Найти тему
Москва Меняется

«Умирали пацаны страшно»*

Мы с моим тренером стоим на фехтовальной дорожке со шпагами и в полном снаряжении, включая маски. Тренер говорит: «А мы еще застали, застали это всё, когда в девяностые в Казань на сборы или на соревнования ездили. Пошли втроём в магазин, а вернулись босиком. Каким-то пацанам из местной шпаны понравились наши кроссовки. И никого не волновало, что на улице было минус пятнадцать». Это мы в перерывах между поединками обсуждаем модный сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте».

Обложка: © Институт развития интернета; START; Телекомпания НТВ; Тумач Продакшн; Видеосервис Wink
Обложка: © Институт развития интернета; START; Телекомпания НТВ; Тумач Продакшн; Видеосервис Wink

Уже подхватили широкие массы обидное слово «чушпан» и горделивую максиму «пацаны не извиняются», уже посмотрели седьмую предпоследнюю серию. Но кажется мне, что многие либо не поняли, о чем сериал, либо пиарщики стали активно работать от обратного. Чуть не каждый день появляются сообщения о том, что добрые русские — и не только — люди глубочайшим образом возмущены этим сериалом — ведь там романтизируется криминальная тематика. Из-за этих сообщений о сериале уже слышали все, кто его и смотреть не собирался. Хороший медийный сарафан собрали, пацаны.

Кратко даю расклады по теме. Фактура сериала основана на мрачной обстановке Татарстана конца восьмидесятых. Каждый, кто там жил или бывал тогда, подтвердит — город Казань был поделен на зоны влияния, а по улицам, которые непременно кому-то «принадлежали», ходило то, что в Москве называли «кодлой» — многочисленные и сбитые в стаи агрессивные подростки, полностью лишенные чувства опасности и инстинкта самосохранения.

Вот на этом приблизительно и строится основной конфликт сериала. Там один мальчик из семьи условно интеллигентной, где он увлеченно играет на фортепиано, а второй — из семьи богатой, где ему тоже, в общем, есть чем заняться. И телевизор тебе цветной, и проигрыватель, и люстра хрустальная, и отец на «Волге». То есть, подростки выходят на улицу и сбиваются в криминальные стаи, не потому, что им нечем заняться, не потому, что в их жизни нет перспектив и «социальных лифтов» в обозримом будущем. Они просто будто закручиваются какой-то неизбежной и непобедимой стихией, вихрем времени, сквозняком распада огромной страны. Энтропия, как принято говорить, нарастает, вот и молодежь считает, что нечего идти на завод, нужно взять от появляющихся возможностей всё.

Тут и брат, приехавший из Афганистана и готовый решать вопросики на улицах города, вплоть до прямого рэкета, тут и краденый видеомагнитофон — основа для организации видеосалона — тут и общая бесхозность всего. Все можно украсть, отобрать, занять, разбить. В первую очередь можно разбить лицо. Подростки дерутся раза по четыре в каждой серии, разбитые лица — основная визуальная составляющая. Не драться нельзя, это не по-пацански, а по-чушпански. Каждый должен уметь постоять за себя, а если не может, то должен примкнуть к подростковой банде, которая и научит, и отобьет в нужный момент. А может и «отошьет» от улицы, то есть навсегда оставит в «чушпанах», а ничего страшней для пацана нет и быть не может.

Это не романтизация времени и характеров, не романтизация тематики — это вызывающая исключительное отвращение грязь. Кстати, это ощущение грязи поддерживается еще и тем, что в сериале никто никогда не моется, ложатся в кровати прямо после драк и погоней, не раздеваясь, что вызывает у зрителя естественное чувство брезгливости. Все ходят в лохмотьях и обносках, герой Ивана Янковского, вернувшийся на улицы Казани после службы в Афганистане, так и не снимает с себя тельняшку десантника, как бы преподнося ее как часть своей идентичности, но и заявляя, что надеть-то больше нечего.

Сломанные носы, полуотрезанные уши, душные кладовки, выдаваемые за спортзалы, плохая водка «из горла», дешевые сигареты, омерзительная на вид еда и грязь зимних застывших улиц. О какой романтизации тут идет речь? Нет, это не романтизация, это самый настоящий дидактический материал, по которому зритель должен понять и усвоить, к чему ведут эти шакальи стаи, эта извращенная пацанская этика, эта безоглядная жестокость.

Когда в кадре появилась девятиклассница в школьной форме, я тут же сказал: «Её изнасилуют, а потом она совершит самоубийство». Хотел бы я ошибиться, но я не ошибся. Зритель, не смотревший сериал, скорее всего, будет удивлен, каким образом она к этому самоубийству пришла.

Когда «пацаны» дерутся в дворовой хоккейной коробке, к каждому из них режиссер прикрепляет короткий титр, из которого следует, что в скором времени, буквально в перспективе лет 3–5, все они страшным образом будут убиты друг другом и такими же, как они. Дело в том, что все эти герои имеют вполне реальные прообразы с настоящими биографиями, закончившимися печально, но закономерно.

А главный герой будет постепенно сходить с ума, потому что потеряет всё. А он не то чтобы мало имел.

Таково это слово пацана — жестокое, поучительное и отвратительное. И никакой романтики.

_______________________
*Строчка из песни Ю. Шевчука

Автор: Дмитрий Самойлов