Автор О. А. Маталыгина — доктор мед. наук, профессор кафедры пропедевтики детских болезней Педиатрической медицинской академии, Санкт-Петербург
Мы все хотим, чтобы наши дети говорили грамотно, красиво и умели ясно выражать словами свои мысли. Однако сам по себе ребенок этому не научится. Миф о саморазвитии речи по мере взросления ребенка приводит к тому, что родители спохватываются только тогда, когда начинают замечать вторичные отклонения в развитии: страдает познавательная деятельность, снижен общий запас знаний и представлений, появляются нарушения поведения. Именно поэтому профилактика и ранняя коррекция недостатков развития речи ребенка столь актуальны.
Причины нарушения речи
Нарушения речи могут быть вызваны целым рядом заболеваний. Среди них — неправильно сформированное небо («волчья пасть» и «заячья губа»), слабость или паралич мышц неба (церебральный паралич), снижение слуха, аллергия, затрудненное дыхание вследствие увеличения аденоидов и миндалин, проблемы интеллектуального и психологического развития и т. д. Связь нарушения речи с подобными состояниями может потребовать помощи хирурга (исправление неправильно сформированного неба или губы), ортодонта (коррекция положения зубов), отоларинголога (лечение носоглотки), аудиолога (лечение нарушений слуха), психолога или психиатра (помощь при нервно-психических отклонениях). Однако у многих детей нет этих причин, и проблемы с речью связаны у них с различными физическими и эмоциональными факторами, а также особенностями взаимодействия с окружающей средой.
Очень важной причиной является снижение уровня языковой культуры общества в целом. Зависимость речи детей от особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются, очень велика. Неправильно оформленная речь, нелитературные выражения могут явиться причиной того, что маленький ребенок не сможет в полном объеме воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него сформируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приведет к появлению дефектов звукопроизношения. Влияние речевой среды на развитие речи может быть положительным, если ребенок окружен людьми, владеющими культурой речи, и если взрослые, общающиеся с детьми, поощряют их активную речь. Общение является важнейшим условием развития нормальной речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Если с ребенком мало разговаривают, то его речь развивается медленно.
Общие рекомендации по профилактике нарушений речи
Непосредственная профилактика нарушений речи у детей проводится в двух направлениях.
- Забота о физическом и нервно-психическом здоровье. Необходимо развивать двигательную активность, беречь и развивать нервную систему ребенка. Важно не допускать ушибов в области головы, повреждений органов слуха, оберегать органы артикуляции (исключить сосание пальцев, позаботиться о своевременном подрезании короткой уздечки языка).
- Направленное речевое развитие. Речь — это физиологический процесс. Он тесно связан с физическим и нервно-психическим созреванием, требует скоординированной работы легких, трахеи, гортани (голосового аппарата), глотки (горла), рта, языка, зубов, губ и неба. Как и все сложнокоординируемые действия, речь формируется в процессе обучения, которое начинается в младенчестве. На первом году жизни у ребенка происходит подготовка речевого аппарата к произношению звуков, идет активное развитие понимания речи и высказывания с помощью языка. В последующие годы увеличивается словарный запас, становится более точным произношение слов, осваивается грамматический строй. И только в возрасте 6—7 лет начинается освоение навыков письменной речи (письма и чтения).
Речь ребенка в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, от воспитания и обучения. Под развитием речи подразумевается:
— развитие понимания обращенной речи;
— развитие пассивного словаря (понимание значения слов, простого сюжета, лексико-грамматических конструкций);
— развитие собственной речи (лексики, грамматики, фонематического восприятия и произношения);
— развитие подвижности органов артикуляции (пассивная и активная артикуляционная гимнастика) и пальцев рук;
— работа над дыханием и голосом;
— работа над темпом и ритмом речи.
Развивать речь ребенка необходимо буквально с рождения. Установлено, что первые 2—3 года его жизни являются определяющими для развития речи. Возможности родителей в раннем развивающем обучении ребенка продемонстрированы в таблице.
Обучение языку на третьем году жизни
(Выборочные примеры по материалам «Руководства по раннему обучению», 1992)
Важно не разочаровывать ребенка в его попытках разговаривать. Насмешки и наказания не способствуют развитию речи. Родители должны относиться к усилиям ребенка с интересом, вниманием и любовью. Ошибки в разговоре нужно отмечать с ободрением. Например, если ребенок произносит «больсой дом», можно прийти ему на помощь словами: «Да, это большой дом». Подобный ответ поддерживает ребенка и ненавязчиво исправляет ошибку. Некоторые проблемы речи отпадают сами собой, если у ребенка есть хороший пример для подражания. Слушая взрослых, ребенок, который говорит «клолик», сам научится говорить «кролик».
Развитие двигательной активности
В головном мозге область, отвечающая за речь, расположена рядом с общей двигательной областью и фактически является ее частью. Поэтому развитие моторной речи прямо зависит от развития моторики ребенка в целом.
У большинства детей с нарушением речи имеется недостаточная сформированность функции движения. Она проявляется несовершенством общей двигательной активности, работы мышц лица, в том числе артикуляционной мускулатуры, а также тонких движений кистей и пальцев рук. У детей имеются трудности в регуляции и контроле произвольных движений.
Недостаточная сформированность движений рук, ног, туловища проявляется в виде плохой координации частей тела. Ребенок не может точно и четко выполнить гимнастическое упражнение. Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания, например, когда дети застегивают и расстегивают пуговицы, зашнуровывают и расшнуровывают обувь, завязывают и развязывают ленты, пользуются столовыми приборами. Недостаточность лицевой и артикуляционной моторики проявляется в бедности, невыразительности мимических движений, в нечетком или неправильном звукопроизношении, в общей «смазанности» и невнятности речи. У некоторых из этих детей моторная недостаточность несколько сглаживается к концу дошкольного возраста. Однако в большинстве случаев (главным образом у детей со сложными речевыми дефектами) отставание в развитии двигательной сферы наблюдается на протяжении всех школьных лет. Без соответствующей коррекционной работы оно закрепляется и остается на всю жизнь.
Участие двигательной системы в становлении речи объясняет высокую значимость активной стимуляции развития всех компонентов двигательной сферы ребенка — мышц, отвечающих за общие движения, тонкие движения рук, артикуляцию и мимику.
Особенно велико влияние импульсов, поступающих в речевые области мозга от пальцев рук. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. Развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости и подготавливает почву для последующего формирования речи. Связь функции кистей рук с речью настолько тесная и значимая, что тренировку пальцев рук можно считать мощным физиологическим стимулом развития речи.
Развитие тонкой моторики рук
Тренировку пальцев рук можно начать с 6—7 месяцев и продолжать в дошкольном и школьном возрасте. Приемы могут быть самыми разнообразными и зависят от возраста ребенка. Важно, чтобы в движение вовлекалось больше пальцев и движения были как можно более энергичными. В работе над тонкой моторикой рук применяются специальные упражнения различной направленности: статические (удержание приданной пальцам определенной позы), динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую), расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др.
Эффективность занятий можно повысить, если упражнения пальцевой гимнастики проводить во время чтения сказок, рассказов, проговаривания стишков. Дети в это время могут изображать пальцами персонажей и инсценировать их действия. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон. Речь при этом делается более громкой, четкой и эмоциональной.
Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие. Выполнение упражнений должно быть регулярным. Время выполнения упражнений не должно быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают. Очень важно участие и ободряющее поведение взрослого.
Для развития мелкой моторики рук могут быть использованы:
— завязывание и развязывание узелков на шнурках;
— лепка;
— разрезание картинок;
— переборка крупы;
— нанизывание бусин на шнурок;
— шнуровка;
— составление фигурок из счетных палочек;
— рисование по заданному контуру;
— обводка шаблонов, трафаретов;
— штриховка и раскрашивание картинок;
— графический диктант (выполнение узора на клеточном поле);
— оригами;
— инсценировка пальчиками скороговорок.
Выполняя пальчиками различные упражнения, кисти рук приобретают хорошую подвижность, исчезает скованность движений, что не только развивает речь, но и совершенствует процесс письма и рисования. В случаях затруднений в овладении тонкими ручными действиями ребенок нуждается в дополнительном исследовании двигательной сферы с целью организации коррекционно-педагогической работы с ним по индивидуальной программе.
Массаж кистей рук
Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает ее тонус и сократительную способность. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении всех систем и органов. Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Проводится массаж несколько раз в день, продолжительность 3—5 минут.
Массаж включает в себя следующие типы движений.
- Поглаживание: совершается в разных направлениях.
- Растирание: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее).
- Вибрация — нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев (можно использовать вибромассажер).
- Массаж с помощью специального твердого мячика: мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев.
- Сгибание-разгибание пальцев: пальцы изначально сжаты в кулак; каждый палец по-очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.
Для массажа может быть использована речевая игрушка с вшитыми внутрь нее пластмассовыми шариками. Можно применить такое упражнение, как катание шариков всеми пальцами (выполняется сначала одной рукой, затем обеими одновременно).
Гимнастика для пальцев рук
- Поставить руки на стол, вращать кисти рук в разных направлениях.
- Сложить ладони и разводить пальцы рук.
- Сомкнуть пальцы рук, вращать большие пальцы один вокруг другого.
- Выпрямить ладони, указательным пальцем одной руки надавливать на первую фалангу пальцев другой руки, поднимая и опуская их.
- С силой сжимать по очереди пальцы левой и правой руки.
- По очереди вращать в разные стороны пальцы рук.
- Медленное и плавное сжимание вытянутых пальцев рук в кулак. Темп упражнения постепенно увеличивается до максимального, потом вновь снижается.
- Постукивание согнутыми пальцами рук по столу, вначале совместное, а в дальнейшем — каждым пальцем в отдельности.
- Быстрое поочередное загибание пальцев одной руки указательным пальцем другой руки.
- Вытянуть руки, слегка потрясти кистями, размять кисть одной руки пальцами другой руки.
Артикуляционная гимнастика
Статические упражнения. Каждое упражнение выполняется четко, медленно по 8—10 раз.
- «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10—15 секунд.
- «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10—15 секунд.
- «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 секунд.
- «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 секунд.
- «Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10—15 раз.
Динамические упражнения
- «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет. Проделать 15—20 раз.
- «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10—15 раз.
- «Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения «Лошадка», язык не должен отрываться от неба.
- «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводиться по счету 10—15 раз.
- «Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз.
- «Змейка». Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.
- «Маляр». Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление.
- «Барабанщики». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося «д-д-д». Сначала звук [д] произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.
Профилактика речевых нарушений в дошкольном учреждении
Дошкольный возраст — период наиболее интенсивного овладения детьми не только правильным звукопроизношением, определенными лексико-грамматическими средствами языка, но и речью как социально значимой и постоянно востребованной деятельностью. Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Речевые привычки, сложившиеся в детстве, отличаются высокой устойчивостью. Дефекты речи сохраняются и закрепляются. Любая задержка, любое нарушение в ходе развития речи отражается на поведении, а также деятельности в различных ее формах, отрицательно сказывается на общении детей с окружающими людьми.
Логопедическая работа в детском дошкольном учреждении неспециального типа включает в себя несколько направлений. Это профилактика речевых нарушений до их возникновения, совершенствование разных сторон и качеств речи, преодоление уже имеющихся нарушений речи, коррекция и стимуляция таких психических функций, как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление. Самое важное направление — это профилактика и предупреждение речевых нарушений.
Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи и включает в себя:
— развитие слухового внимания детей;
— развитие мелкой моторики пальцев рук;
— развитие подвижности артикуляционного аппарата;
— уточнение артикуляции и произношения звука или его вызывание по подражанию.
В тех случаях, когда дошкольное учреждение общего типа не имеет возможности работать в непосредственном контакте со специалистом-логопедом, речевые нарушения у детей должны стать объектом особого внимания педагогов в рамках отдельного направления дошкольного образовательного процесса. Его основная цель — создание такой воспитательной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению и преодолению трудностей в их речевом развитии.
Важным ее компонентом и одновременно средством профилактики недостатков речи у дошкольников является правильная речь взрослых. Она должна быть абсолютно правильной и литературной, по форме и по тону — всегда безупречно вежливой; точной, ясной, простой, эмоционально выразительной, образной, размеренной по темпу и достаточно (но не чрезмерно) громкой. Структуру речи следует согласовывать с возрастом детей: чем младше ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи. Содержание речи взрослых должно строго соответствовать развитию и интересам детей.
Требования к культуре речевой среды особенно ужесточаются в тех случаях, когда приходится работать с детьми из социально неблагополучных семей, в обедненной речевой среде или в условиях двуязычия.
Профилактика нарушений речи у близнецов
Одна из особенностей близнецов на ранних этапах развития — замедление общего физического и психического развития и, как следствие, задержка общего речевого развития. Безусловно, они возникают не у всех близнецов, но в целом близнецы относятся к группе риска по предрасположенности к речевым нарушениям.
По сравнению с одиночно рожденными детьми, развитие речи у близнецов задерживается приблизительно на 6—8 месяцев. При этом у однояйцовых близнецов задержка в звуковом развитии встречается чаще, чем у разнояйцовых. С опозданием начинается развитие фразовой речи (обычно к концу второго года), позже формируется способность к чтению.
Основные проявления задержки речевого развития близнецов:
— медленно пополняется запас слов (чем меньше словарный запас в раннем возрасте, тем более длительное время требуется ребенку для овладения чтением);
— дети долго пользуются короткими примитивными фразами, медленно формируется способность к построению более сложных грамматических конструкций распространенных предложений;
— близнецы редко общаются с окружающими, предпочитая общаться между собой;
— в речи, направленной на окружающих, они пользуются ограниченным числом слов и звукосочетаний;
— замедлена способность к обобщению;
— отсутствует монолог, играющий ведущую роль в развитии предметной деятельности ребенка.
Характерной особенностью речи близнецов является ситуативность: дети могут говорить только о той ситуации, в которой они находятся в данный момент, и не могут рассказать о том, что они делали вчера и будут делать завтра. Другая особенность заключается в преимущественном использовании существительных в именительном падеже («Дай собака!»). Необычен и характер восприятия речи. Близнецы склонны к сверхобобщению и могут наделять слово смыслом, которого оно не имеет.
У близнецов существует специальный язык из понятных только им слов и фраз, на котором они общаются друг с другом. Обычно это сильно искаженные слова, услышанные от взрослых. Замкнутые друг на друге, они обходятся минимальным количеством слов.
Профилактические мероприятия, рекомендуемые семье
- Разговаривайте с каждым ребенком по отдельности, обращаясь к нему по имени. Это способствует привлечению внимания ребенка и установлению «внешнего» контакта.
- Не подражайте речи детей, произносите слова внятно, правильно стройте предложения, не торопитесь в разговоре.
- Чаще предлагайте детям различать мелодии, слушать и произносить слова с разным ударением.
- Если ребенок произносит слово неправильно, повторите это слово правильно, но не заставляйте его сразу же исправить свою ошибку. Просто включите это слово в свою речь и ненавязчиво повторяйте его.
- Не торопите детей с ответом на ваш вопрос. Близнецам нужно подумать дольше, чем их единорожденным сверстникам.
- Чаще читайте им книги и вовлекайте в беседу.
- Отдавая близнецов в детский сад, определите их в разные группы. В их лексиконе появятся новые слова и увеличится длительность фраз.
Профилактика нарушения речи у ребенка-билингва
Билингвом называют ребенка, владеющего двумя и более языками. Билингвизм может развиваться рано, если ребенок с рождения живет в двуязычной семье, или поздно, когда освоение второго языка происходит после первого.
Специфические трудности, возникающие перед ребенком при освоении двух языков, могут привести к тому, что при освоении одного языка будут подавляться знания другого или же из одного языка усваивается только часть информации. Возможна также ситуация, при которой ребенок начинает одновременно использовать слова из двух языков. Иногда освоение слов из двух языков происходит независимо друг от друга с формированием двух раздельных систем восприятия и генерации для каждого из языков. Это возможно при условии, что родители, говорящие на разных языках, одинаково много занимаются с ребенком. Но, как правило, язык матери, уделяющей ребенку больше внимания, становится основным.
Дети-билингвы, испытывающие двойную нагрузку в процессе становления речи, а затем и письма, чаще отстают в речевом развитии по сравнению с монолингвами. Они медленнее овладевают произносительной речью и учатся воспринимать звуковые сочетания родного языка. Наиболее сложной для освоения является эмоциональная выраженность языка, так как в основе лежат особенности культуры и традиции. Поэтому при освоении языка ребенком-билингвом рекомендуется как можно чаще использовать ситуации, в которых необходимо проявление разных эмоций — радости, разочарования, огорчения и т. д. Если ребенок вынужден осваивать второй язык в связи с переездом в другой языковой регион, то обязательно нужно разговаривать на этом языке дома, не надеясь на влияние языкового окружения вне дома. Иначе второй язык будет представлен микротекстами, необходимыми для приветствия, просьбы или для игры.
Профилактика нарушений речи у леворуких детей
Левши составляют около 7 % от общей популяции людей. Леворукость может быть врожденной и в этом случае она связана со спецификой организации мозга. Леворукость, сопровождающаяся нарушениями речевого развития, чаще встречается у мальчиков. Восприятие речи, как правило, не страдает, а нарушается процесс генерации речи. Для левшей характерно слоговое усвоение слов и целостное усвоение грамматических конструкций, без предварительного разложения на составляющие. В период освоения письма и чтения практически все дети-левши испытывают большие трудности в сравнении со сверстниками-правшами. Они чаще страдают такими нарушениями речевого развития, как дизлексия, афазия, дефицит речи, дизартрия. Проблемой профилактики становится невозможность у этих детей диагностики нарушений развития в раннем возрасте. Тем не менее, когда у ребенка начинает проявляться леворукость, родителям следует обратить особое внимание на его речевое развитие. Переучивание пользования левой рукой на правую детей с возбудимым типом нервной системы может привести к рассогласованности в работе нервной системы и, как следствие, к заиканию.
Биоуправление в системе коррекции речи
Для детей, чье речевое развитие имеет значительные нарушения, ученые создали компьютерную лечебно-оздоровительную технологию, базирующуюся на принципах биологической обратной связи. Биоуправление представляет собой комплекс процедур, при проведении которых пациенту посредством специальных технических устройств передается информация о состоянии той или иной функции его собственного организма. На основе полученной информации с помощью специальных приемов и аппаратуры пациент развивает навыки саморегуляции, то есть способность произвольно изменять физиологические функции организма.
Важнейшие условия правильной речи — это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Поэтому четкость движения мышц-артикуляторов, умение контролировать артикуляционный уклад и правильное речевое дыхание являются основой для свободного звуко- и слогопроизнесения, а в последующем и для естественной речи. Для воспитания плавного выдоха со звуком и слогом используются сессии биоуправления, в которых регистрируются длительность дыхательного цикла и длительность выдоха, мониторируются амплитуда звуковой волны, параметры дыхания, электромиография и температура.
Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция — это единые взаимообусловленные процессы, тренировка дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно. У детей тренируется речевой выдох (сначала на отдельных звуках, потом — на словах, затем — на короткой фразе, при чтении стихов и прозы). Чтобы купировать логоневротические проявления, понизить уровень тревоги, страха перед речью детей учат правильно дышать. Для коррекции алалии и афазии разрабатывают мышцы артикуляционного аппарата, формируют речевое дыхание. В коррекции ринолалии и ринофонии тренируется речевое дыхание и длительный ротовой выдох при одновременном контроле уровня напряжения симметричных мышц области рта. При расстройствах фонации, функциональной дисфонии программа коррекции состоит в обучении дыхательной гимнастике и контроле мышечного напряжения либо в области рта, либо в области гортани на симметричных группах мышц. Для формирования навыка правильного голосообразования активизируется мышечный аппарат с минимальной нагрузкой на него. В случае дизартрии используется сочетание артикуляционной гимнастики, тренировки дыхания и техники речи.
Основным правилом тренинга биоуправления является соблюдение постепенного перехода от легкого задания к трудному, от сохранных компонентов речи к нарушенным. Курс лечебных тренировок состоит из 20—30 сеансов. Продолжительность одного занятия 20—30 минут. Каждый сеанс начинается с артикуляционной гимнастики (миографический тренинг) длительностью 3—7 минут, далее следует дыхательная гимнастика — от 5 до 20 минут. Сеансы проводятся 3—5 раз в неделю. Вначале дыхательные упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания без речи. Постепенно в эти упражнения включают речевой материал.
Результатом тренинга являются:
— организация фонационного дыхания;
— формирование навыков четкой артикуляции и произнесения;
— формирование интонационной выразительности речи;
— стабилизация темпа ритма речи;
— преодоление логофобии.
Речь становится плавной, структурированной, эмоционально окрашенной.