Найти тему
Future Crew

Зачем киберпреступники изучают наши эмоции

Самое слабое звено в системе информационной безопасности — это чаще всего человек. Минцифры посчитало, что свыше 70% утечек данных в компаниях происходит в результате действий сотрудников. А The Hacker News рассказал, какие наши качества могут создать риски для нас самих и как защититься от хакеров с помощью тактики «остановись и оцени».

Злоумышленники хорошо изучили, как наши мысли и чувства влияют на принятие решений. Самые важные из них в данном случае: эмпатия, уязвимость, чувство вины, импульсивность, а ещё склонность доверять авторитетам, личные симпатии и желание быть успешнее других. Мошенники используют их, чтобы строить схемы, которые убеждают открыть вредоносный файл, раскрыть конфиденциальные данные или предоставить доступ к платёжной системе.

Как защититься?

  • Прежде чем открыть странное письмо или ввести свои данные в онлайн-форму, оцените ситуацию: насколько вы доверяете источнику информации?
  • Обратите внимание на чувства и эмоции: не пытаются ли вами манипулировать? К сожалению, не каждой просьбе о помощи в интернете стоит доверять.

Популярные схемы обмана с задействованием психологии людей

  1. Ложная просьба о помощи. Уязвимость: доверие

Злоумышленники знают, что люди часто доверяют другим и стесняются отказывать в просьбе о помощи. Поэтому мошенники могут попросить сделать пожертвования или вернуть деньги за якобы ошибочный платёж.

2. Рассылки от имени компаний. Уязвимость: подчинение авторитетам

Люди доверяют авторитетам и часто действуют импульсивно в ситуациях, которые требуют немедленной реакции. Этим пользуются хакеры, которые рассылают письма и сообщения от имени компаний и госорганизаций.

3. Уникальное предложение. Уязвимость: желание сэкономить

Многие стремятся получить то, чего нет у других. Поэтому мошенники часто используют ограниченные по времени выгодные предложения, чтобы побудить пользователей перейти по ссылке.

4. Предложение улучшений. Уязвимость: эгоцентризм

Естественное желание — быть лучше других, может заманить в ловушку, Например, киберпреступники могут предложить перейти по ссылке, чтобы получить новые возможности для карьерного и личностного роста.

5. Имитация близости. Уязвимость: личные симпатии

Люди склонны поддерживать дружеское общение и доверять знакомым, поэтому мошенники часто выдают себя за друзей, чтобы побудить пользователя перейти по ссылке или перевести деньги.

6. Шантаж и угрозы. Уязвимость: чувство вины и жажда признания

Желание стать популярным и скрыть некоторые личные секреты может обернуться шантажом со стороны киберпреступников.