Мое интервью для Оберега (отличная настольная игра, так называемые "варяжские шахматы")
— Многие считают что варяги и викинги, это одно и то же. Так ли это?
В скандинавских источниках термин «викинг» преимущественно обозначает не человека, а само грабительское предприятие: «отправиться в викинг», «погибнуть в викинге», — причем отплытие «в викинг» никогда не смешивается с торговой поездкой. По мнению историка А. Я. Гуревича, «скандинавы эпохи викингов применяли это слово преимущественно к грабительским походам и вылазкам, в какой-то мере и к их участникам, но подчас с оттенком осуждения».
Вопрос о происхождении термина «варяг» основательно запутан. К числу наиболее распространенных относятся два заблуждения: что этот термин возник в древней Руси и что он обозначал преимущественно скандинавов. Между тем то и другое неверно. Анализ источников показывает, что первое в средневековой литературе упоминание народа «варанков» и «моря Варанк» («Варяжского моря») принадлежит арабоязычному автору — среднеазиатскому ученому аль-Бируни («Канон об астрономии и звездах», 1030 г.), который почерпнул свои сведения из Византии, где варягов называли «варанги». Что интересно, по мнению всех арабских писателей, «варанки» обитали на южном побережье Балтики, между поляками и датчанами, а вовсе не в Скандинавии. Там же, кстати, сажает варягов и «Повесть временных лет». Как гласит известная приписка к Ипатьевской летописи, «Варяжское Поморие» находилось к западу от Гданьска-Данцига.
В свою очередь, скандинавские саги недвусмысленно отрицают тождество «варягов» и викингов. Термин «варяг» был известен в Скандинавии в форме «вэринг» (vaering). Но слово это пришло в скандинавские языки извне. И более того, вэринги в сагах в большинстве случаев отличаются от норманнов-викингов.
Так, в «Саге о людях из Лаксдаля», записанной в XIII в. Снорри Стурлусоном, ведется рассказ о Болле Боллесоне, знаменитом у себя на родине, в Исландии, герое. Однажды он решил предпринять далекое путешествие. Сначала он побывал в Норвегии и Дании, где был с почетом принят тамошними конунгами и знатными людьми. «Когда Болле провел одну зиму в Дании, — говорится далее, — он решил отправиться в более отдаленные страны, и не прежде остановился в своем путешествии, чем прибыл в Миклигард [Константинополь]; он провел там короткое время, как вступил в общество вэрингов».
Знаток скандинавской истории Снорри Стурлусон добавляет от себя: «У нас нет предания, чтобы кто-нибудь из норманнов служил у константинопольского императора прежде, чем Болле, сын Болле. Он провел там много зим и во всех опасностях являлся храбрейшим и всегда между первыми; подлинно, вэринги много ценили Болле, когда он жил в Константинополе».
Таким образом, в исландских преданиях Болле числился первым викингом, принятым в константинопольскую дружину вэрингов-варягов, существовавшую, как видно, задолго до его приезда в Константинополь. Болле Боллесон — реальное историческое лицо. Наиболее вероятная дата его прибытия в византийскую столицу — 1026 или 1027 г.
Итак, вэрингами в Скандинавии называли наемников. Викингу-скандинаву, чтобы прослыть на родине «вэрингом», нужно было послужить в чужих землях, причем не обязательно в Византии (хотя большинство известных сагам викингов-вэрингов служили именно там).
Таким образом, по единодушному свидетельству саг, норманны (исландцы, норвежцы, шведы), прибывая в Константинополь, находили там уже существующее «варяжское общество»; приобщаясь к последнему, они сами становились вэрингами. В повседневный обиход скандинавских народов этот заимствованный термин вошел только в начале XI века.
Прояснить его значение помогает одна филологическая находка графа И. Потоцкого, который в 1795 г. опубликовал в Гамбурге словарь еще сохранявшегося в XVIII в. древанского наречия (древане — славянское племя, на чьей земле возник Гамбург). В нем среди уцелевших древанских слов оказалось слово «варанг» (warang) — «меч» (Гедеонов С. А. Отрывки из исследований о варяжском вопросе. 1862-64. Т. II. С. 159–160. Он же. Варяги и Русь. СПб., 1876. С. 167–169).
Слову «варанг» суждены были долгие приключения.
Византийцы, по-видимому, познакомились с ним достаточно рано, услыхав его из уст поморских славян, поступавших на византийскую службу. Впрочем, в Константинополе оно не было в ходу, по крайней мере, до конца Х в. («варанги» еще отсутствуют в списке императорских наемников у Константина Багрянородного). Но звучное иностранное слово не осталось незамеченным. На рубеже X – XI вв. константинопольское простонародье сделало его нарицательным, что явствует из слов византийского писателя Иоанна Скилицы о том, что варанги «назывались так на простонародном языке».
Отсюда следует, что термин «варанг» для обозначения отряда наемников возник в Византии, а не на Руси и не в Скандинавии. Из сообщений средневековых авторов известно, что славяне и русы почитали меч в качестве священного предмета; в частности, на нем приносились клятвы. Поэтому известие Потоцкого дает право считать, что под варангами греки подразумевали меченосцев, давших клятву верности на мече, иначе говоря, славянских дружинников-телохранителей (отсюда славянское слово «варить» — оберегать, защищать). Чиновники императорской канцелярии лишь узаконили это словечко из местного «арго» в качестве официального термина государственных документов, а византийские писатели XII столетия ввели его в «высокую» литературу. Между тем в греческом языке оно ничего не означает и, следовательно, является заимствованием. Буквальное его совпадение с древанским «варанг» доказывает, что на рубеже Х – XI вв. наемные славяне-венды в Византии стали называться по роду их оружия «меченосцами» — «варангами». Подтверждением тому служат и сведения средневековых арабских писателей, о «народе варанк» на южном берегу Балтики.
— Насколько широко была распространена игра? Правильно ли утверждать, что это игра наших предков?
Археологическое подтверждение существования этой игры нашли сравнительно недавно.
Как рассказывает историк В.Меркулов, в 1983 году при раскопках варяжского Старигарда (ныне немецкий город Ольденбург на южном побережье Балтики) археологи наткнулись на богатое захоронение середины X века. Погребальный инвентарь свидетельствовал о королевском происхождении покойного, а у его ног была обнаружена настольная игра с резными фишками. По месту находки её назвали «королевская игра».
В ходе реконструкции выяснилось, что в Старигарде нашли древнейшей вариант настольной игры, которая также известна как «северные шахматы» и была популярна в Европе задолго до появления собственно шахмат.
Тавлеи — русский аналог «королевской игры» долго оставался загадочным, потому что исследователи не могли понять его правил. Первоначально ошибочно считали, что игра напоминала шашки. Но теперь, после находки в Ольденбурге, всё стало на свои места. И совсем по-иному зазвучали былинные строки, в которых упоминаются «тавлеи золоченые».
Например, в былине «Добрыня, посол князя Владимира» повествуется о том, как князь Владимир повелел Добрыне Никитичу и еще двум русским богатырям везти дань хану Бахтияру.
По приезду в ханскую землю посадил хан Бахтияр русских богатырей за стол, стал их поить-потчевать да выспрашивать:
— Есть ли у вас на Cвятой Руси, кто играет в дорогие тавлеи золочёные? Играет ли кто в шашки-шахматы?
Добрыня Никитич отвечал:
— Я могу с тобой, хан, в шашки-шахматы поиграть, в дорогие тавлеи золочёные.
Стали Добрыня с ханом по шашечной доске ходить, с клетки на клетку переступывать. Добрыня раз ступил и другой ступил, а на третий хану и ход закрыл.
И вторую партию стали играть. Вот хан ход ступил — недоступил, другой раз ступил — переступил, а на третий раз Добрыня ему и ход закрыл.
И третью партию выиграл Добрыня Никитич.
Ознакомление с правилами «Оберега» поможет Вам понять, как можно «закрыть ход» вражескому королю.
Русский фольклор и археологические находки доказывают, что «тавлеи» были одной из самых излюбленных игр на Руси. Это вызывало возмущение Церкви. «Тавлеи и шахы (шахматы) во многих из вас обретаемы суть, а книг ни в кого же» (то есть все вы только и знаете, что в тавлеи и шахматы резаться, а церковных книг никто не читает), — сказано в одном обличительном церковном сочинении XII века.
Игра в «золотые тавлеи» после монгольского нашествия была запрещена церковью и забыта. А слово «тавлеи» понимается с XVI века уже как синоним шашек. Одним из ценителей и знатоков этой игры по преданию был сам грозный атаман Ермак Тимофеевич.
— Какие настольные игры были распространены на Руси в IX-XI веках? Какую территорию того времени правильно называть Русью и как она связана с остальными славянскими землями?
К сожалению, письменные источники не содержат никаких сведений об играх в древней Руси.
Зато археологи во множестве находят предметы, свидетельствующие о существовании разных игр: разнообразного вида шашки из кости и других материалов, костяные и деревянные шахматные фигуры, доски с расчерченным игровым полем.
Самые ранние находки — это шашки округлой ( полусферической) формы с плоским основанием, сделанные из стекла и кости, реже — из камня, янтаря, глины. Все они происходят из дружинных курганов и славянских поселений (Киев, Чернигов, Ладога, Гнездово, Шестовицы), датируемых X веком.
С шашками соперничает в древности игра «в мельницу». Она представлена находками игральных досок. Однако чаще всего это не специально подготовленные доски, а игровые поля, расчерченные на любой поверхности — на корабельной доске, на днищах бочек, на каменных плитах и т.д.
Самое раннее изображение игрового поля обнаружено в Ладоге на корабельной доске X века. Больше всего досок было найдено в Новгороде. Также их можно встретить при раскопках других городов – Пскова, Старой Рязани. Аналогичные геометрические фигуры выбиты на каменной плите, находящейся рядом с Изборском городищем, известной под названием «камень Трувера».
Хотя средневековые правила игры не сохранились, но этнографы полагают, что играть в неё могли два человека которые должны были построить «мельницу», то есть выстроить игровые фигуры на поле в определенном порядке. За каждую «построенную мельницу» игрок имеет право снять с доски одну шашку противника. Выигравшим считается тот, кто первым ликвидирует все фигуры противника или лишит их хода.
Теперь о шахматах. Истинный возраст этой мудрой игры покрыт мраком. Согласно одной легенде, шахматы были изобретены около 1000 года до н.э. индийским математиком, который также изобрел математическое действие возведения в степень. Однако первое достоверное упоминание о шахматной игре содержится в персидской поэме, написанной около 570 года н.э., где изобретение шахмат приписывается Индии. Поэтому многие историки признают именно эту дату, как день рождения шахмат.
Проникновение шахмат из Индии в древний Иран описывается в персидской книге VII или VIII века. Эта же книга в мельчайших подробностях описывает шахматную терминологию, названия и действия различных шахматных фигур. После того, как персидская империя была завоевана арабами-мусульманами, игра в шахматы начала распространяться по цивилизованному миру.
Исторически установлено, что шахматы, в их первоначальном варианте, были игрой для четверых человек с четырьмя наборами фигур, включавших короля, слона, коня, ладью и четыре пешки. Эта игра называлась Шатранж (на санскрите Шатр означает «четыре», а анга — «отряд». Иранцы до сих пор используют это слово для обозначения современных шахмат. Популярная историческая теория гласит, что шатранж, согласно индийскому мистицизму, представляет вселенную. Четыре стороны отображают четыре элемента — землю, воздух, огонь и воду; а также четыре времени года и четыре темперамента человека. Что же касается слова шахматы, то оно произошло он персидского «шах» (король) и арабского «мат» (умер).
Арабы вообще оказали большее влияние на развитие шахмат, чем любая другая культура. Их вклад в игру включает: организацию первых турниров, в том числе и квалификационных, составление шахматных задач, начала теории дебюта, а также игру вслепую, упомянутую еще в 700 году.
В русских былинах встречаются упоминания о шахматах как о популярной игре. Вероятно, знакомство русских с шахматами произошло еще в XI-XII веках, во времена Киевской Руси. Во всяком случае, русские познакомились с этой игрой напрямую от персов и арабов, а не через посредство европейцев. Доказательством тому служат русские названия фигур, совпадающие с их значением в персидском и арабском языках. Старинные фигурки ферзей найдены в Киеве (один экземпляр), Смоленске (1 экз.), и Новгороде (около 20 экз.). Киевский ферзь сделан из кости и имеет архаические черты, роднящие его с арабскими символическими фигурами.
Что касается шахматных досок, то пока, к сожалению, не известно ни одной находки шахматной доски современного типа. Возможно, наши предки играли в шахматы по не дошедшим до нас правилам.
У нашей страны есть три названия, три имени, которые употребляются практически как синонимы: Русь, Русская земля, Россия. Между тем исторически они не всегда обозначали одно и то же.
Наиболее привычное для нас название «Россия» — самое молодое из этой тройки имен. И, увы, самое неправильное. Можно даже сказать, что оно вообще не наше. Это — не что иное, как латинизированная форма имени «Русь». Оно было заимствовано московскими книжниками от поляков в конце XVII века, и прочно вошло в наш словарный обиход после того, как Петр I в 1721 году принял титул императора Всероссийского. Тогда-то все его подданные автоматически превратились в «дорогих россиян».
А вот два другие названия — действительно коренные для нашей страны. Из них название Русь — древнейшее. Оно зафиксировано в первом международном документе русской истории — договоре 911 года князя Олега с Византией, который был призван, как сказано в нем, «утвердить любовь между христианами (то есть греками) и Русью».
Другой термин — «Русская земля» — моложе всего на 30 лет: он встречается уже в следующем русско-византийском договоре 944 года, заключенном с нашей стороны от имени «князя Игоря, и от всего княжения, и от всех людей Русской земли».
Правда, и тут была одна тонкость. Единым государством под официальным названием Русь, Русская земля наша страна выступала только в международных отношениях. Внутри же страны эти названия относились исключительно к Киеву и сопредельным областям (Черниговской, Переяславской), то есть к той территории, на которой возникло Русское государство. Именно здесь, по понятиям наших предков, и жили «русские люди» в собственном смысле слова. Все же остальные жители древнерусского государства предпочитали называть себя по старинке: либо по племенным названиям — вятичи, кривичи, радимичи и так далее, либо по названиям городов — новгородцы, псковичи, суздальцы и прочее, или, наконец, более общим именем — словене.
Единство с другими славянскими землями, в том числе с варяжским Поморьем на Руси чувствовали практически на всем протяжении средневековья. Летописец отметил массовое переселение южнобалтийских «варягов» в Новгородскую землю, которое коренным изменило этнический состав местного населения: по его словам, новгородцы теперь ведут происхождение от «рода варяжска», тогда как прежде они были «словене» (ильменские).
— Чем объясняется сходство славянской версии тавлей и скандинавского хнефатафла? Кто-то от кого произошёл?
Изначально скандинавская игра называлась tafl (др.-исл. — стол, доска), однако к концу эпохи викингов ее стали называть Hnefatafl (от «хнефи» — название фигуры короля, вокруг которой строится вся игра), в отличии от Skáktafl (шахматы) и Kvatrutafl (нарды).
Вообще-то хнефатафл (hnefatafl) правильнее звучит как «неватафел».
Хнефатафл упоминается в Саге об Оркнейцах, Саге о Хервёр и Хейдреке и других средневековых произведениях. Эта игра была исключительно важна для викингов. Умение играть в нее входило в своеобразный кодекс обязательных навыков людей того времени, наряду с владением оружием и чтением. Ярл Рёгнвальд Кале Кольссон ставит умение играть в тафл на первое место в списке своих достоинств. Возможно, когда-то она имела культово-религиозное значение.
От викингов игра попала в Ирландию и Уэльс, известен также ее аналог у саксов, у которых тафл имитирует морское сражение.
Описания средневековых правил хнефатафла практически отсутствуют, поэтому достоверно не известно, как именно играли в эту игру викинги. С распространением шахмат в X-XI веках эта игра постепенно погрузилась в пучину забвения.
Однако в 1732 году великий шведский естествоиспытатель Карл Линней предпринял путешествие в Лапланидию, где обнаружил, что местные саамы преспокойно себе играют в «таблут» — сохранившуюся местную разновидность тафла, черными и белыми фигурами на доске 9x9, нарисованной на оленьей шкуре. Гвардия светлых фишек у них должна была спасти «шведского короля» от черных фишек-«московитов». Линней зарисовал доску и сделал описание правил игры, но лишь через много лет спустя исследователи провели параллель между утерянными правилами тафла и сохранившемся у лапландцев таблуте.
Происхождение игры до конца не выяснено. У скандинавов ее история прослеживается глубже, чем у славян. Принято считать, что самое древнее упоминание о тафле относится к III веку. Однако вряд ли эта игра возникла в Скандинавии. Скорее всего она попала на север от римлян. Исследователи отмечают, что между древнеримской игрой латронкули (ludus latronculorum) и нордическим хнефатфлом есть несомненное генеалогическое родство. Да и само скандинавское тафл — это искаженное латинское tabula — «доска».
Заимствование славянами тафла у скандинавов совсем не очевидно. Скорее можно говорить о том, что русское название этой игры — тавлеи — происходят от греческого тавли (tavli). С Византией наши предки были знакомы куда более близко, чем с викингами, которые предпочитали без особой нужды на Русь не соваться.
В доказательств древности тавлеи на территории Руси можно привести раскопки 1969 года на земле вятичей в районе Старой Рязани, где в могильнике были обнаружены две шашки, предположительно для игры в тавлеи. На одной из них изображен витязь со щитом и копьем. Из этой находки можно предположить, что в тавлеях использовались «именные» фигуры как в шахматах, а не безликие, как в шашках.
Эта находка археологов датирована IV веком.
— Чем объясняется, что цель игры (спасти князя от плена) выглядит в современной системе ценностей совсем не героической?
Ну, почему же? Разве не в этом состоит прямая обязанность телохранителей президента и первых лиц государства? Да и в войнах, которые вела Россия в ХХ веке, есть множество примеров, когда рядовые солдаты ценой своей жизни спасали командиров.
А в древней Руси отдать жизнь за князя было в порядке вещей. Скажем, арабский путешественник Х века Ибн-Фадлан оставил сообщение о том, что «царь русов» окружен четырьмя сотнями «сильных богатырей», его дружинников, которые «умирают при его смерти (речь идет о ритуальном убийстве на могиле вождя) и бывают убиты (сражаясь) за него».
Русичи «скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю славы», — говорится в «Слове о полку Игореве». И ведь «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя», — учит Евангелие.
Надеюсь, русские воины и сегодня верны этим заповедям наших предков.
Ссылка