Найти тему
Телеканал "78"

В Москве-то хорошо: что ждёт рынок ресторанов и гостиниц в Петербурге

Коллаж 78.ru: freepik.com/drobotdean; KamranAydinov, flaticon.com/srip
Коллаж 78.ru: freepik.com/drobotdean; KamranAydinov, flaticon.com/srip

Московские защитники прав рестораторов и отельеров считают, что 2023 год стал позитивным для отрасли. У предпринимателей появились допресурсы для развития за счёт упрощения налогообложения и российских туристов, теперь путешествующих по регионам. Петербургские участники рынка видят картину в несколько ином свете.

Сразу несколько причин для новой волны развития ресторанного и гостиничного бизнеса перечислили московские омбудсмены на подведении итогов развития отраслей за 2023 год. Конкретных цифр именно по общепиту не называли, но утверждали: всё идёт в крайне позитивном ключе, в сферы потянулись инвесторы.

Так, например, за 2023 год в России заработали 50 гостиниц уровня 5 звёзд, а вот на новогодние праздники в Москве уже невозможно забронировать номера в принципе.

Разбираемся с участниками петербургского рынка, как ситуация обстоит в Северной столице на самом деле.

Чтобы не сидеть больше вместе?

Как напомнила уполномоченный по защите прав предпринимателей в Москве Татьяна Минеева, турпоток внутри России по данным лета 2023 года вырос на 12%. Это ещё плюс 17 млн поездок туристов.

— Ещё к нам (в Москву — прим. редакции) приехали 25 тыс. китайских туристов. То есть, это не только развитие внутреннего туризма, но и наши гости из других стран.
В целом мы год заканчиваем на позитивной ноте, как я замеряю настроение предпринимателей. Идёт вектор на импортозамещение, очень много высвободилось ниш. И наша задача — направить каждого предпринимателя в нужное русло, — подчеркнула она.
Фото: Cao Yang/globallookpress.com
Фото: Cao Yang/globallookpress.com

Общественный омбудсмен по ресторанному бизнесу Сергей Миронов согласился с тем, что внутренний туризм внёс свою лепту в развитие ресторанной отрасли, так как путешественники деньги тратят и в ресторанах.

— Ресторанный бизнес находится на очередном этапе развития. 2022 год был такой пограничный, но позитивный. А 2023 очень позитивный, — повторил он мысль коллеги.

Как пояснил Сергей Миронов, краеугольным фактором для рестораторов были налоги. Так, до 2022 года при росте годовой прибыли до 200 млн рублей для предпринимателей начинала действовать ставка НДС в 20%. После чего бизнес переставал быть рентабельным, и его оставалось только закрывать.

— Инвесторы сказали в какой-то момент: «Мы не хотим инвестировать бизнес, у которого нет шансов на развитие. Вот будет порог в 200 млн, а потом ты начнёшь обманывать государство, а мы вместе с тобой, а потом вместе сидеть?», — рассказал Сергей Миронов.

В 2022 году ставка для тех, у кого прибыль превышает 200 млн, но не перешагивает за порог в 2 млрд была обнулена.

— В 2022 году все посмотрели, как отмена НДС работает. А в 2023 году всё больше и больше денег полилось. На сегодняшний день развитие ресторанного бизнеса обусловлено этой причиной: оптимизацией налогов, — заверил омбудсмен.

Такая же история

Общественный уполномоченный по управлению активами в сфере гостеприимства Вадим Прасов признался, что для гостиниц произошла аналогичная история с внутренними туристами и отменой 20% НДС в 2022 году.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Так, раньше 30—40% клиентов отельеров были иностранцами, теперь этот показатель намного ниже.

— По загрузке сейчас мы вышли на допандемийный уровень. В Москве, например, нет номеров на новогодние праздники с 30 декабря и до 8—9 января. Ряд отелей, кто не смотрел раньше на Новый год как источник выручки, переориентировались, — отметил он.

По словам Вадима Прасова, сейчас идёт речь об упрощении механизма выдачи электронных виз для 55 стран, из которых ждут гостей.

Общественный омбудсмен в сфере управления активами Дмитрий Шлопак заверил, что 90% клиентов — это теперь россияне, но есть и гости не только из Китая, Ирана, Турции, но и даже ЕС.

— Загрузка на праздники бьёт рекорды. И так не только в Москве. Так во всех регионах, — отметил он.

По данным Дмитрия Шлопака, в 2023 году в целом по РФ было открыто 50 гостиниц уровня 5 звёзд.

Что говорят цифры

Как рассказала 78.ru руководитель отдела торговой недвижимости NF Group в Петербурге Анна Лапченко, на 75 основных центральных торговых улицах Москвы в формате стрит-ретейла за 2023 год было открыто 179 заведений общественного питания, в 2022 — 140.

В Северной столице открылось 89 точек, что на 11% больше значений допандемийного 2019 года, когда запустили 80 заведений, но на 9% меньше 2022 года (98 открытий).

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Для Петербурга по центральными локациями эксперт подразумевает основную часть Невского, Старо-Невский, Большой проспекты, Петроградскую сторону, Большую Конюшенную, улицы Восстания и Маяковского, Кирочную, Жуковского, Некрасова, Рубинштейна.

Заместитель директора департамента торговой недвижимости Nikoliers Юлия Кузнецова привела данные, согласно которым в 2019 году в Петербурге запустилось 46 заведений в стрит-ритейле, в 2022-м — 52, в 2023-м — 40.

По ключевыми коридорами эксперт понимает Большую Конюшенную, Большой проспект Петроградской стороны, Невский, Старо-Невский проспекты и Рубинштейна.

Как подчёркивают аналитики, в отношении с классическими гостиницами в Северной столице есть своя специфика и уникальность. В городе более популярно проживание в апарт-отелях.

Партнёр, региональный директор департамента консалтинга и аналитики NF Group Ольга Широкова отмечает, что в 2019 году в Петербурге появилось восемь гостиниц, в 2022-м — всего две, в 2023-м — четыре.

— В Петербурге число открытых в 2023 году номеров в апарт-отелях превышает число новых гостиничных юнитов в 17 раз. Ежегодное увеличение доли апарт-отелей обусловлено высокой лояльностью аудитории к такому формату проживания. В перспективе нескольких лет предложение будет преобладать над классическими гостиницами, а весь сегмент будет распределён между несколькими крупными сетевыми операторами, — дала прогноз она.
Фото: freepik.com/katemangostar
Фото: freepik.com/katemangostar

Юлия Кузнецова приводит данные о запуске с начала года отелей Station Premier N47 4*; Station Premier S12 4*, Helen Hotel 4*, Boutique 59 4*.

— В ближайшее время ожидается открытие Cosmos Selection на Итальянской улице и DOMINA Пулково Отель на Пулковском шоссе, — сообщила она.

Определённый позитив есть, но…

Опрошенные рестораторы признают, что обнуление НДС оказало существенную помощь рынку, он «обелился», а его участников с такой просьбой наконец-то услышали. При этом бизнесмены опасаются, что на этом позитив заканчивается.

Соавтор концепций брендов ресторанов «Пхали Хинкали» и «Хачо и Пури» Максим Кораблёв-Дайсон призывает разделить истории об упрощении налогообложения и ростом показателей.

— На мой взгляд, рост произошёл за счёт подъёма цен и увеличения зарплат. Это один момент, все помнят, как продукты стремительно дорожали. Да, конечно, все стремились снизить себестоимость, но бесконечно это было делать нельзя, — подчеркнул он.

По данным ресторатора, сейчас 1 кв. м для точки общепита стоит в Петербурге 100 тыс. рублей. Таким образом, заведение в 300 кв. м обойдётся в 30 млн рублей.

С Кораблёвым-Дайсоном солидарен и директор по развитию проектов Beer Family Resto Group Наталья Митчина. Рост заведений общепита в Северной столице она не наблюдает.

— Росстат недавно заявил о том, что оборот предприятий общепита вырос на 8%. Но как это связано с количеством посетителей?
Цены меню в этом году выросли на 30—50%. Настолько же выросли расходы на зарплату персонала. А по факту посетителей стало на 20% меньше. Да, не растёт средний чек. Происходит это по следующим причинам: если раньше клиенты в основном брали салат, горячее блюдо и два-три бокала пива или две-три стопки крепкого алкоголя, то сейчас это только горячее и один бокал, либо одна стопка водки, — поясняет Наталья Митчина.
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

По её информации, стоимость запуска объекта в городе на 200—300 «метров» в зависимости от запросов собственника бизнеса обойдется в 30—200 млн рублей.

Создатель гастрономического пространства Balagan и ресторана «Огниво» Андрей Перцев считает, что количество открытий сильно замедлилось. Рынок стал крайне бережно относиться к инвестициям. Вход на него стало намного дороже: растут себестоимость, расходы на строительство, коммуналку.

— Тот же объём инвестиций для старта проекта вырос в цене вопроса по деньгам на 40%. И чем меньше объект по площади, тем больше денег надо на его запуск.
Ситуация не позитивна, а критична на самом деле, — констатировал он.

Останемся без новых гостиниц?

Отельеры настроены более оптимистично, они видят рост по клиентам, на Новый год в Петербурге тоже всё «раскуплено», но призывают не ждать бума в ближайшие годы.

Как отмечает владелец гостиницы «Гельвеция» Юнис Теймурханлы, девелоперский цикл длится в гостиничном бизнесе 5—7 лет, а сроки окупаемости проектов составляют 17—20 лет.

— Поэтому в самой ближайшей перспективе проектов мы не увидим: такие условия устраивают далеко не всех инвесторов. Это не будет массовый поток.
То, что открыто 50 гостиниц 5* в целом по России — это хорошо, но всё это по нормальным меркам — капля в море.
Рост по клиентам, подтверждаю, есть. Да, теперь непосредственно перед праздниками, выходными, детскими каникулами и в Петербурге ничего приличного забронировать нельзя. Лично у нас Новый год «раскуплен» тоже, — констатирует он.
Фото: freepik.com/lifeforstock
Фото: freepik.com/lifeforstock

Владелец «Павловских апартаментов» Валерия Фенько считает, что даже с отменой НДС «золотым и перспективным» гостиничный бизнес не стал. Существенно выросли затраты на ремонт и содержание объектов, зарплаты персоналу, а в самой сфере наблюдается катастрофический кадровый голод.