Найти тему
Протоиерей Андрей Ткачев

«Внимай себе. Остальное тебе душевредно»

фото взято из открытых источников
фото взято из открытых источников

Я хочу рассказать одну историю преподобного и богоносного Антония Великого, египетского человека, с именем которого связано возникновение монашества — особого рода подвижничество. 

 

Этот чудный человек был примером для всех тех, кто жил в его эпоху. Многие приходили, чтобы даже просто посмотреть на него. Многие, приходя, получали благословение и вразумление, мудрую подсказку или совет, многие исцелялись. 

 

Этот человек, многие годы проведший в безлюдной пустыне, наедине с самим собой, претерпевший жуткие бесовские искушения, преодолевший голод, страх и многие другие трудности, после своего подвижничества был крепок, приятен на вид, всегда улыбчивый, объятый Богом и посвящённый в тайны. 

 

И вот к нему часто стекались люди, чтобы пообщаться с ним, побыть рядом с ним. Это закон жизни, который выражается в одном из псалмов: с преподобным — преподобен будешь, с нечестивым — развратишься. 

 

То есть, приближаясь к людям, мы впитываем их качества. Общаясь с добрыми людьми, мы перенимаем у них хорошие качества, и, наоборот, контактируя со злыми, мы невольно заражаемся их пороком. 

 

Однажды к Антонию шли люди через пустыню. По дороге эти двое мужчин ослабели, были обезвожены, и один из них скончался. Второй тоже был почти при смерти. Антоний, стоя на молитве, услыхал от Бога повеление — послать кого-либо в пустыню и спасти человека от смерти. Антоний повелел сделать это находившимся близ него монахам. Те побежали, нашли мёртвого и похоронили. А еле живого освежили водой и привели к Антонию. 

 

И здесь возникает вопрос: почему же преподобный не спас обоих? Почему одному только выпало быть спасённым от страшной смерти в пустыне? 

 

Ответ таков: святым дано много, но не всё. 

 

И воля Божья была в том, что одному суждено было умереть в пустыне, а второму — быть спасённым. Человек святой, хоть он и свят, но он тоже — орудие в руках Божьих. А спорить с Богом человеку бесполезно. Мы не можем постичь всей глубины Его мысли. И Господь не обязан нам её объяснять. 

 

Итак, даже самые великие святые (куда уж нам, простым) должны знать предел своих дерзаний, предел своих мыслей, предел своих вопросов, которые они обращают к Богу. Мы не можем советовать Господу, как править миром. Мы должны смиренно принимать те или иные, пусть непонятные для нас, действия Его промысла. 

 

Тот же преподобный Антоний Великий однажды на молитве спрашивал Господа о том, почему многие умирают в младенчестве, а многие доживают до глубокой старости? Почему злодеи живут и пользуются роскошью, удовольствием, наслаждением жизни, а некоторые праведники не имеют даже пропитания? Почему некоторые люди наказываются за малые провинности сурово, а некоторые за жестокие преступления и тяжкие грехи не получают, по-видимому, никакого наказания? Почему так происходит в жизни? 

 

Это мучило преподобного Антония. Уйдя от людей в пустыню, живя в полном одиночестве, он переживал о всех живущих в миру, молился о них. И вот Антоний горячо молился Богу, чтобы открылась ему эта загадка жизни. И вот что ответил ему Господь: 

 

«Антоний, внимай себе. Остальное тебе душевредно». 

Внимай себе. То есть будь внимателен к своим делам. Причём это Господь сказал человеку добродетели и заслуги которого превосходят добродетели и заслуги тысячи человек, собранных вместе. 

 

Вопрос о хитросплетениях жизни, о её непонятностях мучает каждого из нас. Почему этому позволено, а этому нет? Почему этот безнаказанный, а на этого, безвинного, сыпятся все проклятья? Эти вопросы мучают каждое сердце. 

 

И вот Господь ответил Антонию… Внимай себе. 

 

Эта трепетная история из жизни святого человека, говорящая о том, что даже великие святые — это люди, у которых есть свой предел и своя мера, которым Господь открывает многое, но не всё. 

 

Это значит, что, как говорит святой Исаак Сирин, совершенство совершенных воистину несовершенно. То есть и у святых есть недостатки, как существуют и пятна на солнце, и святые знают не всё. 

 

Поэтому, когда мы обращаемся к ним в молитвах или ищем их на земле живущими для того, чтобы получить совет, подсказку, помощь, исцеление, благословение, мы должны знать, что источником всех благ является Господь. Человек, как бы он ни был талантлив, как бы он ни был умён, как бы он ни был чудотворен, остаётся человеком. 

 

Вся мудрость человеческая заключается в одной короткой фразе: 

 

«Да будет воля Твоя». 

Смириться перед волей Божьей. Чувствовать, что она всегда благая, всегда угодна, всегда совершенна. Знать, что мы до конца не постигаем её глубины, поскольку не можем пересчитать песок морской и взвесить волны всех морей. Есть вещи, которые нам абсолютно недоступны. 

 

В откровениях Иоанна Богослова сказано, что даже ангелы в Царствии Божьем не всегда понимают, что происходит там. Даже им бывают непонятны действия Божии — и гнев, и терпение. 

 

Поэтому нам надо смиряться, знать меру, знать, что Господь знает всё, а мы — лишь малую часть, которую Он нам открывает.