Президент Джон Ф. Кеннеди был убит шестьдесят лет назад. Если бы он был жив и переизбрался на второй срок, израильско-палестинский конфликт развивался бы по-другому. Возможно, пути к израильскому апартеиду и геноциду в Газе можно было бы избежать.
За короткое время своего пребывания у власти Кеннеди существенно изменил внешнюю политику США. Как описано в книге Кеннеди и невыразимое: почему он умер и почему это все еще имеет значение, Кеннеди сопротивлялся ЦРУ и военно-промышленному комплексу в политике, которую он проводил в отношении Третьего мира и Советского Союза. Войны во Вьетнаме, свержения президента Сукарно и убийства сотен тысяч индонезийцев, а также продолжающейся враждебности к Кубе и Советскому Союзу не произошло бы, если бы Кеннеди был жив и переизбрался на второй срок.
Менее известно, что политика Кеннеди также бросала вызов военным и политическим амбициям сионистского Израиля. В то время Израиль существовал всего тринадцать лет. Он все еще вставал на ноги, и курс не был окончательно определен. Международное сообщество проявило значительную решимость найти компромиссное решение в отношении палестинских беженцев из Накбы 1948 года. Когда Израиль напал на Египет и захватил Синайский полуостров в 1956 году, администрация Эйзенхауэра потребовала, чтобы Израиль ушел с захваченной территории. И он подчинился.
В это время, в начале 1960-х годов, видные еврейские деятели критиковали расизм и дискриминацию израильского правительства. Израильтяне, такие как Мартин Бубер, напали на Бен-Гуриона и отметили, что “при создании государства арабскому населению было обещано полное равенство с еврейскими гражданами”. Многие влиятельные израильтяне осознавали, что их долгосрочная безопасность и благополучие зависят от нахождения справедливого урегулирования с коренным палестинским населением.
В Соединенных Штатах еврейская община была разделена, и многие были настроены антисионистски. Американский совет по иудаизму был влиятельным и антинационалистическим. Расистский и милитаристский характер Израиля еще не был высечен на камне. Как и поддержка Израиля американскими евреями. Когда Менахим Бегин приехал в Соединенные Штаты в 1948 году, он был осужден видными еврейскими лидерами, включая Альберта Эйнштейна. Они сказали, что Бегин, который позже стал премьер-министром Израиля, был “террористом”, проповедовавшим "смесь ультранационализма, религиозного мистицизма и расового превосходства”. Многие американские евреи испытывали смешанные чувства и не отождествляли себя с Израилем. Другие поддерживали Израиль, но на при условии установления мира с коренными палестинцами.
Есть четыре ключевые области, в которых политика Кеннеди существенно отличалась от той, что последовала после его смерти.
Кеннеди не был предвзят в пользу Израиля
Администрация Кеннеди стремилась к хорошим отношениям как с Израилем, так и с арабскими странами. Кеннеди стремился распространить влияние США на весь Ближний Восток, в том числе на страны, дружественные Советскому Союзу и враждующие с партнерами по НАТО.
Кеннеди лично поддерживал арабский и африканский национализм. Будучи сенатором в 1957 году, он критиковал администрацию Эйзенхауэра за поддержку и отправку оружия Франции в ее войне против движения за независимость Алжира. В презентации из 9000 слов перед Комитетом Сената по международным отношениям он раскритиковал “западный империализм” и призвал США поддержать независимость Алжира. Президент Алжира Бен Белла, которого Франция пыталась убить и которого многие в НАТО считают слишком радикальным, получил огромный и впечатляющий прием в Белом доме.
Кеннеди изменил прежние холодные отношения с Объединенной Арабской Республикой (ныне Арабская Республика Египет) во главе с Гамалем Абдель Насером. Впервые США одобрили предоставление египтянам кредитов. Кеннеди написал почтительные письма арабским президентам, прежде чем приветствовать премьер-министра Израиля Бен-Гуриона в Вашингтоне. Арабские лидеры увидели разницу и ответили с признательностью. Те, кто утверждает, что с Кеннеди не было никакой разницы, игнорируют тот факт, что египетский Нассер, алжирский Бен Белла и другие националистические лидеры увидели большую разницу.
В 1960 году, когда Кеннеди проводил президентскую кампанию, он выступил на съезде сионистов Америки. Он сделал комплиментарные замечания об Израиле, но также выразил необходимость дружбы со всеми народами Ближнего Востока. Он сказал, что США должны “действовать быстро и решительно против любой нации на Ближнем Востоке, которая нападает на своего соседа” и “Ближнему Востоку нужна вода, а не война; трактора, а не танки; хлеб, а не бомбы”.
Кеннеди откровенно сказал сионистам: “Я не могу поверить, что у Израиля есть какое-либо реальное желание бесконечно оставаться гарнизонным государством, окруженным страхом и ненавистью”. Сохраняя объективность и нейтралитет в отношении израильско-арабского конфликта, Кеннеди хотел увести еврейских сионистов подальше от расистских, милитаристских и ультранационалистических импульсов, которые привели туда, где мы сейчас находимся.
Кеннеди хотел, чтобы сионистское лобби соблюдало правила
Второе отличие политики Кеннеди заключается в отношении сионистского лоббирования от имени Израиля. Согласно Закону о регистрации иностранных агентов (FARA), организации, которые продвигают или лоббируют интересы иностранного правительства, обязаны регистрироваться и отчитываться о своих финансах и деятельности. При генеральном прокуроре Роберте Кеннеди Министерство юстиции поручило Американскому сионистскому совету зарегистрироваться в качестве агентов иностранного государства. Этот совет является головной организацией Американо-Израильского совета по связям с общественностью.
Как подробно задокументировано здесь, 21 ноября 1962 года помощник Генерального прокурора написал им: “получение таких средств от американских отделений Еврейского агентства для Израиля делает (Американский сионистский) Совет агентом иностранного принципала.... требуется регистрация Совета.”
Усиление политического влияния Израиля также тщательно изучалось в Сенате. При сенаторе Уильяме Фулбрайте Комитет Сената по международным отношениям провел слушания в мае и августе 1963 года. Они показали, что не облагаемые налогом пожертвования Объединенному еврейскому призыву, предположительно для оказания гуманитарной помощи Израилю, направлялись обратно в США, где деньги использовались для лоббирования и связей с общественностью Израиля.
Адвокаты Американского сиристского совета тянули время. 16 августа 1963 года аналитик Министерства юстиции рассмотрел дело и пришел к выводу: “Департамент должен настаивать на немедленной регистрации Американского сионистского совета в соответствии с Законом о регистрации иностранных агентов”.
11 октября Министерство юстиции потребовало, чтобы совет зарегистрировался, и “Департамент ожидает от вас ответа в течение 72 часов”.
17 октября в меморандуме Министерства юстиции сообщается, что адвокаты совета рекомендовали ему не регистрироваться в качестве иностранных агентов. Они предложили предоставить требуемую финансовую информацию, но при этом заявили, что регистрация в качестве иностранного агента “будет настолько разрекламирована Американским советом по иудаизму, что это в конечном итоге уничтожит сионистское движение”. Как указано в этом обсуждении, политический сионизм еще не доминировал в еврейской общине Америки и активно противодействовал Американскому совету по иудаизму.и другим еврейским группам.
Кеннеди поддержал права палестинцев
Третье отличие касается прав палестинцев. Хотя Кеннеди было всего 44 года, когда он стал президентом, у него было больше международного опыта, чем у большинства президентов США. В 1939 году он провел две недели в Палестине. В пространном письме своему отцу он описал ситуацию и трудности. Он написал, “симпатии людей на месте, похоже, на стороне арабов. Это не только потому, что евреи, по крайней мере некоторые из их лидеров, к сожалению, придерживались высокомерной, бескомпромиссной позиции, но они чувствуют, что, в конце концов, страна была арабской в течение последних нескольких сотен лет .... Вряд ли Британия могла отдать Палестину”.
В комментариях, которые все еще верны, Кеннеди отмечает, что еврейские жители разделены между “сильно ортодоксальной еврейской группой, не желающей идти ни на какие компромиссы” и “либеральным еврейским элементом, состоящим из более молодой группы, которая боится этих реакционеров”. Его анализ полон сочувствия как к еврейскому, так и к арабскому народам и касается трудности, но необходимости поиска компромиссного решения.
В начале 1960-х Государственный департамент США не ограничивался предвзятым принятием или одобрением политики Израиля. США поддержали резолюцию 194 ООН, в пункте 11 которой говорится, что “беженцам, желающим вернуться в свои дома и жить в мире со своими соседями, должно быть разрешено сделать это в кратчайшие практически возможные сроки, и что должна быть выплачена компенсация за имущество тех, кто решил не возвращаться, и за потерю или повреждение имущества, которое, согласно принципам международного права или справедливости, должно быть возмещено ответственными правительствами или властями”. Это стало известно как “право на возвращение”.
21 ноября 1963 года, за день до убийства Кеннеди, в "Нью-Йорк Таймс" появились две новостные статьи, которые иллюстрируют разногласия между Вашингтоном и Тель-Авивом. Доклад ООН озаглавлен “Израиль выражает несогласие, поскольку группа ООН поддерживает США в отношении арабских беженцев”. Статья начинается так: “Резолюция Соединенных Штатов, призывающая к продолжению усилий по разрешению затруднительного положения палестинских арабских беженцев, была одобрена сегодня вечером 83 голосами против 1... Израиль проголосовал против одного... Вопрос сосредоточен на резолюции 1948 года, ключевой раздел которой, параграф 11, касается будущего арабов, которые были изгнаны из своих домов в результате палестинского конфликта. Они жили на землях, граничащих с Израилем... Пересмотренный текст Соединенных Штатов призывает Палестинскую согласительную комиссию ‘продолжать свои усилия по выполнению пункта 11’.”
Вторая статья в "Нью-Йорк Таймс" озаглавлена “Позиция США возмущает Израиль”. Сообщается из Иерусалима, что “премьер-министр Леви Эшкол выразил сегодня крайнее отвращение к позиции Соединенных Штатов в дебатах о палестинских беженцах... Гнев Израиля был передан послу США "в самых решительных выражениях"... Израильское правительство расстроено американской резолюцией в Политическом комитете ООН и американскими маневрами по этому вопросу”. Израиль был возмущен и возражал, потому что администрация Кеннеди пыталась урегулировать ситуацию с палестинскими беженцами, включая право на возвращение.
Кеннеди пытался остановить израильскую программу создания ядерного оружия
Четвертое и самое крупное разногласие между Кеннеди и израильским руководством касалось разработки последним ядерного оружия. Этот вопрос держался в таком секрете, что важнейшие документы и письма были обнародованы только в последние годы.
Президент Кеннеди был решительным сторонником прекращения распространения ядерного оружия. После ракетного кризиса на Кубе в 1962 году он понял, как легко было бы намеренно или случайно спровоцировать катастрофическую ядерную войну. Если бы ядерному оружию было позволено распространиться на большее количество стран, риски глобальной катастрофы были бы еще больше. Также было предсказано, что если Израиль приобретет потенциал создания ядерного оружия, он станет более агрессивным и с меньшей вероятностью достигнет компромиссного соглашения в отношении палестинских беженцев.
Когда в 1962 году разведка сообщила, что Израиль, возможно, пытается создать ядерное оружие в Димоне, Кеннеди был полон решимости выяснить, правда ли это, и если да, то остановить это. Это вызвало интенсивную дипломатическую конфронтацию между Кеннеди и премьер-министром Израиля Давидом Бен-Гурионом. Доказательством этого недавно стал обмен письмами между президентом Кеннеди, премьер-министром Бен-Гурионом и его преемником Леви Эшколом. Все они помечены грифом “Совершенно секретно” или “Только для посвященных”.
Важно увидеть последовательность и некоторые детали, чтобы понять, насколько интенсивным было это противостояние. Все эти сообщения датированы 1963 годом.
В марте Государственный департамент США поручил послу США проинформировать правительство Израиля (GOI) о том, что по “веским причинам” “Правительство США добивается согласия GOI на полугодовые повторные посещения Димоны, возможно, в мае и ноябре, с полным доступом квалифицированных американских ученых ко всем частям и инструментам на объекте”. (добавлено подчеркивание)
19 апреля Государственный департамент поручил послу США в Израиле “надавить” на “утвердительный ответ" на предыдущий запрос о проведении полугодовых инспекций в Димоне.
26 апреля премьер-министр Израиля Бен-Гурион ответил президенту Кеннеди. Он уклонился от вопроса об инспекциях ядерных объектов и вместо этого выразил свою обеспокоенность недавним заявлением Египта, Сирии и Ирака. Он сравнил президента Египта Насера с Гитлером Германии.
4 мая Кеннеди ответил на озабоченность Бен-Гуриона и подчеркнул приверженность США Израилю и миру на Ближнем Востоке. Он сказал израильскому лидеру, что его гораздо меньше беспокоит ”раннее арабское нападение", чем "успешная разработка передовых наступательных систем”.
8 мая в Специальной оценке национальной разведки был сделан вывод, что “Израиль намерен, по крайней мере, создать для себя условия, позволяющие производить ограниченное количество оружия”, и что “если внешнее давление [израильтян] не остановит, они попытаются произвести оружие где-нибудь в ближайшие несколько лет”. Анализ предсказывал, что, если бы у израильтян была бомба, это “побудило бы их быть смелее в использовании обычных ресурсов, как дипломатических, так и военных, в их конфронтации с арабами”.
10 мая Госдепартамент США направил телеграмму “Только для посвященных” послу США в Израиле. Послу было поручено напомнить израильскому руководству, что они ранее согласились на проведение инспекций раз в два года. В телеграмме также говорится, что опасения Израиля по поводу разработки арабами ядерной бомбы “необоснованны”, потому что нет ничего сравнимого с "передовой израильской программой”.
Напряженность в отношениях между администрацией Кеннеди и Тель-Авивом заставила израильское лобби усилить давление на Белый дом. Об этом говорится в СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНОЙ записке Госдепартамента от 11 мая, касающейся “озабоченности Белого дома арабо-израильскими вопросами”. Оно начинается так: “В последние недели, как вам известно, становится все более очевидным, что Белый дом находится под неуклонно растущим внутриполитическим давлением, вынуждающим проводить внешнюю политику на Ближнем Востоке, более соответствующую желаниям Израиля. Израильтяне полны решимости использовать период между сегодняшним днем и президентскими выборами 1964 года для обеспечения более тесных отношений в области общественной безопасности с Соединенными Штатами, в частности, посредством гарантий общественной безопасности и более прохладных, более антагонистических отношений между Соединенными Штатами и ОАР [Объединенной Арабской Республикой]”. Это в высшей степени интересная памятка, демонстрирующая влияние Израиля на внешнюю политику США и избирательную политику. Она также демонстрирует усилия Кеннеди по смягчению этого влияния, твердо придерживаясь цели остановить распространение ядерного оружия.
12 мая 1963 года Бен-Гурион написал еще одно длинное письмо президенту Кеннеди. Снова уклоняясь от ответа на вопрос США, Бен-Гурион приводит искаженную историю, включая утверждение, что палестинские беженцы покинули Палестину “по требованию арабских лидеров”. Он снова сравнивает Насера с Гитлером и предполагает опасность нового Холокоста. Он говорит: “Господин президент, мой народ имеет право на существование ... и это существование в опасности”.
19 мая Кеннеди ответил Бен-Гуриону, подчеркнув важность, которую он придает недопущению распространения ядерного оружия. “Мы обеспокоены тревожными последствиями для мировой стабильности, которые будут сопровождать создание Израилем потенциала создания ядерного оружия”. Кеннеди подчеркивает “глубокую приверженность безопасности Израиля”, но говорит, что приверженность и поддержка “будут серьезно поставлены под угрозу”, если США не смогут получить достоверную информацию об “усилиях Израиля в ядерной области”.
27 мая Бен-Гурион ответил Кеннеди, сказав, что ядерный реактор в Димоне “будет использоваться исключительно в мирных целях”. Он возражает на просьбу Кеннеди о двухлетних визитах, начиная с июня, предлагая ежегодные визиты, “такие, которые уже имели место”, начиная с конца года. Условие важное, потому что предыдущий “визит” в Димону был ограничен во времени и пространстве.
15 июня Кеннеди написал Бен-Гуриону после того, как получил научную оценку минимальных требований для инспекции ядерного объекта, После того, как приветствовал заверения Бен-Гуриона в том, что Димона будет посвящена только мирным целям, Кеннеди выдвинул вежливый ультиматум. “Если цели Израиля должны быть ясны миру вне всяких разумных сомнений, я полагаю, что наилучшим графиком, который послужил бы нашей общей цели, был бы визит в начале этого лета, еще один визит в июне 1964 года, после чего с интервалом в шесть месяцев”. Он уточняет, что ”визит" должен включать доступ ко всем районам и “должно быть выделено достаточно времени для тщательного изучения”.
16 июня посольство США в Израиле сообщило, что Бен-Гурион подал в отставку с поста премьер-министра Израиля. Это было огромным сюрпризом; объяснение состояло в том, что это было по “личным причинам”. Вполне вероятно, что Бен-Гурион знал содержание готовящегося письма из Вашингтона (полученного в посольстве накануне). Его отставка привела к тому, что пришлось тянуть время. Посол США Барбур предложила подождать, пока “проблема кабинета министров не будет решена”, прежде чем отправлять почти ультиматум Кеннеди следующему премьер-министру.
Кеннеди не заставил себя долго ждать. 4 июля он написал новому премьер-министру Израиля Леви Эшколу. Поздравив Эшкола с назначением новым премьер-министром, он сразу переходит к вопросу, “касающемуся визитов американцев на ядерный объект Израиля в Димоне”. Кеннеди говорит: “Я сожалею о том, что вскоре после вашего вступления в должность мне пришлось усугубить ваше бремя, но...” Затем он продолжает требовать проведения инспекций, как это было предложено в письме Бен-Гуриону, и что “поддержка Израиля может оказаться под серьезной угрозой”, если этого не будет сделано.
17 июля Эшкол написал Кеннеди, что ему нужно подробнее изучить этот вопрос, прежде чем отвечать на просьбу Кеннеди о посещении Димоны. Посол США Барбур добавила, что Эшкол устно передал, что он был “удивлен” заявлением Кеннеди о том, что обязательства США перед Израилем могут быть поставлены под угрозу. Демонстрируя неповиновение Израиля, Эшкол сказал послу США: “Израиль сделает то, что должен сделать для своей национальной безопасности и защиты своих суверенных прав”.
19 августа Эшкол написал Кеннеди, повторив ”мирную цель" Димоны и проигнорировав просьбу о летней инспекции. Он предложил провести инспекцию “ближе к концу 1963 года”.
26 августа Кеннеди написал Эшколу, что соглашается на визит в конце года, но подчеркивает, что это должно быть сделано “во время загрузки активной зоны реактора и до того, как возникнет опасность внутренней радиации”. Кеннеди поставил эти условия, потому что они были необходимы для определения того, можно ли использовать объект для разработки ядерного оружия.
16 сентября Государственный департамент подготовил Меморандум о беседе с советником посольства Великобритании. Была выражена общая озабоченность, но достигнута договоренность о том, что Димону посетят и проинспектируют “до активации реактора”.
После убийства Кеннеди 22 ноября
После того, как президентом стал Линдон Бейнс Джонсон, политика США на Ближнем Востоке существенно изменилась. С самого начала Джонсон сказал израильскому дипломату: “Вы потеряли очень хорошего друга. Но вы нашли лучшего”. В израильском издании Haaretz говорится: “Историки в целом считают Джонсона президентом, наиболее дружелюбно настроенным по отношению к Израилю”. В Вашингтонском отчете о делах Ближнего Востока говорится, что “Линдон Джонсон был первым, кто согласовал политику США с политикой Израиля” и “До президентства Джонсона ни одна администрация не была настолько произраильской и антиарабской, как его”.
Что касается важнейшего вопроса об инспекции в Димоне, то израильтяне проигнорировали требование Джона Кеннеди, и 26 декабря реактор был запущен. Когда инспекция состоялась три недели спустя, инспеторы не смогли осмотреть облученные районы. Написанный от руки комментарий к отчету гласит: “Мы должны были увидеть это первыми!” Мы не знаем, что произошло бы, оставайся Кеннеди в Белом доме, но, учитывая интенсивность его усилий и глубокую убежденность в опасности распространения ядерного оружия, это не было бы проигнорировано, как было сделано при Джонсоне.
При Джонсоне отношения с Египтом ухудшились. США прекратили предоставлять Египту прямую помощь кредитами и грантами. США становились все более враждебными по отношению к президенту Насеру, чего желало израильское лобби.
Поддержка США решения проблемы палестинских беженцев уменьшилась, а затем прекратилась.
Попытки Министерства юстиции потребовать от Американского сионистского совета зарегистрироваться в качестве иностранных агентов становились все более слабыми, пока не были прекращены новым генеральным прокурором США Николасом Катценбахом, назначенным Джонсоном. Последовательность обменов включает:
11 декабря 1963 года адвокат совета написал в Министерство юстиции США: “Наш клиент не готов регистрироваться в качестве агента иностранного правительства”. Вместо этого он предложил “добровольно” предоставить требуемую финансовую информацию.
В январе и феврале 1964 года между советом и Министерством юстиции произошло больше обменов мнениями. Совет выразил обеспокоенность в связи с тем, что Американский совет по иудаизму публично заявил, что сионистский совет действовал как “агент пропаганды государства Израиль и что Еврейское агентство использовалось в качестве канала для финансирования сионистской организации в Соединенных Штатах”.
Летом 1964 года Николас Катценбах становится генеральным прокурором. Переговоры продолжались. Сотрудники Министерства юстиции отметили, что совет “тянет время” и не предоставляет приемлемую информацию, несмотря на все более особое и благоприятное отношение. Весной 1965 года Министерство юстиции принял решение, что сионистский совет НЕ обязан регистрироваться в качестве иностранного агента. Его финансовая информация хранилась в уникальной папке с возможностью расширения. В ноябре 1967 года Американо-израильский комитет по связям с общественностью (AIPAC) подал заявку на освобождение от федеральных налогов. Министерство финансов США предоставило его задним числом, с 1953 года.
Все более агрессивный и бескомпромиссный сионистский Израиль
Успешная разработка ядерного оружия усилила агрессивные действия Израиля и нежелание разрешить кризис с палестинскими беженцами.
Благодаря разведывательной информации, предоставленной Вашингтоном, Израиль совершил неожиданное нападение на Египет, Сирию и Иорданию в июне 1967 года. “Шестидневная война” стала решающим поворотным моментом в истории Ближнего Востока. Израиль быстро разгромил неподготовленные объединенные армии. На Западе общественное восприятие Израиля изменилось в одночасье. Была создана мифология израильского военного (и общего) превосходства. Среди еврейского населения Америки сомнения и озабоченности по поводу Израиля испарились, а поддержка взлетела до небес.
Примером высокомерия и лжи израильских лидеров является нападение на американский корабль Liberty во время "Шестидневной войны". Судно ВМС связи отслеживало воздушные волны в восточном Средиземноморье, когда его атаковали израильские самолеты и катера. Тридцать четыре американских моряка были убиты и 172 ранены. Удивительно, но кораблю удалось удержаться на плаву. Очевидно, план состоял в том, чтобы потопить корабль, обвинить в этом Египет и укрепить поддержку и враждебность США к Египту и Советскому Союзу.
Линдон Джонсон отклонил призывы о помощи с судна, заявив: “Я не позволю, чтобы мой союзник был опозорен”.
Смертельный инцидент скрывался десятилетиями.
Мы не знаем наверняка, что могло бы произойти, если бы Кеннеди не был убит. Возможно, Израилю помешали бы создать бомбу. Без этого у него, возможно, не хватило бы смелости начать нападения 1967 года на своих соседей, захватив Голаны, Западный берег и сектор Газа. Если бы от сионистского лобби потребовали зарегистрироваться в качестве иностранного агента, его влияние было бы умеренным. Возможно, Израиль смог бы найти разумное соглашение с палестинцами в одном или двух государствах.
Вместо этого Израиль превратился в режим апартеида, совершающий все более возмутительные массовые убийства. Как предупреждал Кеннеди в 1960 году, Израиль превратился в “гарнизонное государство”, окруженное “ненавистью и страхом". Убийство Джона Ф. Кеннеди обеспечило сионистский контроль над Израилем, страдания палестинцев и постоянную нестабильность.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».