Холдинг S8 Capital приобрел очередного производителя автомобильных шин. На этот раз были выкуплены активы японского Bridgestone в Ульяновске. Подробностей сделки нет, однако она была ожидаема. Что будет делать S8 Capital с новыми активами?
Для S8 Capital приобретение активов японцев из Bridgestone — уже третья подобная сделка. До этого холдинг Армена Саркисяна забрал активы немецкого Continental в Калуге и российского «Кордианта» в Ярославле и Омске. Таким образом, S8 Capital теперь в теории может выпускать почти 16 млн шин в год, это второе место после «Татнефти», купившей финский завод Nokian. Мощности нового Ikon Tyres составляют 17,5 млн шин в год. На третьем месте бывший актив «Татнефти» — «Нижнекамскшина» — 15 млн шин.
В S8 Capital неожиданный конгломерат из трех компаний по производству шин характеризуют так: «Мы видим значительную синергию между шинными активами, в том числе в отношении НИОКР, и планируем развивать кооперацию между промышленными площадками холдинга». Японцы, к слову, показали себя с наилучшей стороны — на российском рынке они работали почти 25 лет. Завод Bridgestone в Ульяновске был рассчитан почти на 2,5 млн шин в год, инвестиции в производство составили около 12,5 млрд рублей. И японцы хотели их наращивать, в конце 2021 года сообщали, что завезли новое оборудование, были большие планы. В марте прошлого года их пришлось отменить и приостановить работу завода, напоминает «Коммерсантъ». Но рабочих на улицу никто не выгнал, говорит корреспондент газеты «Коммерсантъ» в Ульяновске Сергей Титов:
Сергей Титов корреспондент газеты «Коммерсантъ» в Ульяновске «Сами владельцы Bridgestone не хотели широко афишировать как-то там деятельность. Изначально Bridgestone повел себя достаточно логично и решил все изменения провести максимально мягко, в мягком режиме. То есть выпуск продукции он прекратил. Но предприятие продолжало действовать в замороженном состоянии, поддерживалась его работоспособность просто, а необходимые специалисты, те, которые должны быть постоянно для того, чтобы поддерживать предприятие в рабочем состоянии, они заходили. Всем остальным продолжала выплачиваться зарплата, коллектив полностью сохранен. О чем и были первоначальные переговоры нашей региональной власти с руководством Bridgestone. Дальше они очень долго просто ждали согласования вариантов сделки».
Согласно условиям сделки с Bridgestone, торговые марки и бренд новому собственнику S8 Capital не передаются. Это, скорее всего, означает скорое появление нового бренда. Сумма сделки холдинга с японцами не называется. Аналитики считают, что это 7-10 млрд рублей по аналогии со сделкой с Continental. Могут быть и кардинально другие, неожиданные варианты — как самой сделки, так и ее последствий. Некоторые перечисляет вице-президент Автомобильной сервисной ассоциации Александр Казаченко:
— По идее, цена должна быть заниженная, потому что этот завод никому не нужен, а деньги нельзя вывести из России, поэтому цена покупки может быть такой же, как несколько заводов купили за 1 доллар.
— Что это в итоге будет?
— Новый бренд будет для того, чтобы не попасть под вторичные санкции Bridgestone у себя на родине, к примеру, можно технологию в Китае купить под другим названием на том же заводе Bridgestone при необходимости, а название будет другое.
— Это только насыщение внутреннего рынка или возможен выход на зарубежные?
— Я думаю, внутренний рынок. Как компания из России в условиях санкций выйдет на внешний рынок? И объем производства не тот. Российский рынок плюс Белоруссия, Казахстан, Киргизия — страны СНГ.
— Сделку расцениваете как закономерную?
— Конечно, закономерная. Bridgestone несет здесь убытки, обслуживая неработающий завод, зачем он им нужен?
Сам холдинг S8 Capital, к слову, этой весной приобрел сразу три предприятия Bosch в Саратовской области — по производству свечей зажигания, электроинструментов и котлов отопления. Кроме того, компания скупила производителей лифтов Otis и Kone. А в первую очередь S8 известна вообще брендом «Столото». Теперь еще и три производителя покрышек. Вот такая диверсификация.