Многие преподаватели жалуются, что у современных учеников нет ни дисциплины, ни концентрации, ни многих других важных вещей, и учить их невозможно. Но на самом деле, просто современные дети другие и им нужен другой подход.
Люди — они хорошие
Я исхожу из того, что люди хотят поступать правильно и хорошо, если человек ведёт себя иначе — то или его чему-то не научили, что-то он не понимает или не может, или что-то со здоровьем не так.
Современным детям и подросткам я даю такую модель уровней мотивации участника группы:
А — анархия. Правил нет, или о них забыли. Отношение к другим людям в группе безразличное, равнодушное.
B — буллинг/травля/тирания/. Правила/стандарты есть, но человек пытается навязать свои. Отношение к другим людям равнодушное/потребительское
C — сотрудничество, конформизм. Человек следует заданным стандартам/правилам, отношение к другим внимательное(всегда немножко поможет, если увидит, что надо)
D — добрососедство/добросовестность/ответственность. Человек следует стандартам, отношение к другим — внимательное.
Отличие между C и D внешне отсутствует. Отличие внутреннее — на уровне C человек так ведёт себя, чтобы угодить. Чтобы понравиться/чтобы отстали, не приносили проблем
На уровне D человек ведёт себя так, потому что это просто правильно и хорошо. Он так поступать будет даже тогда, когда это ни на что вроде бы не влияет.
На то, чтобы ученики запомнили эту модель, уходит какое-то время, приходится повторять, рассказывать примеры, разбирать случаи. Но когда они усваивают, они уже начинают вести себя гораздо ответственнее.
Вопросы, которые заставляют думать
Рефлексивные вопросы — вопросы, которые заставляют подумать. На них не ответишь «да» или «нет», ответ. Вот такие диалоги получаются.
— Что ты делаешь сейчас?
— Ничего!
— Ну я же видел. Так чем ты занимаешься?
— В телефоне сижу...
— А чего ты хочешь сейчас?
— Ну мем просто хотел показать Серёге смешной
— А чего ты хочешь от занятий, давай вспомним?
— Хочу научиться делать игры
— А как то, что ты залез в телефон, помогает этому?
— ...Никак...
— Сколько нужно уметь, чтобы делать профессиональные видеоигры?
— Очень много
— Хорошо, что помнишь об этом. А как это соотносится с нашими правилами, стандартами, политиками?
— Пользоваться телефоном только, когда это нужно для обучения
— Очень хорошо, что помнишь. На каком ты уровне мотивации сейчас?
— На Анархии, «А».
— Ты забыл о том, что телефон только для обучения?
— Да...
— Смотри, за сегодня второй раз уже забыл. Начинай уже думать, что ты можешь сделать, чтобы это не повторялось, если повторится, я тебя об этом спрошу. А прямо сейчас что нужно сделать?
— Взяться за дело!
— Именно! Вперёд!
Голова, как правило, включается очень хорошо. И даже если придётся вводить санкции, то ученик поймёт, что это не наказание — это такой способ помочь ему перестать отвлекаться.
Ответственность за поступки
Многие могут пытаться свалить ответственность за своё поведение на кого попало. «Он первый начал!», «Да меня Серёга отвлекает!». Приходится объяснять, что импульсы есть у всех людей, но человек всегда выбирает, как на него реагировать. Даже если вас ударили, вы можете попытаться убежать, заплакать, закричать, ударить в ответ, рассмеяться(в целях выразить безразличие). Так что каждый выбирает, как реагировать, и несёт ответственность.
Этот перевод из позиции жертвы в позицию автора лишает подобных отговорок и перекладывания ответственности.
Позитив и выбор
Всё это можно прекрасно делать по-доброму. Даже выводя человека из аудитории, чтобы подумал, можно подавать это не как кару, а как попытку помочь понять и осознать, что идёт не так, дружелюбно.
И всегда важно давать выбор. Лучше, чтобы ученик сам выбрал, какие санкции к нему нужно применить. Не наказания, именно санкции.
Что получаем в итоге?
С таким подходом получается приучить учеников думать о своём поведении на занятии, о том, как оно соответствует целям, как оно влияет на других. К дисциплине получается приходить не через контроль, а через приучение к самостоятельности, ответственности, самоконтролю.
Понравилась статья? Подписывайтесь, ставьте лайк, пишите комментарии.
Ссылочки на меня:
Репетитор для детей: https://vrom1990.ru/repetitor_child/
Репетитор программирования для взрослых: https://vrom1990.ru/grown-repetitor/
https://blog.vrom1990.ru
https://zen.yandex.ru/id/vrom1990
https://t.me/vrom1990pb
https://pikabu.ru/@vrom1990
https://archive.org/details/python-tupyh
https://vk.com/vrom1990pb
https://www.youtube.com/c/ВячеславРоманьков
ДЛЯ ДОНАТОВ
https://yoomoney.ru/to/410012316866358 https://donate.stream/ya410012316866358
или на карту 5599 0020 1940 9582