Мария Гребенникова Обозреватель TV Mag
«Тайны следствия» – сериал-загадка. Его смотрят уже почти четверть века два поколения телезрителей. Главные герои давно выросли в званиях, но почти не поменялись внешне. Неизменной остается и неустроенная личная жизнь Марии Сергеевны. Зато преступления в соответствии с духом времени становятся все изощреннее, а расследования все увлекательнее. И вот уже с 18 декабря телезрители канала «Россия» смогут увидеть новый, 23-й, сезон популярного проекта.
Корреспондент журнала TV Mag побывал на съемочной площадке сериала, где исполнительница главной роли Анна Ковальчук рассказала о своих ожиданиях от нового сезона.
Онлайн-эфир телеканала «Россия» бесплатно и в хорошем качестве доступен здесь.
Что из съемок 23-го сезона запомнилось вам больше всего?
В этом сезоне я впервые снималась на крыше, я никогда не была на них раньше, хотя, наверное, каждый житель нашего города должен это сделать, и Петербург с такой высоты непередаваемо красив. По сюжету я удивляюсь и восхищаюсь, и мне не надо было ничего играть, потому что эмоции были неподдельные. И нам повезло с погодой, вообще в этом году осень волшебная какая-то. Солнце заливало центр города, подворье Оптиной Пустыни, один из самых красивых храмов Петербурга, мосты...
Что это была за сцена?
Сцена, которую мы снимали, была романтической. Я знаю, что некоторые зрители возмущены тем, что Мария Сергеевна никак не может определиться. Сами понимаете, сценарий пишу не я, как женщина лично я определилась еще лет двадцать назад. Но если бы Мария Сергеевна остановилась и в ее личной жизни никаких движений не было бы, мне кажется, и зритель заскучал бы. Впрочем, думаю, надо уже общими усилиями выдать ее замуж!
За столько лет вы уже сроднились с образом Швецовой. Можете представить себя без нее?
Конечно, я представляю себе карьеру и без этого образа. Знаете, как говорят, чтобы не разочаровываться, не надо очаровываться. Я отдаю себе отчет в том, что это просто работа. Конечно, расстаться будет трудно. В какой-то момент я очень хотела распрощаться с этой ролью, в какой-то, наоборот, держалась за нее, особенно в пандемию – мы работали, снимали, была какая-то стабильность.
Кстати, в реальной жизни меня часто Машей зовут, и я откликаюсь. Кого-то зовут, думаю, не меня ли?
Конечно, трудно существовать в этом образе, но с моим жизненным ростом меняется и моя героиня, и отчасти я сама принимаю в этом участие, являюсь соавтором. Продюсеры доверяют мне изменения образа, поведения моей героини.
Можете привести пример?
Например, были сцены, где Мария Сергеевна сидит в ресторане с бокалом вина. Я говорю: не буду брать алкоголь, не хочу его пропагандировать, хочу, чтобы моя героиня с водой сидела. В другой раз в сценарии она произносила грубое слово. Я говорю, нет, Мария Сергеевна принимает всех людей, она за честность, за правду и следует букве закона, она не переходит на личности. Иногда что-то такое написано теми, кто меня не знает, и я все это переделываю, и от этого выстраивается образ. А еще в новом сезоне я предложила для Швецовой кудрявый хвост.
Расскажите о работе с вашей дочерью Златой. Много сцен с ее участием в новом сезоне?
В новом сезоне будет много Златы. Конечно, не так много, как хотелось бы, но все же. Интересно, но во время съемок уже какие-то другие у нас отношения выстраиваются, уже она главная, она меня кормит, мне некогда о себе позаботиться, а она уже такая взрослая. Нагрузку берет на себя, успокаивает Марью Сергеевну, это тоже для меня важно.
Сложно то, что я прямо волнуюсь за нее в кадре, мне хочется ей помочь, она же без актерского образования, хотя и ходит на мой курс к ребятам. Естественно, она на протяжении многих лет снимается, но все равно я волнуюсь, хочу подсказать. Артист обычный снимается и снимается, а я включаю и маму, и актрису, и педагога, и учителя, смотрю, как ее повернуть лучше к камере. Я очень устаю после смены с ней, но она говорит: мама, ты мой гуру. Мы 12 часов проводим вместе, и это счастье. Успеваем и поспать, и поговорить, и поссориться, и помириться. Работа сближает, безусловно.
А с другими актерами как отношения сложились?
С другими актерами у нас очень душевные отношения, мы сблизились за эти годы. Думаю, зритель это чувствует. Наверное, в этом и есть секрет, потому что тексты обычные, ситуации тоже обычные, а вот эта магия нашего отношения друг к другу, душевного, деликатного, любящего, мне кажется, вот это зритель и считывает, и не переключает канал. Сказать, что мы дружим за кадром – да нет, я предпочитаю проводить время со своей семьей. Но многим могу позвонить, попросить помочь, что-то спросить, озадачить – и помогут.
Звук сейчас пишется живой, не дублируется. Вы как отнеслись к этому новшеству?
Я очень трудно принимаю перемены, я человек, который держится за старое. Я сопротивлялась, а потом поняла, что это колоссальный опыт. Во-первых, ты не тратишь невероятное количество часов у микрофона. Во-вторых, ответственность появилась, а не то, что ты что-то наговоришь в кадре, а, мол, потом переозвучу.
Готовый сериал смотрите?
Я смотрю обязательно, страшно огорчаюсь сначала. Знаете, так бывает: не нравится, а потом через год смотришь – а ничего получилось! Тот же эффект совершенно. Сначала смотрю, закрывая глаза ладонями, начинаю паниковать, всем звонить, оператору выносить мозг, что он плохо снял. Потом пересматриваю – вроде и нормально. Я смотрю обязательно. Иногда любуюсь картинкой, но не из праздного любопытства – работу над ошибками делаю.
Сколько еще готовы сниматься в «Тайнах следствия»?
Не знаю, нельзя загадывать. Но я готова, 25-то сезонов надо снять.
А сын пойдет по вашим стопам?
Добрыня говорит, что точно не будет артистом. Он занимается баскетболом, учится в гимназии, у него колоссальные нагрузки, он отличник. Не знаю, в кого. Не в меня.
Обратную связь со зрителями держите?
Я много получаю писем, в соцсети, в театр пишут. Иногда присылают фотографии девчонки в форме, такие красивые! По 23 года им. Прониклись сериалом и решили выбрать такую же профессию.
Сама часто консультируюсь с профессионалами. Недавно звонила подруге, судье, как правильно: ходАтайство или ходатАйство? Она мне говорит: за ходатАйство расстреляем, конечно, ходАтайство!
Бывает, ругают: пистолет не так держала. Ну ладно, что делать. Но вообще говорят, что на экране все честно, достоверно и правдиво. Сериал помогает быть увереннее в себе. Когда-нибудь я выпущу свой курс по маскам, как они нам помогают. Надеваешь маску Марьи Сергеевны – и все проще.
Расскажите о своих студентах.
Это КиТ, Институт кино и телевидения, ребята уже на втором курсе, продвигаются семимильными шагами. Мы уже ставили Достоевского. Мне очень интересно, делаю с ними спектакль, пробую себя в качестве режиссера, что мне кажется безумно сложным. Но я очень счастлива, что они у меня есть. Я их люблю, и они дарят мне свою любовь, это взаимно.
Премьера нового сезона, «Тайны следствия – 23», состоится в эфире телеканала «Россия» с 18 декабря. Онлайн-эфир телеканала «Россия 1» бесплатно и в хорошем качестве доступен здесь.
Фото: Россия