Каких только азбук не было издано до войны! И опять прекрасное: стихотворение-алфавит, где на каждую букву - ребенок с определенным именем и профессией!
Иллюстрации к книжке - великолепного Владимира Васильевича Лебедева (1891 - 1967гг.), художника, которому, кажется, было подвластно всё - живопись, графика, плакатный жанр, довелось ему быть и художником-декоратором... Вы точно видели его работы:
А мы открываем книжку, которую я отыскала в этот раз в Национальной электронной детской библиотеке:
Чтобы не перегружать текст - картинки выкладываю по 5 штук в галерее.
Прелестные рисунки! Как подкупает серьезность детей, которые так вдумчиво играют во взрослые дела - обратите внимание на солидную походку Власа-водопроводчика, динамику позы Глеба-гранатометчика (хоть сейчас на плакат БГТО!) А Дима-детский доктор? Какой углубленный в себя взгляд - что он слышит в трубку? Чем же больна целлулоидная Дуня? Коклюш или скарлатина?
А игрушки! Они не подделываются под "настоящее", они условны - и при этом будто взаправду! Сколько вкуса в этих придумках - бери и делай по ним самолет, жнейку, паровоз!
И конечно блестящее отражение времени накануне Второй мировой - со всей милитаризацией жизни, с поэтизацией военного служения Родине и труда на благо народа, с воспитанием вдумчивого, осознанного поиска своего главного дела в жизни.
Владимир Васильевич Лебедев сочетает несочетаемое - камерность иллюстрации к детской книжке и... плакатность, так четко-выразительны позы, пойманные в моменте, что рисунки, пожалуй, не проиграют, будучи напечатаны в большом формате. Кстати, кроме знаменитых "Окон РОСТА" (где Лебедев вместе с Л.Бродаты и В. Козлинским входил в список ведущих художников) он будет работать и в "Окнах ТАСС", где создаст около 40 плакатов в годы Великой Отечественной.
Не сомневаюсь, что маленькие читатели книжки, вдохновленные рисунками, отправлялись исследовать жизнь, раскачиваясь на коне как "настоящий Щорс", "штурмовать Арктику", играть в цирк - а то и попросят у родителей карандаши и краски... Хотя вот с электричеством лучше поосторожнее, да и разговаривать с соседом по-японски в 1940 году как-то чревато...
Ну прелесть же, правда?
Как всегда, рада была с вами поделиться находкой!
Остаюсь искренне ваша, - Умная Эльза!