Полицейское кэндо известно своей свирепостью, которая является результатом тесной связи между суровыми обязанностями и практическим использованием кэндо. Учение Оно-ха Итто-рю оказало значительное влияние на это реалистичное кэндо, и во второй части этой статьи 18-й сокэ Оно-ха Итто-рю и инструктор по кэндо столичного полицейского управления Ябуки Юдзи сихан расскажет о взаимосвязи между кэндо и принципами Итто-рю, как это показано на примере кириотоси.
Ябуки Юдзи, 18-й сокэ Оно-ха Итто-рю, инструктор отдела обучения кэндо столичного департамента полиции, 7-ой дан кэндо, кёси, 3-й досю (председатель) Рэйгакудо. Ябуки Юдзи родился в Иваки, префектура Фукусима, 2 февраля 1970 года и поступил на службу в столичное полицейское управление в 1992 году. В 1993 году он был назначен кандидатом на участие во внешних соревнованиях по кэндо столичного полицейского управления. В 1995 году он сдал экзамен по специальности «Боевые искусства» и изучал кэндо и Оно-ха Итто-рю в специализированной школе боевых искусств Столичного департамента полиции. Начиная с 1997 года, он последовательно работал помощником инструктора по кэндо в полицейском участке Китадзава, полицейской академии, 7-м отряде спецназа и отделе общего образования, а в 2019 году его повысили до должности инструктора в отделе обучения кэндо, которую он занимает по сей день. В 1998 году он стал учеником 17-го сокэ Оно-ха Итто-рю Сасамори Такэми, а 1 октября 2017 года Сасамори Сокэ назначил его 18-м главой школы. Он посвятил свою жизнь тому, чтобы стать воплощением идеала «энман» (достижение мастерства через всестороннее развитие), завещанного его предшественником.
ПОЛИЦЕЙСКОЕ КЭНДО И КОРЮ КЭНДЗЮЦУ
Начиная с периода Мэйдзи, когда была организована современная полиция, она в значительной степени полагалась на кэндзюцу (кэндо). С распадом самурайского сословия в результате Реставрации Мэйдзи и Указа о запрете мечей (廃刀令 хайто-рэй) от 28 марта 1876 года кэндзюцу оказалось на грани упадка. Однако благодаря активной роли, которую правительственные войска Баттотай с мечами сыграли в следующем, 1877 году, в восстании Сацума, репутация кэндзюцу была возрождена в полицейском управлении. Тогдашний начальник полиции Кавадзи Тосиёси опубликовал свой «Аргумент в пользу восстановления Гэккэн», в котором четко заявил о своём намерении продвигать кэндзюцу в полиции. В 1879 году в Школе подготовки офицеров полиции было создано додзё, сиханы кэндзюцу были наняты для руководства гэккэн, и полиция стала центром развития кэндо.
И сегодня полиция сделала кэндо, наряду с дзюдо и техникой задержания, важной частью обучения полицейских. В этом интервью у нас была возможность расспросить Ябуки Юдзи, выдающегося члена Специального учебного отряда кэндо (Токурэн) и 18-го сокэ Оно-ха Итто-рю, о связи между полицейским кэндо и корю кэндзюцу (классическим фехтованием), о различиях и сходствах между их техниками, а также попросить его продемонстрировать некоторые из них.
ОТ КЭНДО ТОКУРЭН ДО ОНО-ХА ИТТО-РЮ
Мы посетили Ябуки сихана в Рэйгакудо, кэндо-додзё с упором на классические боевые искусства, которое было построено как додзё и церковь (церковь Комаба Эдем) - возможно, единственная в своем роде во всей стране!
Даже среди полицейских о сотрудниках специального учебного отряда технического отдела (Дзюцука Токубэцу Кунрэн или Токурэн) говорят, что они принадлежат к необычному отделу. В случае с «Кэндо Токурэн», его цель - сосредоточиться на кэндо, практикуемом в Техническом отделе, и победа в соревнованиях является важной профессиональной обязанностью. В будущем эти офицеры будут работать помощниками инструкторов по кэндо в полицейских департаментах - путь, к которому стремятся сильные кэндоки в непрофессиональном мире кэндо. Однако у Ябуки Сокэ отношение к кэндо Токурэн несколько иное.
«Впервые я столкнулся с кэндо, когда учился в четвертом классе начальной школы, но серьёзно заниматься начал в младшей школе. До старшей школы я был членом клуба кэндо и занял первое место на турнире в префектуре, но после этого я не участвовал ни в каких других турнирах».
После окончания школы Ябуки Сокэ некоторое время работал в частном секторе в своём родном городе Фукусима. Позже, по рекомендации полицейского чиновника, который помогал ему в кэндо, он стал работать офицером полиции в столичном полицейском управлении (MPD), но на должности, которая была несколько далека от кэндо.
«Меня выбрали в качестве спортсмена на ежегодном турнире по кэндо между полицейскими департаментами. Так получилось, что я хорошо выступил на этом турнире и занял первое место. Тогдашний шеф приказал мне пойти тренироваться в Токурэн, и я начал заниматься в штаб-квартире, и многие из тренировавшихся вокруг меня людей принимали активное участие в соревнованиях национального уровня. Честно говоря, были моменты, когда я думал: «Неужели мне действительно можно здесь находиться?»».
Именно во время обучения полицейскому кэндо он также познакомился с Оно-ха Итто-рю. Чтобы стать помощником инструктора по кэндо, необходимо поступить в специализированную школу боевых искусств и получить основательное образование в области кэндо. Частью этой программы был курс Оно-ха Итто-рю, и это был его первый контакт с этой школой. С предыдущим сокэ Сасамори Такэми он познакомится чуть позже, случайно.
«После окончания специализированной школы боевых искусств я был переведен из штаб-квартиры Токурэн и стал помощником инструктора по кэндо в полицейском участке Китадзава. В то время додзё Рэйгакудо находилось на реконструкции, и они спросили, можно ли арендовать кэндо додзё полицейского участка Китадзава. Благодаря этому удачному случаю я встретил Сасамори сэнсэя и стал учеником Итто-рю».
По мере того как росла его практика в Оно-ха Итто-рю, Ябуки Сокэ чувствовал, что многие сомнения, которые он испытывал по поводу кэндо, рассеиваются.
«Одной из причин, по которой я вступил в Итто-рю, было то, что мне было трудно заставить своё кэндо работать в штаб-квартире Токурэн. Полагая, что мне нужно пересмотреть своё собственное кэндо, я решил, что сделаю это с помощью практики Итто-рю. Смысл камаэ (позиции), использование омотэ и ура (открытое и скрытое), расположение кончика меча и другие вещи, над которыми я до этого момента задумывался, были решены во время практики Итто-рю. С мыслью «Если я продолжу заниматься этим, изменит ли это мое кэндо?» я продолжил тренировки в Рэйгакудо».
ЦЕЛЬ ПОЛИЦЕЙСКОГО КЭНДО
Кэндо, практикуемое в полиции, иногда называют «полицейским кэндо» (кэйсацу кэндо). Хотя оно не имеет существенных отличий от кэндо, практикуемого студентами или корпоративными командами, существуют некоторые правила, уникальные для полиции, например, что во Всеяпонском чемпионате полиции индивидуальные соревнования проводятся до первого очка (иппон сёбу) без ограничения по времени, и во время схватки разрешены подсечки (аси барай) и т.д.
«Полицейская практика кэндо очень интенсивна. Защита людей от преступников - важная обязанность при службе в полиции, и именно в этом контексте разрешены подсечки ногами. Они являются пережитком старых схваток. В кэндзюцу, если бы вы сражались со злодеем, вы поставили бы на карту свою жизнь, чтобы уничтожить его. То же самое происходит и сегодня, когда иногда нам приходится жертвовать своей жизнью. Вот на каком фоне мы тренируемся, и вот почему эта практика жестокая».
Полицейские, тренирующиеся в штаб-квартире Токурэн, обычно занимаются боевыми искусствами, и победа в соревнованиях - важная часть их обязанностей. Однако они служат в отряде по борьбе с беспорядками, и поэтому, когда их вызывают, они спешат на место происшествия. Находясь на передовой в чрезвычайных ситуациях, результаты их ежедневных тренировок подвергаются испытанию. Одно из правил полицейского кэндо, иллюстрирующее его суровость, - подсечка, которая, хотя и считается фолом по обычным правилам кэндо, разрешена в полицейском кэндо, но только для области ниже лодыжек. Когда вы находитесь в очень тесном окружении, например, в ситуации цуба-дзэриай, это вполне допустимая техника, и Ябуки Сокэ был достаточно любезен, чтобы продемонстрировать нам, как она на самом деле практикуется. В момент, когда два синай сведены в цуба-дзэриай, вы сметаете переднюю ногу противника, одновременно толкая соединенными синай, и это позволяет легко сломать позицию противника. Если удар наносится, когда противник падает, это является допустимым моментом в полицейском кэндо. В довоенном кэндо разрешались подножки и захваты с использованием мэн (маски на лице), так что создавалось впечатление, что техники дзюдзюцу являются частью нападения и защиты в кэндо - очень практичное кэндо на самом деле.
«Когда есть вероятность подсечки, не стоит бездумно входить в цуба-дзэриай. В настоящем бою на мечах, где вы используете настоящие мечи, которые разрубят вас в момент соприкосновения, невозможно долгое время оставаться со сцепленными мечами. А в полицейском кэндо, где разрешены подмахивания ногой, вы не можете бездумно входить в цуба-дзэриай, потому что ваша нога будет подмахивать в тот момент, когда вы вступаете в бой».
Следите за своим цуба-дзэриай! Подсечка в полицейском кэндо
Сэн Сэн-но Сэн: Полицейское кэндо, Итто-рю и учения о дистанцировании
Техники полицейского кендо выглядят как переходные образы от смены кэндзюцу к кэндо, времени, когда люди открыто сражались друг с другом, используя принципы и техники кэндзюцу. Хорошо разбираясь в этих принципах и техниках благодаря своей практике Оно-ха Итто-рю, Ябуки Сокэ также объяснил нам, что общего между полицейским кэндо и Итто-рю.
«В Токурэн меня окружало много первоклассных спортсменов, и у меня было много возможностей услышать, как они рассказывают о принципах кэндо. Когда вы сталкиваетесь с противником, чем ближе вы к нему подходите, тем более напряженным и негнущимся становится ваше тело, и в этом состоянии результат зависит от того, насколько вы сможете ослабить это напряжение. Вы сокращаете дистанцию с духом самоотдачи, вы чувствуете момент, когда можешь раскрыть свою технику, и с самой короткой дистанции проходите сквозь своего соперника без остановки – все топовые спортсмены, с которыми я разговаривал, говорили то же самое».
С помощью Сэн Сэн-но Сэн вы оказываете давление на своего противника и создаете выигрышную ситуацию, прежде чем скрестить мечи. Это то, что и современное кэндо, и классическое кэндзюцу Итто-рю считают важным принципом. В тот момент, когда появляется возможность, вы наносите удар по противнику с кратчайшего расстояния, как в современном кэндо, или поднимаете меч и рубите его, как в корю. Есть различия в действиях в зависимости от оружия и обстоятельств, но обоснование перед скрещиванием мечей одно и то же.
«В кэндзюцу, как например в Итто-рю, вы поднимаете меч и наносите удар. Это движение становилось всё меньше с каждым переходом от Оно-ха Итто-рю к Наканиси-ха Итто-рю и Хокусин Итто-рю. В Хокусин Итто-рю движение ближе к современному кэндо. В обоих случаях вы либо оказываете давление на противника, либо он оказывает на вас давление с помощью Сэн Сэн-но Сэн, и эта разница, т.е. оказываете ли вы давление или принимаете его, делает движения, интервалы и силу техники совершенно разными. Хотя дистанция может выглядеть точно так же, результаты будут разными в зависимости от того, сможете ли вы победить с помощью Сэн Сэн-но Сэн или нет – это одно и то же, как в корю кэндзюцу, так и в современном кендо, и я думаю, что это интересный момент».
Учение Оно-ха Итто-рю (Суйгэцу-но курай, Юкэй/Мукэй-но маай, Сэн-но Сэн, Сэкка-но курай, Айути-но кати).
Хабики-но ката
Принципы корю, преподаваемые в «Кэндо Кёхон» (Столичный департамент полиции).
«Кэндо кёхон» (Руководство по обучению кэндо) - это техническое руководство по полицейскому кэндо, составленное отделом общего образования департамента полиции. В разделах «Первый базовый» и «Второй базовый» объясняются техники кэндо, но в третьем базовом разделе, как утверждается, содержится большая часть того, что считается техниками корю.
«Даже в полицейском кэндо «Третий базовый раздел» преподается тем, кто имеет, как минимум 6-й дан. Важные техники корю, такие как кириотоси из Итто-рю, преподаются людям, которые в дальнейшем становятся инструкторами. Каждый человек, который становится инструктором кэндо в полиции, изучает этот «Третий базовый уровень», и благодаря этому техники кэндзюцу передаются через полицейское кэндо».
Кириотоси, практикуемое в Оно-ха Итто-рю, - это разрубание меча противника и самого противника одним ударом, в то время как техника кириотоси, преподаваемая в полицейском «Третьем базовом курсе», - это кириотоси в том виде, в каком оно встречается в атаке и защите кэндо. Поскольку сложно выполнить технику кириотоси Итто-рю в том виде, в каком она происходит в атаке и защите кэндо, учеников изначально учат выполнять кириотоси и атаку в два удара. Например, когда вас атакуют в котэ (запястье) или до (корпус), вы выполняете кириотоси небольшим движении, а затем наносите контрудар мэн (в голову) - это движение в два удара отрабатывается плавно, с целью достижения движения в один удар. В Итто-рю это называется «Сэкка-но курай» («состояние, когда искра рождается от удара кремня о сталь»), и его учат использовать в атаке и защите кэндо.
Основы полицейского кэндо
- Третий базовый уровень: До – Кириотоси – Мэн
[Рассказывают, что Саймура Горо, создавший «Третий базовый уровень», мог выполнить эти движения, которые обычно выполняются в два такта, полностью за один такт. (Это учение «Сэкка но курай».)]
Когда два противника стоят лицом друг к другу в Сэйган камаэ, их позиция и дистанция одинаковы, но если есть какие-либо сомнения или нерешительность в их навыках владения мечом, появится некоторая открытость в их позиции или некоторая разница в их энергии для нанесения удара (это называется «юкэй/мукэй-но маай» или «материальный/нематериальный интервал»). Это состояние принятия Сэн-Сэн-но-Сэн, когда, если перед нанесением удара между двумя противниками есть разница в ки, тот, у кого ки ниже, будет побежден тем, у кого ки выше. Когда два противника наносят удары друг другу, находясь в этом состоянии, уступающий будет отставать на один удар, и тот, кто был более решителен с того момента, как они приняли свои камаэ, нанесет удар и выиграет благодаря этому удару. В Итто-рю это состояние называется «Разрубание после победы», а в полицейском «Третьем базовом уровне» оно преподается как «Исходная техника» («Окори вадза»), т.е. техника, которая применяется в тот момент, когда противник начинает двигаться, в источнике его движения.
- Третий базовый уровень: Окори - Мэн
[Наша техника будет меняться в зависимости от того, как мы воспринимаем начало движения противника. Лучше всего наносить удар, реагируя на начало атаки противника, до того, как она станет ощутимой]
Победа с помощью сэн-но сэн является необходимым условием, и Ябуки сокэ продемонстрировал технику, позволяющую кириотоси победить в этой ситуации при любой атаке, будь то мэн, котэ, цуки или до..
«Итто-рю учит, что против любой атаки нужно побеждать с кириотоси» - объясняет он. В кэндо атаки и защиты тоже не зависят от удара противника, если вы захватите его в самом начале, вы сможете победить с кириотоси, и Ябуки сокэ продемонстрировал нам, что кэндзюцу и кэндо основаны на одном и том же принципе.
- Третий базовый, Окори нодо цуки / Итто-рю Мукайдзуки
Победа, затем удар
«В Итто-рю учат, что вы не начинаете с применения техники, часто используется фраза «победить - потом атаковать»». Прежде всего, человек, которого вы должны победить, - это вы сами, и это действительно трудно сделать. Насколько терпеливым вы можете быть в ситуации, когда сталкиваетесь с противником? Как быть не испуганным и скованным, а расслабленным и спокойным? В кэндо тоже, если вы двинетесь первым, противник прочитает ваше движение, и вы получите удар. В тот момент, когда противник начинает свою технику, вы должны определить, какую технику вы будете использовать, и сразу же победить его.
«Хотя корю кэндзюцу традиционно передается через ката, я думаю, что существует вопрос, достаточно ли простого повторения формы ката, чтобы передать осознание интервалов и ментальных аспектов, которые существуют в них. Кэндо отличается от корю в плане техники: через соревнования кэндоки тренируют это чувство дистанции и ментальные аспекты, и я считаю, что эти незаменимые элементы, такие как понимание дистанции, положение, тактика и способ их использования, мы унаследовали от кэндзюцу. Я верю, что в наше время кэндзюцу и кэндо могут обучить нас принципам и техникам фехтования, дополняя друг друга. Я действительно в это верю».
После демонстрации Ябуки сокэ полицейского кэндо и Оно-ха Итто-рю мы не можем не думать о том, что в практическом кэндо для полицейских, готовых посвятить себя защите народа, живы и действуют принципы и техники кэндзюцу, которые развивались в боях на мечах, где люди отдавали свою жизнь на кону.
-Хосято Хассо
- Хакириай атарихося
Победа в кэндо за счёт кириотоси
Кириотоси с синаем в исполнении Ябуки сокэ. Чтобы не выполнять два удара (укэ-ути), в потоке движения вы делаете кириотоси на синай противника и в один удар наносите удар в голову. Одно из учений Итто-рю – «Айути но кати» («победа благодаря взаимному удару»).
Источник: The common thread between police kendo and Itto-ryu, tied to the rigors of real-world duty