У большинства любителей рок-музыки имя бас-гитариста Федора Васильева ассоциируется в первую очередь с названием КРУИЗ. И надо сказать, это вполне закономерно и справедливо. Ведь именно в составе трио КРУИЗ Федор приобрел известность и заслужил репутацию одного из лучших отечественных бас-гитаристов. – Именно трио КРУИЗ во второй половине 80-х – начале 90-х годов гремело (и в прямом, и в переносном смысле) по стране, собирая многотысячные аншлаги на всей территории, тогда еще, СССР. Именно этот коллектив в 1987 году совершил настоящий прорыв на Запад, записав и выпустив в Германии на лейбле WEA свой первый англоязычный альбом. Именно это трио прославилось и запомнилось яркими, зрелищными концертными выступлениями и не менее яркой и эффектной игрой каждого его участника.
С момента распада группы прошло более десяти лет, но, как выяснилось, вопреки, казалось бы, всякой логике, у трио КРУИЗ по-прежнему существует целая армия поклонников (причем не только отечественных, но и зарубежных), которые помнят и любят этот коллектив до сих пор! Совсем недавно для них был сделан большой подарок – впервые после долгого перерыва трио КРУИЗ выпустило новую запись – промо-CD, состоящий из проверенных временем «боевиков» группы, сыгранных в новых аранжировках. Выпуск этого диска породил буквально лавину интереса и слухов о возрождении легендарного трио: Гаина-Ефимов- Васильев. И этот интерес был отличным поводом встретиться с Федором Васильевым и подробно побеседовать с ним на многие, интересующие как фанов, так и бас-гитаристов, темы.
Федор доброжелательный и открытый для общения человек, охотно согласился на этот разговор, и результат нашего с ним общения сейчас перед вами. Конечно же, наибольшая часть интервью посвящена игре Фёдора Васильева в составе КРУИЗА, но я надеюсь, вам также будет интересно узнать и о некоторых других аспектах его музыкальной деятельности. Ведь за период, прошедший с момента распада трио, игра, стиль и взгляды Фёдора изменились, обретя новое, зрелое качество, соответствующее требованиям и духу сегодняшнего времени.
– Федор, привет! Расскажи, с чего начались твои занятия музыкой?
– В первом классе обычной общеобразовательной школы родители, как это было принято в то время во всех добропорядочных семьях, отдали меня в музыкальную школу учиться на пианино. Это был самый престижный по тем временам инструмент, и обучение на нем стоило безумных денег – около 25 рублей в месяц, что по советским меркам было очень дорого. А поскольку мои родители были простые рабочие люди, – это был весьма ощутимый удар по семейному бюджету. Хорошо, что дома был свой инструмент, и не нужно было тратиться еще и на прокат.
– В одном из интервью ты, однако, сказал, что закончил две музыкальные школы.
– Все просто. Классу к третьему я понял, что пианино ненавижу всеми фибрами своей души. Но поскольку на мое обучение были уже затрачены достаточно серьезные деньги, то матушка – человек весьма строгий и волевой – запретила мне бросать учебу. И тогда я в отместку совершил своеобразный, абсолютно не осознанный акт детского протеста – пошел и поступил учиться в другую музыкальную школу на тромбон. Причем выбор инструмента был сделан мной абсолютно «от фонаря». Дело, правда, упрощалось тем, что тромбон, в отличие от пианино, в восприятии людей был не таким уж престижным инструментом, и обучение на нем стоило намного дешевле, – разница по сравнению с обучением на пианино была огромная. Таким образом я стал учиться в трех школах одновременно – средней общеобразовательной и двух музыкальных.
– С чего же началось твое увлечение рок-музыкой?
– В школе у меня был одноклассник, отец которого работал военным перевозчиком, и в силу специфики своей работы постоянно мотался за границу. Как на удачу, отец этого одноклассника коллекционировал пластинки, и именно у него я впервые услышал рок, – это был альбом DEEP PURPLE “In Rock”. Дома у них стояла совершенно «заоблачная» по тем временам техника: стереоусилитель, «чумовые» колонки Siemens, обалденный стереомагнитофон Uher плюс вертушка для пластинок. Вся эта аппаратура стояла в маленькой восьмиметровой комнате, и когда мой друг «дал все ручки вправо» на усилителе, у меня просто «башню снесло» от счастья. [смеется] Я испытал такие эмоции, которые в занятиях классической музыкой вообще не затрагивались.
В результате мы с другом стали, в промежуток между занятиями в школе и моими занятиями в двух «музыкалках», собираться у него дома и слушать пластинки. У меня было минут сорок-пятьдесят свободного времени, за которое мы успевали послушать один альбом, после чего я, с выпученными глазами и «шальной» головой ехал на занятия в музыкальные школы. Это было очень веселое время. К пятому классу я уже знал на слух все пластинки DEEP PURPLE, NAZARETH, SLADE, T-REX, PINK FLOYD, а наизусть – названия всех альбомов и песен этих групп.
– И так ты «заболел» громкой музыкой?
– Да, с этого все и началось. В то же время у другого моего одноклассника был старший брат, который играл в ВИА на гитаре. И однажды этот одноклассник позвал меня к себе домой, посмотреть на звукосниматель за девять рублей, который его брат себе купил. [смеется] Тут я понял, что есть возможность приобщиться к электрическим музыкальным инструментам. В результате мне была куплена гитара, и я начал учиться на ней играть. Сразу же скажу, что на гитаре я до сих пор играю весьма невнятно – ведь бас-гитара и гитара – это абсолютно разные инструменты.
– А как ты решил стать бас-гитаристом?
– В середине семидесятых очень модны были «Концерты мастеров искусств» – своеобразные сборные «солянки», которые проходили, как правило, в ГКЗ «Россия». Это был большой концерт из двух отделений. В первом отделении, например, были и балет, и хор, и «кто-то вышел, что-то про партию спел». Во втором – цирковые номера, пантомима, «хазановы» всякие и т. д. А в конце обязательно играл какой-нибудь вокально-инструментальный ансамбль.
На один из таких концертов я случайно и попал. Сижу, смотрю все эти «номера», с ощущением, что это какой-то полный кошмар. Однако в заключение концерта выкатываются Биги, выходит ВИА, и люди начинают «вживую» играть – слава богу, тогда никаких «фанер» не было. Я помню, сижу и думаю: «Вот клавишником мне быть точно не хочется. Барабанщиком?... – тоже не мое. Кем быть? – бас-гитаристом или гитаристом?» И тут я понимаю, что гитаристу, грубо говоря, для того чтобы сорвать аплодисменты зала, особо и делать-то ничего не надо – вышел, «фуз» нажал, и все упали в обморок. «А вот бас-гитаристу что же нужно сделать, чтобы ему зааплодировали? – Это ж каким музыкантом надо быть!» И совершенно сознательно, – я очень хорошо помню этот момент, – у меня появляется мысль: «О! Вот – это как раз тот инструмент, в занятиях на котором нужно приложить достаточно усилий и воображения, чтобы публика тебя в коллективе заметила и выделила». Именно в этот самый момент я принял решение – буду бас-гитаристом!
– И что же было дальше?
– А дальше я поехал в замечательный пионерский лагерь от военно-воздушной академии им. Жуковского, в котором по тем временам был «полный порядок» с деньгами и где была аппаратура, на которой играли ребята из старшего отряда. Вдобавок ко всему, рядом находилась военная часть, в которой был штатный армейский вокально- инструментальный ансамбль, на репетиции которого я частенько бегал. На концертах этот ансамбль исполнял, конечно же, песни типа «И Ленин такой молодой», а на репетициях, когда отсутствовало начальство, они для себя играли DEEP PURPLE и LED ZEPPELIN, что, опять же, очень сильно «вставляло».
– А когда ты впервые взял в руки бас-гитару?
– Бас-гитару впервые в руки взял году в 1974-м – в то время я ходил в четвертый класс. Я как раз вернулся из пионерского лагеря, в школе начались занятия. И осенью к нам пришел какой-то массовик-затейник. За определенную плату от дирекции он ставил музыкально-патриотическую постановку минут на тридцать, – тогда это тоже было модно: приходил баянист, ставился хор из «способных мальчиков и девочек» и разучивалась какая-то полная ахинея. Разумеется, никто из учащихся просто так, «за красивые глаза» участвовать в этом не хотел. И тогда этот массовик-затейник предложил нам своеобразную сделку. У него в ПТУ был полный комплект аппаратуры: усилители, барабаны, электрогитары и, конечно же, орган «Юность». [смеется] И он нам предложил – вы участвуете в моей постановке, но зато вечером, три раза в неделю по полтора часа у меня на базе «играете в рок-музыку». Мы, конечно же, согласились, и у меня появилась возможность более-менее регулярно общаться с инструментом. Это был какой-то чешский бас, название которого я уже не помню.
Автор интервью Сергей Хлебников.