоррейн Ферьер живёт в пригороде Лондона, Англия, и пишет об изобразительном искусстве и ремёслах для The Epoch Times. В центре её внимания художники и ремесленники, в основном из Северной Америки и Европы, которые наделяют свои работы красотой и традиционными ценностями.
Источник: The Epoch Times