Россия развивает экспортный сектор по производству водорода и к 2030 г. планирует занять пятую часть мирового рынка. Об этом заявил на СОР28 в Дубае первый замминистра экономического развития России Илья Торосов. Потребность в водороде в разных странах растет, сектор активно развивается и имеет большие перспективы. В сложившихся геополитических условиях, по мнению экспертов, Россия просто не может позволить себе отказаться от создания водородной энергетики из соображений технологической безопасности страны.
Согласно словам И. Торосова, к 2050 г. ожидается снижение спроса на углеводороды, однако уже открываются новые рынки низкоуглеродной энергии. «В России делается акцент на развитии новых высокоэффективных производств, продукции с высокой добавленной стоимостью. Развивается экспортный сектор по производству водорода — к 2030 г. Россия планирует занять пятую часть мирового рынка», — озвучил намерения руководства страны замминистра.
По данным группы «Деловой профиль», доля России на мировом рынке производства водорода сегодня составляет около 7% (примерно 5 млн т в год). Страна занимает пятое место в мире после Китая, США, ЕС и Индии.
На сегодняшний день водородные стратегии утверждены уже в 26 странах мира. Развивающиеся и развитые государства заинтересованы во внедрении водорода как основного инновационного вида топлива. Согласно консолидированным оценкам, уже в 2030 г. объем глобального рынка низкоуглеродного водорода достигнет 500—800 млрд долл. По прогнозу МЭА, к 2050 г. доля водорода в мировом потреблении составит 18%, из них 10% будет приходиться на зеленый водород.
Но пока инвесторы осторожно подходят к вложениям в этот сектор: водородные проекты хотя и финансируются, но не столь активно. В 2022 г. в мире было заявлено 680 крупномасштабных водородных проектов стоимостью 240 млрд долл., но только на каждое десятое предложение были выделены инвестиции. Развитию рынка водородной энергетики препятствуют высокие издержки производства и хранения водорода, потери энергии на каждом этапе цепочки создания стоимости, сложности транспортировки и т.д.
Эксперты группы «Деловой профиль» полагают, что для России в текущих геополитических условиях, породивших отказ от российских традиционных энергоресурсов и затяжной энергетический кризис в западных странах, развитие водородного направления приобретает особую значимость. В сложившейся ситуации РФ просто не может позволить себе отказаться от создания водородной энергетики из соображений технологической безопасности страны. Ведь если в мире сформируется новая отрасль энергетики с ее совершенно новым технологическим пакетом, основанная на водородных технологиях, любое технологическое отставание в будущем приведет к неизбежной зависимости от лидеров этой отрасли.
Комментарий эксперта
Вадим Петров, cтатс-секретарь Экологической палаты России, Председатель Общественного совета при Росгидромете, MPA
Роль водорода постепенно меняется от сырья для нефтеперерабатывающей промышленности (гидрокрекин, гидроочистка) и химической промышленности (аммиак, метанол, полимеры) до универсального источника энергии для многих отраслей (транспорт, электро-, теплоэнергия, металлургия, цементная промышленность). Ключевой технологией в ближайшем будущем эксперты указывают улавливание CO2 («голубой» водород). Многие сторонники возобновляемых источников энергии в перспективе десяти лет отмечают возрастающую актуальность для них «зеленого» водорода (с использованием ВИЭ).
Различные страны «водородной повестки» прилагают значительные усилия для развития водородной энергетики, однако используемые ими подходы различаются. Так, объем инвестиций в развитие водородной энергетики до 2030 г. у Канады 1,5 млрд долл. с объемом производимого водорода к 2030 г. 4 млн т, Норвегии 0,1 млрд долл., Японии 19,2 млрд долл., Германии 10,7 млрд долл. Например, те же ключевые аспекты стратегии водородного развития Канады предполагают малый размер инвестиций при точечных инвестициях с помощью государственных закупок.
На текущий момент инвестиции в водородную энергетику в основном направлены на развитие спроса и не превышают 2 млрд долл. Большинство инвестиционных проектов реализуется в Европе, Австралии и Азии (Корея, Япония, Китай) — крупнейших странах-импортерах энергоресурсов. Инвестиции в развитие спроса на водородную энергетику отличаются повышенной волатильностью, которая обусловлена конкуренцией с автотранспортом, использующим электроэнергию, а также, в последнее время, влиянием пандемии. Несмотря на многообразие игроков по цепочке создания стоимости водорода, согласно дорожной карте развития водородной энергетики РФ, главными национальными компаниями, задействованными в водородной энергетике, будут Росатом, Газпром, НОВАТЭК.
Говоря о перспективах использования водорода, я считаю, что водород будет по-прежнему использоваться как сырье для технологических нужд. Одновременно с этим, безусловно, стоит поддержки возможность поставок водорода для экспортных нужд в соответствии с дорожной картой развития водорода в РФ, прежде всего ввиду того, что водород будет активно использоваться в транспортной промышленности.
Ключевым стимулом для роста развития водородной энергетики в РФ станет введение углеродного налога в Европе, который, по мнению большинства российских компаний, негативно повлияет на их сбыт, в том числе и после растепления геополитической ситуации. Для минимизации данных рисков компании включают водородные инициативы в стратегии устойчивого развития, а также готовы рассматривать инвестиции в зарубежные водородные проекты с «дружественными странами».
Вообще, как показывают результаты COP28 — экология и устойчивое развитие уже сейчас стараются исключить из перечня тем для односторонних ограничительных мер («санкций»). Большинство российских компаний уже имеет перспективные проекты по производству водорода, прежде всего для удовлетворения собственных потребностей в водороде. А ключевыми мерами поддержки, необходимыми для производства водорода, должны стать прежде всего налоговые льготы и денежные субсидии на финансирование капитальных затрат, связанных со строительством мощностей.
Комментарий эксперта
Дарья Буйлова, директор по маркетингу и стратегии «НАТЭК-Нефтехиммаш»
Потребность в водороде в разных странах растет, и, согласно данным внутренних исследований профильных компаний, сейчас мировой рынок водорода оценивается примерно в 75 млн т. К 2030 г. он может вырасти примерно до 130 млн т, а к 2050 г. — примерно до 370 млн т. При этом больше всего вырастет потребность в таком виде топлива в Азии — там рынок увеличится на 6,3% к 2050 г., а также в Северной Америке и Европе.
Главным стимулом для роста в Европе считают внедрение углеродного налога. В России также работают над снижением углеродного следа. Поэтому мы полагаем, что водородные проекты будут активно развиваться и в России. Сейчас в этой сфере работают такие компании, как «Новатэк», «Газпром», Росатом.
Существенную поддержку этому сектору могут оказать налоговые льготы и денежные субсидии на финансирование капитальных затрат, связанных со строительством мощностей.