Перед войной, в конце 30-х годов прошлого столетия, отмечался всплеск рождаемости в нашей стране, как в городах, так и в сельской местности. Были определённые трудности в материальном плане, но при всём этом по воспоминаниям наших матерей, бабушек, отцов и дедов достаток в семьях после голодных неурожайных лет в начале 30-х годов значительно вырос, жить было можно. Это они высказывали многократно в своих воспоминаниях и говорили, что «хлеб тогда стали есть вволю». Село всегда процветало и будет процветать тогда, когда на улице слышны детские крики и возгласы, наши предки это осознавали, поэтому при них села и деревни не вымирали.
Может для некоторых из нас сейчас покажется странным, что наши родители были счастливы достатку в виде наличия хлеба. Но это выражение нужно понимать шире – на столе были и другие продукты питания, так называемые погребные запасы: картошка, капуста в различном виде, огурцы, помидоры и другое. Просто надо понимать, что выражение «хлеб всему голова» означало во все времена, что при наличии лишь одного хлеба человек не умрёт от голода.
Ситуация изменилась с началом войны по известным причинам, и прежде всего от этого пострадали малолетние дети, включая тех, кто родился в июне 1941 года по весну 1942 года (а далее в нашем селе рождаемость носила единичные случаи). Было очень трудно, от голода пухли матери, отдавая последние крохи детям, порой умирали сами, а детей своих спасали. Были такие случаи, когда матери умирали, оставляя новорождённых, и в таких случаях наши односельчане смогли спасти крох и вырастить их общим миром. Я хочу вспомнить судьбу таких малышей, которых спасли родственники и соседи. Конечно, это не будет являться открытием, но хотелось бы ещё раз вспомнить тех людей, которых уже нет с нами, а некоторые из спасённых детей, к счастью живы, итак:
1 августа 1941 года в Больших Крестах в семье Колотилиных Ивана Михайловича и Аксиньи Михайловны родился сын Валентин (Валя Кузянов), причем Иван Михайлович был призван на фронт, провожала его старшая дочь Анастасия (тетя Настька Григина в будущем), а жена Аксинья была на сносях и не смогла поехать в Инзу. Аксинья после рождения сына тяжело заболела и слегла. Маленький Валя остаётся на попечении старших несовершеннолетних сестёр Анастасии и Евдокии, да ещё в семье был четырёхлетний брат Пётр, а за всеми ними присматривала их престарелая бабушка Агапия (в селе звали её Агафьей) Семёновна, 1865 г.р. (или «по уличному» – бабка Малюга). В семье запасов не осталось, так как они заготавливаются, как известно по осени. Вале эти запасы пока и не нужны были, он нуждался лишь в материнском молоке, без которого ребенку не выжить…
30 августа в семье Мнякиных Григория Васильевича и Марины Николаевны рождается сын Виктор (по-уличному – Витька Ванюшкин). До рождения сына семья жила на территории современной Молдавии, отец служил на сверхсрочной… Все случилось мгновенно 22 июня 1941 года, отец вместе с армией вынужден был отступать, а беременная жена чудом смогла добраться до Инзы, где она работала до войны сначала в школе, а потом в райкоме комсомола. Здесь родился их первенец. Жизнь с младенцем в то время была трудной. В это время дед Василий (по уличному – Вася Ванюшкин), по воспоминаниям внука принимает единственное правильное решение – приезжает в Инзу на санях и забирает сноху с внуком к себе домой в Палатово, в Большие кресты, было это в ноябре 1941 года…
20 марта 1942 года в Больших Крестах у Чечиных Степана Ивановича и Надежды Матвеевны рождается дочь Екатерина (по-уличному – Катька Надькина, а впоследствии Катька Лёлина). Отец Степан на момент рождения дочери находился на фронте, от которого письма стали приходить реже, а потом совсем их не стало, что, наверное, потом отразится на здоровье жены и матери, у которой пропало молоко…
Семьи всех этих младенцев жили рядом, сноху Васи Ванюшкина местные бабы приняли хорошо и из Марины Николаевны она быстро превратилась в Маруську и тетю Маруську. Да и что было им делить, хоть она и не палатовская, а тоже родом из деревни из – под Базарного Сызгана, тем более в семье её родителей было 14 детей.
Из всех этих семей, на мой взгляд, семья Виктора в то время находилась относительно в самом лучшем материальном и моральном положении. Почему я так считаю, ведь только в семье Вити был мужик, а это и защита, и кормилец. Дед Василий был уже не призывного возраста (1888 г.р.), но это был ещё сильный работник, который по дому и хозяйству мог сделать всё сам, к тому же его сын Григорий был офицером, и семья получала ежемесячно денежное и продуктовое довольствие. Семьи Вали и Кати жили без мужиков и этим всё сказано, не буду на этом останавливаться, речь у нас о другом.
Мать Вали Аксинья к ноябрю 1941 года окончательно слегла, жизнь младенца была на волоске, которую спасла мама Виктора. Своим грудным молоком стала кормить сына Витю и умирающего Валю. Сестры носили Валю в дом деда Васи, а иногда тетя Маруся сама приходила с сыном к ним домой и кормила их обоих. Родня Вали были благодарны Марии Николаевне, что она спасает их брата и внука от смерти. Когда Вале исполнилось 10 месяцев, его мама умерла.
Из воспоминаний племянницы Валентина: «…мама рассказывала нам, что в 1942 году их семья очень сильно голодала, она как старшая из детей вместе с бабушкой Агафьей пошли сбирать по окрестным селам. Всем было трудно, но люди по мере возможности что-то подавали. По возвращению домой им сельчане сказали, что мама умерла. Хоронить было не на что, даже поминок не смогли собрать. Мама при нашем детстве со слезами на глазах об этом говорила и даже себя в этом винила, хотя что она могла сделать, ведь не каждому мужику такая участь бывает посильной, не то что девчонке. Когда мы подросли, и появилась материальная возможность, мама в 1970 году собрала большие поминки по своим родителям и бабушке Агафье, про которую мама всегда вспоминала с большим уважением. Она говорила, что бабушка заботилась о них, сама не ела и это привело к тому, что она обессилила, только лежала на печи, даже руки поднимать не могла. Если бы не голод, она могла прожить до ста лет, женщиной она была рослой и сильной. Бывало соберет крошки со стола и ребятишкам в рот суёт, жалела она нас всех.
Мама нам говорила, что её могли посадить в тюрьму в годы войны за «воровство». Есть нечего было совсем, и мама с работы насыпала в варежки пшеницы. Её поймали и повели к участковому, мама плакала и говорила, что она не себе взяла, а детям. Участковый говорит каким ещё детям, ты сама еще ребёнок. Маринины старики (Архип Степанович и его жена Анна, в их избе допрос был) сказали, что они сироты. Участковый удивился и говорит: «Вам же паёк положен!». Мама говорит, мол нам ничего не дают. Он взял её за руку и повёл в сельсовет, оказалось, что такие сироты ежемесячно должны были получать паёк. Так мы стали получать эти пайки на детей, после этого все мы немного ожили…».
Воровство это было или нет? С точки зрения закона – да, с другой стороны в её ситуации поступил бы каждый порядочный человек, который в этот момент думал не о последствиях поступка, а о жизни своих братьев и сестры.
Войну бабка Агафья пережила, а благодаря ей и все её внуки от сына Ивана остались живы, умерла она в возрасте 83 лет (1948 год).
Следует отметить, что государство в такое трудное время находило возможность помочь сиротам, а вот на местах власть в лице руководителей сельсоветов получается либо не вела учет таких семей, либо положенные пайки сирот получали другие люди.
Марина Николаевна оказалась доброй женщиной, к ней обратилась за помощью и тетя Надька Чечина, у которой пропало молоко и жизнь дочь Кати тоже была под угрозой. Тетя Маруся и ей не отказала, она стала кормить троих младенцев своим молоком, и тем самым спасла жизнь еще одному маленькому человеку.
Дети подросли, жизни их теперь ничто не угрожало, играли вместе на улице с другими ребятишками. Эти дети, как называют в народе стали молочными братьями и сестрой. Они пока ещё ничего не понимали, но их уже объединило еще одно последствие войны – все они стали сиротами. Первый осиротел Валя, его отец Иван Михайлович Колотилин погиб в немецком плену 25 ноября 1941 года, отец Кати – Степан Иванович Чечин – пропал без вести 18 сентября 1942 года (позже выяснится, что он погиб в бою, пав смертью храбрых), отец Вити – капитан Мнякин Григорий Васильевич – погибнет 24.06.1944 года. Ни один отец не увидел своего ребенка, они родились после их мобилизации на фронт.
Все трое играли вместе на улице, в 1946 году Витя уезжает жить в Инзу к матери, которая несколько раньше его уехала туда, устроившись там на работу, а Витя на каникулы всегда приезжал к деду, который видимо гордился своим внуком и по мере возможности влиял на его будущую судьбу. Воспоминания Виктора: «…летом 1960 года я приехал к деду, мы с ним пришли на берег речки. Я сказал, что школу закончил и буду поступать в институт. Дед слушал меня, говорил много о жизни и вдруг сказал, что учиться это хорошее дело, только, Витя, в нашем роду все служили в армии, я участник двух войн, твой отец тоже служил, но погиб на войне. Больше ничего не сказал мне, перевел разговор на другие темы. Вот это была «профориентационная» работа, но так получилось, что поступать в институт в этом году я не стал, а осенью был призван в армию…».
По приезду в село Витя встречался со своими друзьями, и эта связь между ними не прерывалась, а наоборот еще более углубилась. Так получилось, что Виктор и Валентин осенью 1960 года призывались в армию и оказалось так, оба они оказались служить в одной воинской части, словно родные братья. Здесь немного отступлю от темы и добавлю, что Виктор и Валентин оказались в воинской части, из которой только что демобилизовались домой их палатовские старшие друзья детства – Байков Николай Михайлович и Лукьянов Пётр Петрович, которых они не увидели лично там, но им о них рассказал третий палатовский друг. Из воспоминаний Мнякина Виктора Григорьевича: «…прибыл в воинскую часть, нас расположили по казармам, однажды ночью меня разбудил дневальный и говорит, чтобы я шёл в каптёрку. Вначале я подумал о плохом, готов был к защите, парень вроде был физически крепким. Какое же было моё удивление, когда среди сержантов в гражданской одежде находился Шабаев Валентин Иванович, с которым в деревне дружил и ходил к ним домой на посиделки. Тут раздался его смех, он познакомил меня со всеми бывшими сослуживцами, сказав: «Это своей парень, его не трогайте!». Валентин рассказал, что Байков и Лукьянов неделю назад демобилизовались, он остался работать там на гражданке. Городок был закрытым, и пока оформляли документы командир разрешил Валентину пожить в казарме, но вскоре он переехал в городок. Потом несколько раз с Валентином встречались на дороге, он был шофером, да и я в армии шоферил…».
Как сложилась жизнь этих людей? Виктор и Валентин вместе служили до июля 1963 года. Виктор в июле 1963 года уехал поступать в институт и поступил. На основании этого его демобилизовали из армии, а Валентин в ноябре 1963 демобилизовался и вернулся в село. Екатерина осталась в селе, создала семью. Её жизнь у всех на виду, в настоящее время живет радостью встречи со своими детьми, внуками правнуками. В разговоре она подтвердила: «…мама мне говорила, что носила меня кормить к тете Марусе, хорошая была женщина, мне об этом мама постоянно говорила…».
Колотилин Валентин Иванович, после армии женился. К сожалению, очень рано умер, его не стало весной 1971 года.
Мнякин Виктор Григорьевич после окончания института работал за пределами Ульяновской области по специальности, в начале 80-х годов переехал на родину, где трудился еще долгое время после выхода на пенсию. В настоящее время уделяет большое внимание увековечиванию памяти своих предков и односельчан.
С уважением, Пётр Оськин.