Существует много профессий, где необходимо выполнять однообразные действия по 8-10 часов каждый день. Например распределитель пищевой массы для начинки кондитерских изделий. Такая работа имеет несколько доньев. Во-первых это созидательный труд, за которым можно размышлять о насущных вопросах и о проблемах мироздания, одновременно понимая, что своим трудом даришь радость вкуса многим людям. Но если оголтело, без раздумий, механически работать скребком, то это может привести к одеревенению корыта внутреннего мира, которое способен наполнить всякий прохожий, или даже голоса извне. Так происходит с Анной, которая в один момент начинает записывать по ночам сообщения, как будто диктуемые посланниками внеземных цивилизаций..
Анна Меликян сняла в 2007 году потрясающее кино Русалка, где Мария Шалаева играет странную девушку, влюбляющуюся в Евгения Цыганова. Это было откровение, среди многочисленного вторсырья мы увидели стоящий фильм о молодёжи и для неё. После режиссёрка снимала стабильно раз в год-два, но такого дуновения свободного морского летнего ветра как в Русалке уже не ощущалось. Как и в Чувствах Анны.
В фильме рассказана история многих и многих женщин, в первую очередь, мясистолицых работниц фабрик и заводов, которые существуют на работе, где можно что-то вынести, а не на производстве сладкого счастья. Они трудятся там, где так же как и ты, все следят за телевизионными событиями, полётом на Марс, а не за окружающим пространством: квартирой, детьми, улицей, собою. И когда случается шанс на отмывание от меланхоличной слизи, им могут воспользоваться единицы, ты по инерции массового поклонения собираешь крохотные сливки, не веря в происходящее. Но когда приходит понимание, становится слишком поздно, массы увлечены уже другими вершинами, и такое падение самое трудное испытание для беспозвоночных служительниц сладкой индустрии.
Героиня Михалковой, наперекор названию, не испытывает чувств, почти никаких. Она в сомнамбуле шагает на ощупь не глядя по сторонам всю жизнь. Однажды погрузившись в это состояние, поняв, что ничего выдающегося из себя не представляет и лучшей жизни, чем та, которой она живёт, уже не наступит. Так безопаснее переносить тягость этой чудовищной мысли. И именно этот интеллектуальный и чувственный анабиоз приводит её к связи с космосом, всплеску чувств, как приводит к взрыву из недр земли вековое образование минеральных вод. Но как стремительно такая энергия начинает свой путь, так быстро иссякает её напор, который необходимо подпитывать всю жизнь, трудясь над поддержанием горения пламени бытия.
Идея картины понятна, она актуальна для миллионов во всём мире. Но одной идеей здесь вряд ли можно обойтись. Необходим хороший сценарий и изобретательный подход в передаче чувств, их отсутствия. Визуально кино выглядит вторично в худшем смысле. Урбанистические локации, в которых фриковые конструкции домов и путепроводов должны некоторым образом подчеркнуть депрессию настроения, чему и монохромная плёнка должна вторить, выглядят примитивно в ч/б изображении. Лишь один эпизод с выходом в космос космического корабля радует око, но это финальная сцена, до неё не всякий доживёт. Часто кадры семейной толкотни и других отношений людей смотрятся как Ночи Кабирии Феллини или любой чёрно-белый фина Каурисмяки. Но в целом чувствуется непроработанность кадра, который под саунд Шортпарис изредка начинает дышать.
Анна Михалкова не похожа на сотрудницу кондитерки, хоть и лицо её проходит контроль ширины, и та же невыразительность. Но когда надо запутавшись изливаться в откровенном отчаянии перед мужем, здесь не помагают внешние данные, надо чувствовать такое уныние. Тимофею Трибунцеву в этот момент остаётся раскрывать веки и зыркать глазами, что он на протяжении всего повествования делает, хорошо, но не на нём строится фильм, а жаль, мужские заботы трещат под топором женского кино в России, к сожалению.
Чувства Анны это трагедия русской женщины, со всеми пылинками и трещинками со времен крестьянствования пра-пра-баб. Это упакованная в дешёвый целофан сказка о рыбаке и рыбке, где бабка задыхается от яблочного привкуса скотча и не может себе придумать большего, чем лисья шуба.
P. S.: В фильме есть две сцены, откровенные во всевозможных смыслах, которые обнажают проблему непонимания наготы в нашем современном кино. В обоих отрезках эти голые тела не к месту и не ко времени. Михалкова красивая русская женщина, и всё у неё на месте, только Чувства Анны надо показываткь не физиологией, а эмоциями.