Найти тему
Страницы истории

Они убили Распутина – и им ничего за это не было. Жизнь Феликса Юсупова в эмиграции

Как ни старались заговорщики не оставить следов убийства Распутина, выстрелы Пуришкевича на улице, завершившие дело, были услышаны – и не только соседями, но и городовым. Когда тот вошел в дом, то Пуришкевич, пьяный от свершенного, так и сказал – убили Распутина. На что городовой ответил: «Вы правильно сделали!». И честно признался, что если потребуют признаться под присягой, то он признается в том, что услышал, так как лгать – это грех. Участники убийства договорились придерживаться версии, что это пьяный Пуришкевич стал палить по собаке.

Отношение к убийству Распутина

Петербург бурлил от известия о смерти Распутина. Одни говорили, что его зарезали у цыган, другие связывали убийство с именем Феликса Юсупова - и поддерживали его в этом. Участники убийства вскоре стали настоящими героями. Так, одобрил свершившееся председатель Государственной думы Михаил Владимирович Родзянко. Звонили директора заводов и представители разнообразных предприятий и просили передать, что рабочие, если надо, готовы организовать для Юсупова охрану.

Но когда на следующий же день Феликс собрался ехать в Крым к родителям, то по указанию императрицы ему было велено остаться и ждать дальнейших распоряжений. Феликс решил поселиться у великого князя Дмитрия Павловича, чтобы держаться вместе.

Слухи разносились быстро, и уже на следующий же день после убийства Дмитрию Павловичу в Михайловском театре готовили по окончании спектакля устроить овацию, так что он уехал, не досмотрев представления. К слову, государыня поначалу именно его считала главным виновником убийства Распутина. По ее приказу Дмитрию Павловичу велено было не покидать стен его дворца. Фактически, это был арест, что было нарушением законодательства.

Другие члены царской семьи считали своим долгом нанести визит великому князю и передали, что Александра Федоровна требует расстрела для него и Феликса Юсупова. Ждали возвращения государя. Николай II приехал 1 января утром. Из Мемуаров Феликса Юсупова:

«Люди из свиты его говорили, что в ответ на весть об убийстве не сказал он ни слова, но стал на удивленье весел. Подобной веселости не видели в нем с начала дойны. Он, несомненно, почувствовал, что тяжкие цепи сняты. Сам снять эти цепи был он не в силах».

Труп Распутина нашли в тот же день и перевезли в Чесменскую богадельню.

Юсупов и Дмитрий Павлович в его дворце на Невском проспекте оказались словно в осаде – здание осаждали распутинцы, жаждущие поквитаться. Спасали караулы из жандармов, присланных генерал-губернатором – они не только следили за тем, чтобы великий князь и Юсупов не покидали дворец, но и оберегали их от посторонних проникновений.

Дворец в.к. Дмитрия Павловича на Невском
Дворец в.к. Дмитрия Павловича на Невском

Наказание участникам преступления

Император был между двух огней. С одной стороны, императрица настаивала на том, что убийц Распутина следует казнить. С другой стороны, многие члены императорской семьи выступали в их защиту. Через 4 дня император принял решение: великому князю Дмитрию Павловичу предписано было немедленно ехать в Персию, на турецкий фронт. Феликсу Юсупова также велено было покинуть Петербург. Местом его пребывания было назначено имение Юсуповых Ракитное (сейчас территория Белгородской области). Ехать обоим предстояло в ту же ночь, для обоих были выделены сопровождающие.

В.к. Дмитрий Павлович в эмиграции
В.к. Дмитрий Павлович в эмиграции

Пуришкевич сразу же после убийства уехал на фронт с санитарным поездом, препятствий ему никто не чинил, попыток задержать его не было. Поручик Сергей Сухотин и доктор Станислав Лазоверт также не пострадали.

Столь слабое наказание участникам нашумевшего убийства объясняется тем, что за исключением императрицы Александры Федоровны и ее круга, а также почитателей Распутина, остальное общество известие об избавлении страны от влияния «старца» встретило с восторгом.

Феликса Юсупова – в императоры?

Разрешение покинуть Ракитное Юсупов получил в конце марта 1917 года, вскоре после отречения Николая II.

Не успел Юсупов вернуться в Петербург, как от разных высокопоставленных лиц ему стали поступать предложения стать императором. Председатель Думы Родзянко заявил: «Москва желает объявить тебя императором».

Феликс Юсупов
Феликс Юсупов

Адмирал Колчак и великий князь Николай Михайлович также вторили ему:

«Русского престола добивались не наследованием или избраньем. Его захватывали. Пользуйся случаем. Тебе все карты в руки. России нельзя без царя. Но к романовской династии доверие подорвано. Народ более не желает их».

Но Феликс Юсупов от такой чести отказался.

Отъезд в Крым

Юсуповы не стали задерживаться в Петербурге и отправились в свое имение в Крыму Ай-Тодор. Там уже находились многие члены семьи Романовых, так как там было спокойно. Но недолго сохранялось спокойствие и там. Вскоре Черноморский флот перешел на сторону большевиков, и в Крыму появились разные банды, которые начали «бить буржуев». В основном состояли они из матросов. Нередко они наведывались и в усадьбу Юсуповых – но все как-то обходилось.

Феликс Юсупов с женой и дочкой
Феликс Юсупов с женой и дочкой

Однажды к ним заявилась морская кавалерия. Из воспоминаний Феликса Юсупова:

«Бандиты не смущались, во все глаза разглядывали нас. Внезапно один спросил, правда ли, что я убил Распутина. Когда я сказал, что правда, они выпили за мое здоровье и заявили, что, коли так, бояться ни мне, ни семье моей нечего».

Тем не менее, с каждым днем становилось все опаснее. После того, как в Екатеринбурге были убиты Николай IIи его семья, английский король Георг V прислал за вдовствующей императрицей Марией Федоровной, матери Николая II, которая находилась в Крыму, линкор «Мальборо». Но Мария Федоровна отказалась ехать, если не эвакуируют тех, кто ей дорог. Так в числе отъезжавших из России членов дома Романовых оказались и Юсуповы.

Сначала Юсуповы выехали на Мальту, позже перебрались в Лондон, а оттуда – в Париж.

В эмиграции

В эмиграцию Юсуповы уехали не с пустыми руками.Феликс из Петербурга вывез две картины Рембрандта из своей коллекции: «Мужчина к широкополой шляпе» и «Женщина с веером», кое какие драгоценности. Поэтому Юсуповы не бедствовали так, как это довелось многим, покинувшим Россию. Хотя, конечно, после жизни в роскошных особняках в окружении слуг даже квартира в Париже кажется халупой.

Продав картины и часть драгоценностей, Юсуповы купили дом в Булонском лесу и открыли дом моды Irfé (ИрФе) - название образовано от первых двух букв имен Irina и Felix. В работе дома принимали участие не только титулованные русские дворяне, но и члены дома Романовых. Так, в разработке модной коллекции принимали участие князь Никита Романов, княгиня Елена Трубецкая, Мария Воронцова-Дашкова. За раскройку отвечали княжны Саломия и Нина Оболенские, моделями служили русские аристократки, в том числе, и Ирина Юсупова. В качестве швей работали русские девушки-эмигрантки.

-6

Ирина Юсупова в платье Irfe и фамильной тиаре
Ирина Юсупова в платье Irfe и фамильной тиаре

Дом «IrFe» сразу приобрел популярность. Пресса и изысканная парижская публика отмечали

«…рафинированность вкуса, тщательность работы и художественное видение цвета, тем самым поставив это скромное ателье в ранг больших Домов моды».

Но начавшаяся Великая депрессия привела к тому, что в 1930 году Дом моды «IrFe» был закрыт.

Как и прежде в России, Юсуповы, как Феликс с супругой, так и его мать, Зинаида Николаевна, продолжали заниматься благотворительностью. В Париже ими была организована «контора по трудоустройству», оказывающая помощь соотечественникам. В открытом ими салоне красоты «…русские женщины обучались мастерству массажа и макияжа», также была создана школа прикладных искусств имени Строганова. Поэтому определенные финансовые трудности Юсуповы все же испытывали.

-8

Существенно поправить материальное положение помог выигранный суд у голливудской компании Metro-Goldwyn-Mayer. В 1932 году студия сняла фильм «Распутин и императрица», в котором жена Феликса Юсупова была выставлена как любовница Григория Распутина. Князь Юсупов воспринял это как оскорбление и подал на компанию иск в суд за клевету. Юсупов процесс выиграл и получил компенсацию в размере 25 тыс. фунтов. После того скандала в Голливуде и у других компаниях появилась новая традиция, которую мы видим и до сих пор – писать в титрах «Все события и персонажи вымышлены».

Поддерживать материальное положение помогали и написанные князем Феликсом Юсуповым книги. В 1927 году была выпущена книга «Конец Распутина», а в 1953 году увидели свет «Мемуары».

-9
-10

Во время Второй мировой войны Юсупов, в отличие от других эмигрантов, отказался поддерживать нацистов несмотря на оказываемое на него давление. Но и отказался вернуться в Россию после победы над Германией.

Он продолжал жить в Париже, хотя еще до войны свой дом им пришлось продать и переселиться в небольшую квартиру. Они так и прожили в ней до конца жизни.

-11

Князь Феликс Феликсович Юсупов умер в Париже в сентябре 1967 года, в возрасте 80 лет. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, в той же могиле, где ранее была похоронена его мать. Супруга, Ирина Александровна Юсупова-Романова, умерла в 1970 году, ей было 74 года. Похоронена в той же могиле.

Так как наследников мужского пола у князя не было, то род Юсуповых прервался. Дочь Ирина Феликсовна, в замужестве графиня Ирина Шереметева, жила то в Париже, то в Афинах. У нее тоже была только одна дочь – Ксения.

Князь Феликс Юсупов после себя оставил много добрых дел, но помнят его, прежде всего, как «убийцу Распутина». До конца жизни за ним охотились журналисты и интересовал их прежде всего этот эпизод его жизни.

История
388,6K интересуются