Речь идет не об авторе «Американских богов», а об инженере путей сообщения Василии Васильевиче Геймане, подлинной страстью которого стали автомобили и длительные на них путешествия. Энтузиаст, победитель автогонок, он стал инициатором нескольких больших автопробегов.
В 1913 году он возглавил путешествие по Европейской России и потом написал книгу «По градам и весям родной земли» (10000 верст на автомобиле).
Автопробег выдвинулся из Петербурга через Казань и Одессу до Пскова и Риги и обратно в Петербург.
Книга «По градам и весям родной земли» это записки автомобилиста-путешественника, исколесившего страну «по проселкам и грунтам, по тяжелым дорогам, а зачастую вовсе без дорог».
Дважды Гейман заезжал в Псков: по дороге на Ригу, а затем перед возвращением в конечную точку.
Что же он видел по дороге?
Вот несколько цитат:
«Дорога от Витебска до Опочки очень хороша: шоссе приведено в великолепный вид еще к международному пробегу в 1911 году. В смысле ландшафта оно обращает на себя внимание туристов. Но большинство мостов требует, и довольно настоятельно, ремонта».
«До Пскова и дальше до Риги дорога не представляет ничего особенного. Это хорошо содержимое шоссе, в особенности в пределах Лифляндской губернии. Здесь очень живописно, но вместе с тем совершенно пустынно: не видно ни деревень, ни хуторов, а навстречу попадаются хмурые латышские лица».
Забавный момент произошел, когда во время завтрака в Невеле авто окружила толпа ребятишек, желающих прокатиться, хоть бы и за деньги. Популяризации автопутешествий помешала сильная гроза и дождь. Они разогнали публику.
Последняя ночь тысячевёрстного путешествия прошла в Пскове в гостинице на Сергиевской улице.
В рассказе об этом обнаруживаются интересные подробности про одну псковскую персону. Оказывается, их встречал, устраивал в гостинице и приглашал в гости Генрих-Рудольф Давидович Герц. Гости «опустошили все банки со вкуснейшим вареньем».
Краеведы знают имя Генриха Герца, поскольку он был владельцем дома по современному адресу улица Некрасова, дом 44: красного кирпича в три этажа с вазами на керамических панно на фасаде.
Генрих Герц – тоже инженер путей сообщения, еще немного бизнесмен, а еще немного изобретатель и энтузиаст автодела.
Василий Гейман рассказывает:
«Перед самым отправлением в Петербург мы посетили мастерскую Герца... у него нечто вроде крохотного автомобильного завода. Автомобиль этот завод не построит, но починки произведет когда угодно и какую угодно».
Хотя машину Герца он довольно пренебрежительно назвал «керосинкой», самого Герца с восхищением называет «удивительным человеком, который не ограничивался опытами с карбюратором, и демонстрировал нам пианолу собственного изобретения».
Завершает Василий Гейман свой рассказ о Пскове замечательным пассажем:
«Что сказала бы блаженная княгиня Ольга, если увидела бы нас в родном Пскове? Она, как умная правительница, наверное, принялась бы сейчас насаждать в своей вотчине автомобили».